Николай Константинович Рерих

Николай Рерих — биография


Николай Рерих остался в истории, как выдающийся русский художник, самая яркая фигура русского символизма и модерна, философ-мистик, сценограф, писатель, археолог, путешественник.

Знатоки живописи считают, что полотна Николая Рериха несут мудрость и просветление. Сам Рерих опасался своих картин, зачастую они оказывались пророческими. Его многогранное дарование можно сравнить разве что с титанами, творившими в эпоху Возрождения. Его творческое наследие просто огромных размеров – более семи тысяч художественных полотен, разбросанных по коллекциям всего мира, многочисленные произведения, изданные книги, дневники, очерки.

Детство

Родился Николай Рерих 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье Константина Рериха, известного в городе юриста и нотариуса, и домохозяйки Марии Калашниковой, происходившей из купеческой семьи. Кроме Николая родители воспитывали старшую дочь Лидию и младших сыновей – Владимира и Бориса.

Николай Константинович Рерих
Николай Рерих фото в детстве

С раннего детства Николая привлекала история, он очень много читал. В доме Рерихов часто собирались гости, среди которых было много творческих людей. Именно благодаря одному из таких гостей – Михаилу Микешину, Николай взял в руки кисть. Именитый скульптор Микешин обнаружил у мальчика талант к рисованию и дал ему первые уроки. Повзрослевшего Рериха отдали в гимназию Карла Мая, где он учился вместе с Дмитрием Философовым и Александром Бенуа.

После окончания гимназии Рерих продолжил обучение в Императорской Академии художеств. Но отец всегда хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Слово отца было для парня законом, он поступил в университет на юридический факультет. В академии наставником Рериха стал прославленный художник Архип Куинджи. Среди знакомых Николая появилось много выдающихся людей того времени – Николай Римский-Корсаков, Илья Репин, Анатолий Лядов.

Археологией он увлекся еще в годы студенчества, много раз участвовал в археологических раскопках, в 1895-м году его приняли в Русское археологическое общество. В каждой из поездок Рерих знакомился с местным фольклором, все тщательно записывал в тетрадь.

Николай Константинович Рерих
Николай Рерих фото в юности

Диплом об окончании Академии Художеств Николай получил в 1897-м. В качестве дипломной работы молодой художник представил свою картину под названием «Гонец», которая спустя некоторое время перекочевала в галерею Павла Третьякова. Трудовая биография Николая Рериха началась сразу после выпуска из Академии, его назначили помощником заведующего в Императорский музей. Одновременно с этим он сотрудничал с изданием «Искусство и художественная промышленность».

Живопись

В 1900-м молодой живописец отправился в Париж, где продолжал совершенствовать свое художественное начало. Его наставниками стали художники Пьер Пюви де Шаванна и Фернан Кормон. После возвращения в Россию, Рерих много времени отдавал написанию исторических сюжетов. В тот период своего творчества он пишет такие полотна, как «Строят ладьи», «Идолы», «Сходятся старцы». Тогда в его творчестве преобладала театрально-прикладная и монументальная живописи.

В 1905-м художник впервые взялся оформлять оперные, балетные и драматические спектакли. Именно к этому периоду его биографии относится активная работа по возрождению и сохранению художественной Руси и старинных памятников.

В 1903-м Рерих отправился в путешествие по самым древним городам Руси. В те годы он написал множество этюдов, где запечатлены архитектурные памятники страны. Помимо этого он трудится над эскизами, которые впоследствии применил при росписи часовен и храмов. В1910-м отправился в археологическую экспедицию, где прославился тем, что нашел разрушенный кремль Древнего Новгорода.

Николай Константинович Рерих
Николай Рерих в путешествии

Спустя три года, в 1913-м, Николай начал писать два панно – «Покорение Казани» и «Сеча при Керженце», причем размеры этих полотен были просто невероятными. Первая картина должна была украсить Казанский вокзал в Москве, однако война нарушила все планы, строительные работы по возведению вокзала заморозили, а панно на время передали в Академию художеств.

Неизвестно из каких соображений, новый директор Академии принял решение об уничтожении музея при ней, в том числе и всех экспонатов, находившихся там на хранении. Картину Рериха разрезали на множество кусков и раздали студентам. Полотно одного из величайших художников погибло из-за человеческой глупости и алчности.

Много времени художник уделял работе по оформлению книг и журналов. При его непосредственном участии вышли пьесы Мориса Метерлинка. В 1918-м Рерих с семьей уехал в Штаты. В Нью-Йорке он стал основателем Института Объединенных искусств. В 1923-м он открыл Музей Рериха, который стал его первым музеем, функционирующим за границей.

Николай Константинович Рерих
Николай Рерих в музее Рериха в Нью-Йорке

Но самое большое влияние на творчество художника оказала гималайская экспедиция. В 1923-м Рерих с родными переселился в Индию. Буквально сразу по приезду он начал подготовку к одному из самых важных в его судьбе путешествий – Рерих хотел посетить труднодоступные места Центральной Азии.

