Евгений Багратионович Вахтангов

Евгений Вахтангов — биография


Евгений Вахтангов — советский режиссер, актёр и педагог. Известен как основатель и руководитель Студенческой драматической студии. 13 февраля 2023 года Евгению Багратионовичу Вахтангову исполняется 140 лет.

Детство

Родился будущий русский режиссер 1  (13) февраля 1883 года во Владикавказе (Терская область Российской империи ныне Северная Осетия) в богатой русско-армянской семье армяно-григорианского вероисповедания. Его отец Богратион Сергеевич Вахтангов был не просто купцом 2-й гильдии. Он был новатором в табачном производстве, первым в России, кто начал использовать труд слепых в промышленном производстве. Сидя у конвейера, слепые рабочие одним движением брали ровно двадцать пять папирос и вторым движением укладывали их в специальную коробку. Этот дар новаторства перешёл к его сыну.

Мать – Ольга Васильевна из семьи тифлисских табачных фабрикантов Лебедевых, очень любила сына. Она была русской и православной, что, скорее всего, и привело впоследствии к русскоязычной версии его отчества.

Евгений Багратионович Вахтангов
Евгений Вахтангов в юности

О детстве Евгения Вахтангова мы знаем, в основном, из воспоминаний Рубена Николаевича Симонова, отец которого — владикавказский армянин Никогайос (Николай) Давидович Симонянц, был близким другом Богратиона Сергеевича. Дяди Рубена Симонова учились в одной гимназии с будущим режиссером.

Отец мальчика был деспотичным и держал всю семью под своим контролем. Увлечений сына не признавал и не поддерживал. Самолюбивый и властный Богратион Сергеевич видел в сыне продолжателя своего дела, а не кого-то там, на театральных подмостках.

Конфликт отца с сыном зашёл так далеко, что Евгений после отъезда из Владикавказа не навещал родительский дом и даже не был на похоронах отца в 1921 году.

Сам Вахтангов о своем детстве вспоминать не любил и только умирая, вспоминал своего деда Сергея Абрамовича, шепча в бреду «папи» (по-армянски  «дедушка»). Дед очень любил внука и тот платил ему тем же.

Годы учёбы

Учился Евгений Вахтангов во Владикавказской классической мужской гимназии, куда был зачислен в 1894 году. В гимназии он славился аккуратностью в работе и внимательностью,  имел отличное поведение, исправно посещал уроки. Но учеба не особенно занимала его, он увлекался танцами, музыкой, литературой. Его рассказы и статьи появлялись не только в гимназической газете «Нус», но и Владикавказская газета «Терек» публиковала его материалы о театре. Он много играл, сначала в домашних спектаклях, позднее в гимназическом драмкружке, в 1901 году попробовал себя как постановщик. Активно посещал Владикавказское музыкально-драматическое общество.

В 1904 году, будучи в Грозном, он организовал труппу Евгения Вахтангова, с которой началась театральная жизнь этого города. Через несколько лет в нём давал спектакли Грозненский драматический театр, в котором в 1910 году он выступал – антерприза Вахтангова.

Евгений Багратионович Вахтангов
Евгений Вахтангов

В годы Первой русской революции 1905 – 1907 годов состоял в Центральном университетском органе – ЦОУ – организованном студентами-революционерами. Примыкал к фракции эсеров. Славился на фабриках и заводах как хороший агитатор, распространял революционную литературу.

В 1909 году, оставаясь студентом Московского университета, желая получить театральное образование, Вахтангов начал обучение при Московском Художественном театре. Его зачислили сразу на второй курс театральной школы при МХАТе,

Закончить  Московский университет Евгению Багратионовичу не удалось.

Весной 1911 года студент Вахтангов просил ректора университета разрешить посещать занятия и внести плату за обучение в размере 25 рублей во время весеннего семестра. Но в ноябре 1911 года он получил из университета документ – свидетельство об отчислении из учебного заведения в связи с неуплатой за обучение.

Театральная жизнь

Начиная с домашних спектаклей и гимназического драматического кружка, Евгений Вахтангов тяготел не только к актерской стезе. Его всегда интересовала режиссура. Попробовав себя как постановщика, в 1901 году он до конца дней стремился к новаторству в этой деятельности.

В 1904 году состоялись его режиссерские спектакли в г.Грозном, а в 1904 1905 годах – режиссерский дебют в студенческом театральном кружке. Он ставит спектакль «Педагоги» по пьесе немецкого автора Отто Эрнста «Воспитатель Флаксман». Это грустная и одновременно веселая пьеса о порядках в немецкой школе, премьера которой в Вахтанговской трактовке состоялась в январе 1905 года, как нельзя больше подходила к той эпохе. Сам спектакль давался в пользу нуждающихся.

Евгений Багратионович Вахтангов
Спектакль Евгения Вахтангова «Потоп»

Именно тогда закладывались и формировались основы творческого мастерства Вахтангова и как актера, и как режиссера: глубокое проникновение постановщика и исполнителя в душевную и духовную жизнь и судьбу персонажа, острота и отточенность этого восприятия литературного героя при перенесении на сценические подмостки и попытки донести своё восприятие до зрителя.

Он учился в Университете и параллельно ставил спектакли и играл сам – в Москве, в том числе и в очень популярном самодеятельном Михайловском драмкружке, организованном  Евгенией Иосифовной Завадской, матерью будущего режиссера Юрия Завадского, в Грозном, во Владикавказе во время своих приездов туда. И каждый раз для каждого спектакля Вахтангов составлял общий план, разрабатывал мизансцены, выверенно и тщательно перечислял реквизит, все предметы, которые должны были находиться на сцене и  их передвижение по ходу спектакля. Он тщательно описывал костюмы, придумывал грим и походку актеров, чтобы раскрыть характер персонажей.

Евгений Багратионович Вахтангов

Он оттачивал своё мастерство на программах «Кабаре», организуемых студентами ради заработка и как актер и пародист, и как автор, режиссер и музыкант.

Зимой 1910 – 1911 года он, как помощник, сопровождал в Париж Леопольда Сулержицкого, у которого он учился с 1909 года. Сулержицкий был приглашен во Францию для постановки в Парижском театре Режан  пьесы-притчи Мориса Метерлинка «Синяя птица» на основе Мхатовской премьеры этой философской сказки. Премьера успешно прошла весной 1911 года.

Вот так постепенно оттачивалось мастерство Вахтангова как режиссера-новатора.

В 1911 году Вахтангов окончил Школу драмы и вступил в труппу Московского художественного театра. Ролей у него было мало, но на него обратил внимание Константин Станиславский, который рассмотрел в нём своего преемника. Вот только не срослось. Возможный преемник ушёл из жизни раньше учителя.

Константин Сергеевич поручил молодому артисту вести практические занятия в Первой студии МХТ, открытой в 1912 году — и не просто вести занятия с начинающими актёрами, а по методике актерского мастерства самого Станиславского.

Но Вахтангову этого было мало и он параллельно с работой в МХТ работал в других театрах – «Летучая мышь», «Бродячая собака», театр в Териоках – и в московских театральных школах.

Евгений Багратионович Вахтангов
Труппа Евгения Вахтангова в Париже

Особое место в этом ряду занимала Студенческая драматическая студия, созданная студентами разных институтов Москвы. Возглавить её и играть в ней студенты пригласили Евгения Вахтангова. Собирались студийцы, в основном, по ночам, так участники студии работали или учились. Собственного помещения у студии не было, поэтому репетировали на съемных квартирах, в пустых кинотеатрах и ресторанах. Декорации делали из чего придётся, в основном из мешковины. Но это не мешало студийцам репетировать, а Вахтангову пытаться создать новый «народный» театр, который должен прийти на смену элитарному.

Так же как Станиславский, главным в театральном спектакле Вахтангов считал актёра, но, в отличие от Константина Сергеевича, он полагал необходимым жёстко отделять личность актёра от того сценического образа, который он воплощает.

