Елена Рерих — биография
Елена Рерих – русская писательница, эзотерический философ и общественный деятель. Супруга художника и исследователя Николая Константиновича Рериха.
У знаменитого путешественника и живописца Николая Рериха была супруга Елена, чей вклад в развитие философии и исследования в области эзотерики сегодня считается фундаментальным. Глубоко изучив Агни-Йогу, или так называемую «Живую этику», женщина выпустила ряд научных трудов, самыми известными их которых стали перевод «Тайной доктрины, синтез науки, религии и философии» и «Основы буддизма». Елена Ивановна стала одним из главных популяризаторов «самой мирной религии», положив начало движению нью-эйджа среди склонных к мистицизму людей.
Детство и юность
Девичья фамилия Елены Ивановны – Шапошникова. Родилась она 12 февраля 1879 года в петербургской семье архитектора Ивана Ивановича и его супруги Екатерины Васильевны. Мать девочки происходила из старинного дворянского рода Голенищевых-Кутузовых, самым ярким представителем которого был великий военачальник Михаил Илларионович.
Маленькая Лена с детства была окружена представителями бомонда – писателями, художниками, композиторами, часто бывавших в доме Шапошниковых. Выросшая в творческой среде девочка рано увлеклась рисованием, чтением литературы, игрой на фортепиано и изучением религии.
Обучалась Елена в Мариинской женской гимназии, где демонстрировала поразительную усидчивость и способность быстро «схватывать» материал. В 1895-м Шапошникова поступила в столичную музыкальную школу, по окончанию которой мечтала стать слушательницей консерватории. Этому воспрепятствовали родители – они считали, что студенческая среда «кишела» революционными настроениями, которым их дочь могла с легкостью поддаться.
Философия и литературная деятельность
Елена и Николай были единым целым, этот факт подтверждают опубликованные переписки и свидетельства их современников. Над многими шедеврами они трудились совместно. Они обожали путешествовать и всегда брали с собой детей. В 1903 году Николай Константинович и Елена Ивановна отправились в поездку по российским городам, в поисках настоящего глубинного колорита.
Муж целыми днями пропадал на раскопках, Елена же знакомилась с местными архитектурными шедеврами и изучала реставрационное дело. Как выяснилось позже, совершенно не зря – в будущем из путешествий Рерихи привозили массу уникальных артефактов, требующих восстановления. В коллекции супругов, которая теперь является достоянием Эрмитажа, содержалось более трехсот различных предметов старины.
По совету врачей Николая Константиновича в 1916-м Рерихи сменили место жительства, перебравшись в Финляндию. Через пару лет финские власти заявили о независимости своей страны и отделились от России «железным занавесом». После нескольких неудачных попыток вернуться на родину семейство решило переехать в Великобританию.
В британской столице Елена Ивановна узнала о Елене Блаватской – основательницей Теософского общества. Главный постулат организации заключался в том, что человечество должно уделять больше внимания исследованию различных философий, наук и религий методом сравнения. Летом 1920 года супруги Рерихи стали официальными членами общества.
Основные мысли о теософии Рерих изложила в своем произведении об учении Живой этики, той самой Агни-Йоги. В сборник включены расшифровки сеансов спиритизма.
На этих сеансах присутствующие общались с Махатмой Мориа – одним из «Учителей мудрости», которого еще называют «Вознесенным владыкой». Разговоры с его духом сохранялись с помощью «автоматического письма», когда под воздействием гипноза человек переходил в бессознательное состояние. Навыками погружения в транс обладали оба супруга, а Елена еще якобы имела дар прозорливости. Как Рерих писала в своих дневниках, ее первое общение с Махатмой состоялось в 20-х годах прошлого века, и с тех пор разговоры стали регулярными. В итоге Елена Ивановна выпустила более десятка книг, посвященных Агни-Йоге.
«Живая этика» является религиозным учением. Если в христианстве центром притяжения является Бог, то в Агни-Йоге этим магнитом считается духовный огонь, давший начало всей Вселенной. Учение гласит, что наш мир состоит из четырех материй: земное человеческое существование, тончайший потусторонний мир, усовершенствованный огненный мир и высший уровень, которого человек может достигнуть, лишь добившись высшего уровня своего развития.
Приверженцы «Живой этики» убеждены в существование реинкарнации. Человек получает вечную жизнь путем переселения в разные тела, находясь в которых он ищет «высшие сферы». Одним из главных законов Агни-Йоги является вера в карму.
Разумеется, Русская православная церковь не одобряла распространения этого учения. Елена Рерих, как и ее единомышленница Елена Блаватская постоянно подвергались критике со стороны священнослужителей. Духовенство предостерегало граждан, что последователи «Живой этики» автоматически отлучаются от традиционного Бога.
Весной 1925-го Рерих начала переводить «Письма Махатм», посвященные созданию Теософского общества. В этот же период свет увидело произведение «Чаша Востока», опубликованное под именем Искандер Ханум. Спустя год писательница издала свод фундаментальных законов учения Будды, объединив их в книге «Основы буддизма».
Своими философскими идеями Елена Ивановна охотно делилась с творческими людьми, учеными, политиками и сторонниками учения. Всего корреспондентов, участвовавших в переписке с Рерих, насчитывалось более полутора сотен. Со своими собеседниками женщина говорила о Живой этике и сути космизма, рассуждала о проблемах в науке и философии. В 1940 году была издана полная переписка философа, уместившаяся в двух томах.
«Письма Елены Рерих» раскрывают читателю личную философию автора, основой которой являлись три понятия – любовь, знание и красота. Одно из посланий философа раскрывает секрет получения этих заветных «ключей»: не лгать, стараться быть позитивным, не допускать темных мыслей.
Исследовательские экспедиции
Николай и Елена были неутомимыми путешественниками, для которых смысл жизни заключался в познании мира. В начале 20-х супруги посетили Соединенные Штаты, где Николай Константинович представил свои художественные работы. Пока муж занимался выставкой и встречами с общественностью, его жена основала музей творчества Рериха и открыла несколько центров искусства.
Под конец 1923 года Рерихи со старшим сыном предприняли путешествие по Индии, ставшей впоследствии их духовной обителью. Главными целями экспедиции супруги обозначили ознакомление с местоположением древних памятников и наблюдение за современным положением местной религии. Кроме того, в планы Николая Константиновича входило создание масштабной панорамы территорий азиатского государства и сбор характеризующих культуру региона артефактов.
Есть и другие версии по поводу цели поездки. Среди них – командировка, организованная по политическим мотивам и поиск мифического государства в Тибете, носящего название Шамбала.
В ходе путешествия Рерихи посетили Индию, Тибет, Монголию, Китай и российский Алтай. В своей биографии Николай Константинович писал, что экспедиция была сопряжена с рядом трудностей в бытовом плане, несколько раз ее участникам приходилось мерзнуть и голодать. Елена Ивановна стойко переносила все походные тяготы, подавая пример бодрости мужской половине команды.
Экспедиция продлилась четыре года. За это время Рерихи открыли миру новые географические объекты, собрали множество уникальных манускриптов и лингвистических исследований. После завершения поездки Николай и Елена решили еще какое-то время пожить в Индии, чтобы реализовать план по открытию института «Урусвати», специализирующегося на гималайских исследованиях. В нем Елена Ивановна стала экспертом восточных религий.
Для Рерихов сохранение мировых культурных ценностей не было пустым звуком. Они стали инициаторами заключения Договора об охране исторических памятников, научных и художественных учреждений, который в 1935 году подписали власти 22 различных государств.
Личная жизнь
До встречи с Николаем Рерихом девушка жила под заботливым родительским крылом. Знакомство с художником полностью поменяло спокойный ход ее биографии, превратив домашнюю девочку в самостоятельную, целеустремленную женщину, реализовавшую огромный творческий потенциал.
Они познакомились во время семейного отдыха Шапошниковых в селе Бологое под Новгородом. В начале 2000-х на месте первого свидания молодых людей возник «Памятник любви» — большой камень с табличкой, на которой увековечено изречение Николая Константиновича:
«В Бологом, в имении князя Путянина, я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!».
Влюбленные с первых минут знакомства почувствовали невероятную духовную близость, их объединяли одни и те же интересы – страсть к путешествиям, любовь к творчеству. В 1901 году Николай и Елена обвенчались в петербургском храме Императорской академии художеств. Родители невесты противились этому браку, но, со временем смирились.
В молодой семье родилось двое сыновей: летом 1902-го появился Юрий, а еще через два года – Святослав. Первенец по примеру матери увлекся востоковедением и изучением Агни-Йоги, а младший ребенок пошел в отца, став известным пейзажистом и портретистом.
Сыновья Рерихов, как и их мать, росли в окружении столичной богемы. В гости к Рерихам часто захаживали такие знаменитые личности, как Александр Блок, Михаил Врубель, Игорь Стравинский, Валентин Серов, Архип Куинджи.
Смерть
У Елены Ивановны было российское гражданство, и до конца жизни она считала своим домом только Россию. В 1947 году скончался Николай Константинович, после чего Рерих попыталась вернуться на родину. К сожалению, советские власти ответили ей отказом.
Писательница умерла 5 октября 1955 года в городе Калимпонг, расположенном в восточных Гималаях. Это произошло по вполне естественной причине – женщине на тот момент было 76 лет. Согласно завещанию покойной, тело ее предали огню, а на месте кремации позже появилась традиционная буддистская ступа.