Он был заинтересован в этой экспедиции скорее не как художник, а как археолог, философ, мудрец. Ему хотелось докопаться до причин, которые привели к мировой миграции древних народностей. Путь предстоял очень длинный и трудный, начинался в Сиккиме, через Кашмир, Китай, потом путешественники должны были оказаться в Сибири, на Алтае, Тибете, побродить нехожеными областями Трансгималаев.

В общей сложности экспедиция длилась 39 месяцев. Путешественники отправились в дорогу в 1925 году и вернулись только в 1928-м.Собранного материала оказалось столько, что экспедиция получила статус самой крупной из всех, что предпринимались в 20-м веке.

Само путешествие, величественные горы, первозданная природа, вдохновили Рериха на написание огромного количества картин. Именно в те годы он и создал самые популярные свои полотна. Это была серия полотен под названием «Учителя Востока», потом цикл «Матерь Мира», в котором художник воспевал Великое Женское Начало. За эти годы Николай создал свыше шести сотен новых картин, причем многие из них отражали философские поиски художника.

Литература

Не менее выдающимся оказалось и литературное наследие Рериха. Он выпустил сборник своих поэзий под названием «Цветы Мории», ему принадлежит авторство прозаических изданий – «Алтай-Гималаи», «Твердыня Пламенная», «Шамбала».

Николай Константинович Рерих
«Агни-йога» Николая Рериха

Однако историки и биографы сходятся во мнении, что самое выдающееся литературное произведение Рериха это «Агни-йога» или по-другому «Живая этика». Он писал его при непосредственном участии своей жены Елены. Эта книга – своеобразная философия реальности Космоса, его закономерной эволюции. Это учение гласит, что эволюция человечества заключается в духовном просветлении и совершенствовании.

Николай Константинович Рерих
Николай Рерих в творческом процессе

Именно Рерих стал инициатором создания Пакта Рериха, который художник начал разрабатывать в 1929 году. Он стал новым этапом в развитии всего мирового сообщества, и заключался в защите культурного наследия всех стран. Договор, который предписывал взять под охрану все научные и художественные учреждения, подписали представители 21 страны.

Личная жизнь

Встреча Рериха с будущей супругой Еленой Шапошниковой состоялась в 1899 году. Ее родители принадлежали к интеллигентам Петербурга. В детские годы Елена любила рисовать и играть на фортепиано, в гимназии постигала тонкости религии, философии, мифологии. Молодые люди сразу понравились друг другу, у них было много общих интересов. Спустя некоторое время, дружеские отношения переросли в романтические. И, как результат, бракосочетание в 1901-м.

Николай Константинович Рерих
Николай Рерих с женой Еленой Шапошниковой

Великий художник и философ обрел счастье в личной жизни, супруги гармонировали во всем, будь то творческие или духовные вопросы. Елена во всем поддерживала мужа, стала не просто женой, но и надежным другом и соратником. В 1902-м у Рерихов родился первый сын, которого назвали Юрием. Спустя два года, в 1904-м, семья пополнилась еще одним ребенком – сыном Святославом.

Если в книге Рериха упоминалась Елена, то не иначе, как под именем «другиня» или «вдохновительница». Только что созданные полотна Николай нес показывать именно ей, он верил в ее вкус и интуицию. В каждой экспедиции или путешествии Елена находилась рядом с мужем. С ее помощью Николай прочел труды индийских мыслителей.

Есть компетентное мнение, что Елена имела психическое заболевание. Об этом стало известно благодаря свидетельству семейного доктора Яловенко. Он говорил, что у Елены «эпилептическая аура», что больные с таким диагнозом слышат какие-то голоса, могут видеть предметы, невидимые другим людям. Именно об этом доктор и рассказал Рериху, но художник проигнорировал эту информацию. Николай был полностью под влиянием супруги, он верил, что Елена обладает экстрасенсорными способностями.

Смерть

Болезнь сердца Рериху диагностировали в 1939-м. Он загорелся идеей вернуться домой, в Россию, но разразилась Вторая мировая война, и получить визу ему не удалось. Разрешение на въезд Рерихи получили только спустя два года после войны – весной 1947-го. Обрадовались, и начали готовить свой отъезд.

Николай Константинович Рерих
Памятник Николаю Рериху

Вещей было очень много, в основном картины, которых скопилось более четырехсот. 13 декабря 1947-го художник как всегда работал, он хотел завершить полотно под названием «Приказ учителю». Его сердце остановилось мгновенно. Похороны известного русского художника прошли с соблюдением индийского обычая. Его тело кремировали, прах развеяли с вершины горы. На том месте, где сожгли его тело, стоит памятник, простой камень, на котором выгравирована надпись: « Великому русскому другу Индии»

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Николай Константинович Рерих?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя