Фридерик Шопен — биография
Фридерик Шопен – композитор с мировым именем, основатель польской пианистической школы. Он прожил короткую, но очень плодотворную жизнь, написал множество произведений для фортепиано. Сочинения Шопена стали непревзойденной классикой, вершиной мирового пианистического искусства. Этого композитора называют одним из самых ярких представителей западноевропейского музыкального романтизма.
Детство
Фридерик Франсуа Шопен родился в местечке Желязова Воля 1 марта 1810 года. Небольшая деревенька располагалась под Варшавой. В местечке семейство Шопенов пользовалось большим уважением. Отец мальчика происходил из простой семьи, но был образованным человеком, гувернером и учителем. Еще юношей Шопен переехал из Франции в Польшу.
Мама, имевшая дворянское происхождение, получила прекрасное образование, отлично знала французский язык, была музыкально одаренной женщиной. Она виртуозно играла на фортепиано, имела замечательный голос, часто пела. Любовь к мелодичным народным песням Фридерик унаследовал от своей матери.
Фридерик был вторым ребенком в семье, кроме него, в семье росло три сестры. Мальчику исполнилось шесть месяцев, когда его отцу предложили вакансию в Варшавском лицее. Семья переехала в столицу, отец стал преподавателем французского, немецкого языка, французской литературы. Кроме этого, Николя Шопен содержал пансиона для лицеистов.
Интеллигентные, чуткие родители относились друг к другу и к детям с большой любовью. Все дети в их семье обладали яркими способностями, младшая сестра Эмилия, умершая очень рано, имела яркий литературный талант. Но музыкальный дар был только у Фридерика. Мальчик часами просиживал у инструмента, подбирал, разучивал понравившиеся ему произведения.
Он был по-настоящему одержим музыкой, одаренность малыша была очевидной. Мальчик рос невероятно чувствительным, мог горько заплакать, слушая печальную музыку, или просто мелодию, тронувшую его душу. Нередко Фридерик вскакивал ночью, чтобы подобрать аккорд или мелодию, с которой он не сумел справиться днем.
Образование
В пятилетнем возрасте юный музыкант уже стал выступать с концертами. Уже тогда его называли маленьким чудом, вторым Моцартом. В семь лет родители отправили его учиться в класс знаменитого пианиста Войцеха Живного. Это было нелегко, потому что кроме того мальчик был обязан учиться, ежедневно посещать варшавское училище и готовить уроки. Уже в восьмилетнем возрасте о нем писали в газетах, как об очень одаренном музыканте и композиторе, сочинившем свою первую пьесу под названием «Полонез».
Пять лет упорных занятий под руководством Живного превратили юное дарование в настоящего музыканта-виртуоза, который по техническим, музыкальным навыкам нисколько не уступал взрослым. Когда педагог понял, что ученик в некоторых вопросах уже превосходит учителя, он завершил курс обучения.
В 12 лет Шопен стал брать уроки у варшавского музыканта Юзефа Эльснера. Под руководством этого человека он изучает теорию музыки.
В этот же период талантливый юноша попал под покровительство князей Четвертинских и князя Антона Радзивилла, с помощью которых он оказался в высшем обществе. По воспоминаниям современников, Фридерик производил очень приятное впечатление на всех окружающих. Он был очень хорош собой, прекрасно воспитанного, умного, тактичного человека не зря называли истинным аристократом духа.
В это время юный музыкант много ездил по европейским странам. Здесь его интересуют оперные театры и картинные галереи. Он посещает концерты выдающихся музыкантов того времени в Праге, Берлине и Дрездене. Талантливый юноша побывал и в России. Его игра произвела большое впечатление на Александра I. За доставленное удовольствие император подарил музыканту перстень, усыпанный бриллиантами.
Концертная деятельность
В 19 лет Шопен начинает свою концертную деятельность. Он выступает в Вене, в Кракове, в Варшаве и сразу же становится невероятно популярным. Через год музыкант отправляется в свое первое европейское турне, совсем не подозревая о том, что он навсегда покидает родину. Концерты, которые музыкант дает в Варшаве, Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фридерик предпринял через год, стало для музыканта расставанием с родиной.
Шопен находился в Германии, когда туда пришла весть о начале польского восстания. Молодой человек, тоже горевший желанием вступить в бой за независимость Польши, собирается вернуться на родину. Но все закончилось очень быстро, на пути в Польшу ему стало известно, что восстание подавлено, а его руководитель арестован. На родине начались репрессии, возвращаться туда было крайне опасно. Фридерик решил остаться в Париже.
Под впечатлением этих трагических событий композитор написал несколько музыкальных произведений, главным из которых стал Революционный этюд. В композиторе жила глубокая убежденность, что своей прекрасной музыкой он помогает соотечественникам сражаться за свободу.
Свой первый концерт во Франции молодой человек дал в 22 года. Париж был в полном восторге от выступления этого музыканта.
Он редко выступал в концертах в этом городе, однако в салонах французской и польской знати музыку Шопена слышали очень часто. В этот период композитор много времени отдает сочинительству. Он пишет свои первые фортепианные концерты, сам исполняет их в театрах Парижа и Вены. В близком окружении Фридерика находятся молодые таланты, точно также одержимые музыкой, как и он – Стамати, Видаль, Урбан, Бродт.
С крупнейшими европейскими композиторами того времени Шопен старался поддерживать хорошие отношения. Известно, что знаменитый немецкий композитор-романтик Роберт Шуман был с первых мгновений очарован игрой молодого польского музыканта, считал его гением.
Венгерский музыкант Ференц Лист стал последователем Шопена, много писал о жизни и творчестве своего кумира. Берлиоз, Мендельсон, Лист тоже были знакомы с Шопеном, эти выдающиеся музыканты своего времени высоко ценили талант молодого польского композитора.
Расцвет карьеры
Исследователи творчества Шопена отмечают, что пик его творческой карьеры относится к 30-м годам XIX века. В это время музыкант не только сочиняет музыку, но и занимается преподавательской деятельностью. Он обучает талантливую молодежь игре на фортепиано, что всегда было большой редкостью для музыкантов такого уровня.
Фридерик увлекается поэзией. Творчество польского поэта Адама Мицкевича глубоко затронуло душу музыканта, под влиянием его стихов композитор пишет четыре великолепные баллады. Эти произведения посвящены многострадальной родине, Польше, о судьбе которой вынужденный изгнанник не забывал никогда.
Его музыкальные баллады состоят из элементов польского фольклора, танцевальной музыки, речитативных реплик. Произведения представляют собой лирико-трагические картины из жизни польского народа, которые автор видит через призму своих переживаний. Кроме баллад, Шопен в этот период создает четыре скерцо, пишет полонезы, ноктюрны, вальсы, мазурки.
Вальс в творчестве Шопена знатоки считают настоящим автобиографическим жанром, тесно связанным с событиями личной жизни музыканта.
В то же время полонезы и мазурки они называют копилкой национальных образов. Мазурки этого композитора весьма разнообразны, это не только знаменитые лирические произведения, но и народные, либо аристократические танцы.
Особенность романтизма – апелляция к национальному самосознанию народа. Исходя из этого, Шопен при создании своих композиций часто использовал характерные для польской народной музыки интонации и звучания. В качестве примера можно привести знаменитый Бурдон – имитацию звуков фольклорных инструментов, либо острую синкопу, прекрасно сочетающуюся с пунктирным ритмом, характерным для польской музыки.
Шопен выступил новатором и в жанре ноктюрна. «Ночная песня» — такое значение имеет слово ноктюрн, однако у Шопена эта песня становится лирико-драматической зарисовкой. Первые ноктюрны этого композитора можно сравнить с лирическими описаниями природы, а последние произведения этого жанра приобретают характер маленьких трагедий.
Одной из вершин творчества Шопена этого периода исследователи считают его цикл из 24 прелюдий. В это время музыкант был страстно увлечен творчеством Баха, что и повлияло на выбор жанра. Свои прелюдии Фридерик писал в переломные годы – ими называют период первой влюбленности музыканта и время расставания с возлюбленной.
Шопен был настолько впечатлен циклом прелюдий и фуг Баха, что и сам решил написать нечто подобное. Но здесь романтик, как это часто с ним бывало, превзошел своего учителя, его произведения получили личностную окраску. Прелюдии Шопена представляют собой небольшие, глубокие зарисовки внутренних переживаний автора, написанные в виде музыкального дневника.
Педагогическая деятельность
Шопен – не только великий композитор и музыкант. Его называли гениальным педагогом. Он является создателем уникальной пианистической методики, с помощью которой многие пианисты стали настоящими профессионалами.
У Шопена было много талантливых учеников. Среди них были и барышни из аристократических семей. Самым талантливым учеником музыканта считают Адольфа Гутмана. Этот человек стал пианистом и музыкальным редактором.
Портреты музыканта
Среди приятелей Фридерика Шопен было много музыкантов и композиторов. Но сам он был удивительно разносторонним человеком, живо интересовался литературой, изобразительным искусством, имел много друзей в этих кругах. Многие художники считали за честь запечатлеть талантливого музыканта на холсте, по этой причине осталось много портретов Шопена. Самым известным портретом Шопена является работа Эжена Делакруа.
Этот портрет считали необычным. Он написан в новаторской, романтической манере, хранится в Лувре. Осталась и единственная фотография польского музыканта, во время его жизни данный вид изобразительного искусства только начинал развиваться, но фотографы успели запечатлеть знаменитого музыканта.
Личная жизнь
Фридерик не был счастлив в личной жизни. Чуткий и нежный человек мог бы стать отличным семьянином, если бы не трагическое стечение обстоятельств. Легкий, остроумный человек уже в ранней юности заслужил репутацию первого сердцееда. Внешне он был настоящим воплощением своей прекрасной музыки. Его первой избранницей стала Мария Водзиньская.
Музыкант был помолвлен со своей юной невестой. Свадьба была назначена через год, такое требование выдвинули родители невесты. Это было вполне справедливо – будущие родственники надеялись за это время как следует узнать музыканта, убедиться в его финансовых возможностях. Фридерик не сумел выдержать экзамен на прочность, его нестабильное финансовое положение стало причиной для отмены свадьбы. Инициаторами разрыва помолвки были родители Марии.
Это стало большой трагедией для музыканта, он долго не мог прийти в себя. Именно в это время он пишет свою знаменитую вторую сонату, медленная часть которой носит название «Траурного марша». Через год композитор увлекся баронессой Авророй Дюдеван, которою все мы знаем как Жорж Санд. Эта эмансипированная особа, поклонница зарождающегося феминизма, сначала вовсе не понравилась утонченному музыканту. Он даже не хотел признавать в ней женщину.
Говорят, что первое впечатление никогда не обманывает. Психологи считают, что в то мгновение, когда мы впервые видим какого-то человека, с нами говорит ангел, подсказывающий, как сложатся отношения. Писательница с папиросой во рту, наряженная в грубый мужской костюм, вызвала у Шопена чувство, близкое к отвращению. На тот момент дама была разведена, имела двух детей и увлекалась свободными отношениями.
Любовь к ней не принесла музыканту счастья. Шопен в то время был нездоров, тяжело переживал расставание с невестой, и Аврора воспылала к нему нежными чувствами. Через некоторое время музыкант поселился в соседнем доме, свои чувства влюбленные скрывали от окружающих. Затем они стали жить в одной квартире, позже – в имении писательницы, и здесь тонкому и чуткому мужчине пришлось на себе испытать все сложности жизни с женщиной, у которой есть дети.
Мориц, сын Авроры, испытывал болезненную ревность к музыканту, он не хотел, чтобы Шопен жил в их доме. Точно также вела себя и ее дочь Соланж, она устраивала бесконечные интриги и даже пыталась соблазнить Фридерика , чтобы иметь законное основание на изгнание его из дома. Некоторое время Шопен и Санд жили на Майорке, но влажный климат был вреден композитору, он стал причиной для развития туберкулеза.
Устав от скандалов и интриг, Шопен решил пожить отдельно, уехал из Ноана в Париж. Первое время он переписывался со своей любовницей, затем их связь прекратилась. Виной тому была неугомонная Соланж. Приезжая в Париж, она обязательно извещала музыканта о новых увлечениях матери, по большей части, выдуманных. Через некоторое время страстная любовь Шопена превратилась в настоящую ненависть.
Причина смерти
Окончательный разрыв с любимой послужил толчком для ухудшения здоровья композитора. Он отправился в турне по Великобритании, затем вернулся в Париж, где еще успел дать несколько концертов. Последнее время музыкант был настолько слаб, что уже не вставал со своей постели.
В октябре 1849 года он скончался от осложненного туберкулеза легких. Свое сердце композитор завещал родине, его вынули из груди, поместив в специальный кубок. Этот кубок замурован в одном из католических храмов Варшавы. Прах великого музыканта покоится во Франции, на кладбище Пер-Лашез.
Лучшие произведения
- Ноктюрн до-диез минор
- Ноктюрн ми-бемоль мажор
- Полонез ля мажор
- Революционный Этюд до минор
- Вальс до-диез минор
- Прелюдия ми-минор
- Похоронный марш из сонаты №2
- Сад Эдема