Франсуа Буше

Франсуа Буше — биография


Франсуа Буше – известный французский художник, декоратор, гравер, иллюстратор. Работал в стиле рококо. Автор многочисленных гравюр, декораций для спектаклей и оперных постановок, королевских шпалерных мануфактур, миниатюр. Расписывал изделия из севрского фарфора, веера. «Первый живописец короля», директор Королевской академии живописи и скульптуры, удостоенный многочисленных почестей.

Его называли безрассудным сибаритом, фривольным художником, олицетворением стиля мадам де Помпадур. На самом деле личность художника Франсуа Буше намного многограннее, чем это может показаться на первый взгляд. Его творчество – богатое, разнообразное, никак не вмещалось в рамки опрометчивых суждений. В его картинах нашла отражение французская придворная жизнь. Когда Буше оказался на вершине славы, его именовали «живописцем нации», «певцом красоты и полноты жизни», а в зрелости он полностью разочаровался и в жизни, и в своем таланте художника в частности. Причем, к этому приложили руку мнимые доброжелатели.

Детство и юность

Родился будущий яркий представитель эпохи рококо 29 сентября 1703 года в Париже. О том, что мальчик получил от природы дар художника, стало понятно еще в детские годы Франсуа.

Отца семейства звали Николя Буше, он художник и рисовальщик, создатель узоров для рукоделия. Зарабатывал тем, что продавал жанровые зарисовки и печатные гравюры. Подросший Франсуа трудился у отца подмастерьем, он придумывал сюжеты для собственных эскизов и пейзажей, в основном, списывал их с натуры.

Николя быстро понял, что отпрыск обладает несомненным талантом, и договорился с Франсуа Леманом, что он возьмет на обучение его сына. Следующие шесть месяцев своей биографии Буше провел с Леманом, перенял у опытного педагога технику рисования. Однако этот период жизни никогда не вызывал у Франсуа Буше теплых чувств и благодарности.

Портрет Франсуа Буше в юности

Примерно в 1720-м молодой человек поступает в ученики к граверу, и благодаря этому, сам начал зарабатывать на свои нужды, отказавшись от опеки отца. В это время он начал «обрастать» нужными знакомствами, с помощью которых реализовывал свои произведения. При выполнении заказов начинающий гравер старался учесть все пожелания и просьбы клиентов.

Спустя некоторое время Буше начал изготавливать иллюстрации для печатных изданий, работал над оформлением «Французской истории» Габриэля Даниэля. С каждым созданным эскизом искусство графики Франсуа все более совершенствовалось, он работал пастелью и углем. За один из своих эскизов молодой художник получил премию.

В 1723-м Буше отправил одну из своих работ для участия в академическом конкурсе, получил за нее вознаграждение, и у него появилась возможность отправиться за границу. Франсуа побывал в Риме, познакомился с классической итальянской живописью, которая, кстати, его совсем не впечатлила. Но, несмотря на это, по возвращению домой, живописец создал целую серию тематических полотен, которые его и прославили.

Живопись

К 1730-му году Буше уже был известным живописцем, автором интерьерных произведений и декораций для постановки «Персей». В тот же период он создал свои непревзойденные изделия из фарфора, эскизы для гобеленов, написал картину «Ринальдо и Армида», которая хранится в национальном музее.

«Ринальдо и Армида»

Одновременно с небольшими работами, Буше трудился над созданием монументальных произведений, украсивших апартаменты Версаля. Ими владела королевская семья. Для создания картин художник часто использовал мифологические сюжеты, аллегории. Портреты придворных и правителей выполнены в традициях стиля рококо.

В 50-е годы, уже в качестве профессора Королевской академии Парижа, Франсуа вплотную занялся гравюрой. В тот период вышла серия его тематических работ. Кроме этого, художник очень любил гулять по предместью Парижа, любоваться окружающими красотами, а потом переносить увиденное на холст, используя масляные краски. Так рождались многочисленные пасторали и пейзажи Франсуа Буше.

«Отдыхающая девушка»

Он был прекрасным рисовальщиком, работал не только пастелью, но и гуашью. Художнику нравилось сочетание черного и белого мела с сангиной. Это значит, что рисунок выполнялся в «три карандаша» на тонированном в коричневый тон листке бумаги. Это способствовало созданию изысканных цветовых эффектов. Буше стал автором более сорока эскизов, которые вошли в шесть серий шпалер – «История Психеи», «Сельские празднества», «Любовь богов», «Китайская серия» и другие. Рисунки выдающегося художника украшали фарфор, по ним изготавливали бисквитные фигурки, на которых изображали детишек и пасторальные сцены – «Маленький садовник», «Едоки винограда», «Продавец бубликов».

Аристократы очень любили позировать художнику для так называемых «портретов-состояний». Характерными особенностями таких полотен было изображение человека в полный рост с кукольным лицом, выполненное в насыщенных броских тонах. В настоящее время выпускаются многочисленные фотоальбомы и каталоги, где собраны лучшие из таких портретов, созданные Буше – «Женская головка, или Пробуждение», «Светловолосая одалиска», портрет маркизы де Помпадур.

«Мадам де Помпадур»

Франсуа нельзя назвать портретистом, но он все же часто обращался именно к портрету, особенно, когда изображал маркизу де Помпадур, фаворитку Людовика XV. Ее первый портрет художник написал в 1756 году. На знатной даме шелковое платье, в руках книга. Она стоит на фоне фортепиано, в своем модном будуаре собственного замка Бельвю.

Все картины художника характеризует оливково-коричневая гамма. Буше любил сочетать несколько доминирующих цветов, сводил к ним всю палитру, но при этом, использовал изысканные тональные соотношения. По мнению Дидро, Буше обладал широкой и величественной манерой, сильным и верным цветом. Наряду с декоративной импозантностью, образ маркизы был наделен интимным, личным чувством, и это отличает эти портреты от других произведений художника.

«Пейзаж в окрестностях Бове»

В своем более позднем творчестве художник перестал обращать пристальное внимание на цвет, и за это пренебрежение ему очень доставалось от его современников-искусствоведов. Одним из последних полотен Буше стал «Пейзаж с рыбаком и его друзьями», также он трудился над созданием декоративных рисунков в медальонах. Традиционно они размещались над столом заказчика такого медальона.

«Геркулес и Омфала»

В настоящее время произведения Франсуа Буше пользуются большой популярностью. Они находятся в экспозициях самых известных в мире музеев – Лувра, Эрмитажа, Собрании Уоллеса, Музее Коньяк-Же. Полотна «Юпитер и Калисто», «Пейзаж с отшельником», «Геркулес и Омфала» перешли в коллекцию зарубежного искусства, расположенную рядом с Гоголевским бульваром в столице России.

Личная жизнь

Информацию о том, как складывалась личная жизнь известного живописца, найти крайне затруднительно. Известно, что он женился в 1733 году на прелестной юной парижанке Мари-Жанн Бьюзо. Она позировала Буше во время работы над несколькими полотнами, прославившими его.

Мари-Жанн Бьюзо

Этот брак был бездетным, поэтому Франсуа собрал вокруг себя многочисленных учеников. Наибольшие способности проявил молодой гравер по имени Жан-Оноре Фрагонар. В Европе его называли самым выдающимся представителем направления рококо. По мнению современников, именно он перенял творческий дар своего наставника.

Смерть

Выдающийся художник умер 30 мая 1770 года в Париже. К сожалению, исторические архивы не содержат информацию, проливающую свет на причины его смерти. С годами образ художника померк, на первый план вышли классицисты, и о ярком представителе стиля рококо просто забыли. Однако его имя не стерлось в истории, прошло немного времени, и картины, созданные талантливым живописцем, снова нашли своих поклонников.

Избранные картины

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • Он рисует что то кроме голых женщин?