Увы. Все сложности, связанные с таким «неустроенным» существованием Студенческой драматической студии, сказались на первом постановке в 1914 году. Премьера пьесы Бориса Зайцева «Усадьбы Ланиных» провалилась, отклики критиков были негодующими.  Всё это отразилось на Вахтангове. Станиславский запретил ему преподавать вне стен МХТ и Первой Студии.

Евгений Багратионович Вахтангов

Но это не остановило ни режиссера, ни студийцев. Они ушли работать «в подполье», продолжая репетировать, нарабатывать материал, просто в течение двух лет после провала воздерживались от показа своих наработок и результатов публично.

В 1917 году студийцы заявили о себе как о Московской драматической студии Вахтангова публично.

Становление мастера

Студийцы занимались тайно. Среди приглашённых Вахтанговым на занятия были лучшие актёры и педагоги. Двигаться их учила Александрова, а голоса актёрам ставил сам Пятницкий. Именно в этой среде родилось то понимание театра, о котором постоянно говорил Вахтангов. Всё, происходящее на сцене, должно было быть условным, и это подчёркивалось тем, что артисты надевали театральные костюмы прямо на современную одежду. В качестве декораций они часто использовали самые обычные вещи. Вахтангов работал на износ, его эмоциональное состояние постоянно было повышенным — сказывалось серьёзное заболевание желудка. Однако творческие порывы режиссёра в течение пяти лет сдерживали болезнь.

Личная жизнь

Вахтангову повезло и в искусстве, и в личной жизни. Он встретил ту единственную, что стала его женой и хранительницей семейного очага, любовью целой жизни и его музой. Она родила ему сына Сергея, названного в честь прадеда (деда Вахтангова), а позднее сохранила мемориальные вещи, собрала и систематизировала архив.

Евгений Багратионович Вахтангов
Евгений Вахтангов

Надежда Михайловна Байцурова. Уроженка Владикавказа из скромной небогатой семьи.

Они познакомились в 1901 году. Он — 18-летний гимназист, она — самостоятельная женщина, зарабатывающая себе на хлеб в конторе, переводящая с французского статьи для газеты «Терек». Её сердце дрогнуло перед сероглазым красавцем. Она посещает с ним городской театр, участвует в спектаклях, поставленных им. Возможно, она мечтала о сцене, но её сценой стала его жизнь. Отец Вахтангова был против этого брака и даже хотел лишить его наследства. Только рождение внука примирило его с сыном, да и то не совсем.

Надежда Байцурова уезжает вслед за Вахтанговым в Москву, заканчивает историко-филологическое отделение Высших женских курсов. Позднее она станет заведующей литературной частью 3-й Студии МХТ,а в октябре в 1905 году, утром перед венчанием они смотрят «Чайку» в МХТ и потом едут в храм Бориса и Глеба на Арбатской площади перед кинотеатром «Художественный».

Евгений Багратионович Вахтангов

Тогда личная жизнь не была предметом публичного обсуждения. На люди не выносились бури и страсти, бушевавшие в семье. Оставим и мы покров тайны над их отношениями. Но большую часть своей жизни Надежа Вахтангова с честью и гордостью пронесла своё  высшее звание – жены блестящего актёра и режиссёра, музы гения. Никто не знает, через что ей пришлось пройти, когда рабочий день Вахтангова длился чуть ли не 24 часа, когда их преследовали безденежье и неустроенность (нормальная квартира появилась только в 1918 году). И эта тяжелая болезнь мужа, когда не знаешь, как помочь.

Смерть

С середины 1910-х  годов Вахтангова начинают мучить боли в желудке. В январе 1919 года врачи поставили диагноз – рак желудка. Врачи сделали ему две операции, но скрыли от него диагноз.  Болезнь всё обострялась и обострялась, и в 1922 году он уже почти не поднимался с постели.

Евгений Багратионович Вахтангов
Памятник Евгению Вахтангову

29 мая 1922 года Евгения Багратионовича Вахтангова не стало.

Режиссерские работы

  • «Праздник мира»
  • «Потоп»
  • «Росмерсхольм»
  • «Свадьба»
  • «Чудо Святого Антония»
  • «Эрик XIV»
  • «Гадибук»
  • «Принцесса Турандот»

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Евгений Багратионович Вахтангов?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя