Фрунзик Мкртчян — биография
Фрунзик Мкртчян – театральный и киноактер, режиссер театра. В 1978 году награжден Государственной премией СССР, в 1984 году получил звание Народного артиста СССР.
Этого актера представлять не нужно. В Советском Союзе его имя было известно всем, а на родине, в Армении его считали национальным героем. До сих пор на главной улице Еревана висит плакат, с которого на соотечественников смотрит Фрунзик Мкртчян, весельчак с грустными глазами. Практически все картины с его участием стали классикой кинематографа страны Советов. Глядя на него, казалось, что жизнь этого человека всегда течет гладко и размеренно, что в ней нет невзгод и горестей. Но в действительности все было по другому, только об этом почти никто не догадывался.
Детство
Родился Фрунзе Мкртчян 4 июля 1930 года в городе Ленинакан, впоследствии переименованном в Гюмри. Свое имя он получил в честь прославленного революционера Михаила Фрунзе, но все домашние звали его Мгер, что переводится как «солнце».
Отца звали Мушег Мкртчян, он трудился на текстильном заводе табельщиком, мама – Санам Мкртчян работала в столовой того же текстильного завода в качестве посудомойки. Кроме Фрунзика в семье воспитывался старший сын Альберт и две младшие дочери – Рузанна и Клара.
Творческие способности мальчика проявились рано, еще в школе. В 1945-м он получил школьный аттестат, и с этого момента началась его трудовая биография. Ему пришлось работать, потому что отца посадили в тюрьму на десять лет за хищение пяти метров ткани с завода, а прожить на мизерную зарплату матери было нереально. Фрунзика взяли в клуб того же текстильного производства помощником киномеханика. Параллельно он посещает репетиции местного драматического кружка. Затем Мкртчяна приняли в студию Ленинаканского драматического театра, где он учился на протяжении года. В 1947-м его пригласили в труппу этого театра.
Фильмы
В 1951 году Мкртчян поступил в Ереванский театрально-художественный институт, где учился на курсе В.Вагаршяна. В 1956-м артист получил диплом этого вуза и поступил на службу в труппу театра Сандукяна. Тогда же дебютировал в кинематографе, где ему предложили небольшую роль в ленте «Тайна озера Севан». После окончательного монтажа картины в кадр попала только нога артиста. Особой востребованности в кино у него пока не было, зато на театральных подмостках Фрунзик превращался в настоящую звезду. В то время его задействовали в нескольких постановках, и зрители старались не пропустить ни одной с его участием.
Первая заметная роль Мкртчяна в кино случилась только в 1960-м, когда его позвали на съемочную площадку фильма «Парни музкоманды». Фрунзик перевоплотился в веселого музыканта Арсена. После этого артист на пять лет исчез с экранов, и только в 1965 году засветился в ленте «Тридцать три», снятой режиссером Георгием Данелия. Роль удалась артисту на славу, однако картина не прошла цензуру, ее посчитали идеологически вредной и запретили выпускать в прокат.
До настоящей славы и любви зрителей оставался всего один шаг, и спустя год Мкртчян этот шаг сделал. Он получил роль в легендарной комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Фрунзик сыграл Джабраила, дядю ключевого персонажа этой ленты. В этой картине артист снимался со своей второй женой Донарой, которая сыграла его экранную супругу.
В том же, 1966 году, Фрунзик снимается еще в одной культовой комедии – «Айболит-66», режиссера Ролана Быкова. После перевоплощения в симпатичного бандита, Мкртчян приобрел славу комедийного артиста, его имя называли в числе лучших представителей этого жанра.
В первой половине 70-х годов карьера Мкртчяна практически не развивалась. Сильно заболела жена, и из-за этого он почти не снимался, хотя предложения получал очень заманчивые. Зато во второй половине 70-х поклонники артиста в полной мере могли насладиться его кинематографическими перевоплощениями. С огромным успехом прошла новая работа Георгия Данелия «Мимино». Лента получилась яркой, светлой, пронизанной добротой. Партнером Мкртчяна стал Вахтанг Кикабидзе, многие их реплики ушли в народ, купить билеты на сеанс было практически невозможно. Грустные глаза Мкртчяна в сочетании с талантом комедийного актера делали его невероятно популярным. Его обожали не только зрители, но и все коллеги.
Вскоре фильмография Фрунзика пополнилась лентой «Солдат и слон», в основу которой легли реальные события. Солдаты советской армии обнаружили в Германии слона, который был угнан фашистами из Ереванского зоопарка. Командование приняло решение о возвращении животного на родину. Мкртчян сыграл того солдата, который получил приказ доставить в Ереван несчастное животное. Они отправляются в долгий и полный опасностей путь, по разрушенным городам и селам. На первый взгляд сюжет картины может показаться простеньким и незамысловатым, но в нем кроется глубина человеческой души, умение сострадать, проявить героизм и милосердие, как по отношению к людям, так и к животным. Картина попала на Всесоюзный кинофестиваль, проходивший в Ереване, Мкртчян победил в номинации «Лучшая актерская работа».
Спустя несколько лет Алла Сурикова представила на суд зрителей ленту «Суета сует», которая тоже стала знаковой в биографии Мкртчяна. Сюжет переносит в обычную советскую семью, их повседневную рутину, постепенно угасающую любовь. Фрунзик сыграл главного героя, который уходит из дома. Роль его супруги досталась блистательной Галине Польских. Супруги оказываются в очень щекотливом положении, и вскоре главный герой начинает жалеть о своем поспешном решении — развестись.
Заслуги Мкртчяна в области кинематографии отмечены Государственной премией СССР в 1978-м, а в 1984-м ему присваивают звание Народного артиста СССР.
К середине 80-х годов артист полностью перестал сниматься. Его продолжают звать на съемочную площадку, предлагают интересные проекты, но он шутливо отговаривался, мол, в такие годы на экране делать уже нечего.
К началу 90-х артист бросает и любимые театральные подмостки. Толчком к такому поступку послужило решение труппы избрать на должность главного режиссера Хорена Абрамяна, хотя после 35 лет верного служения этой сцене Мкртчян рассчитывал на это кресло. Фрунзик решился создать собственный театр, но ему просто не хватило времени, смерть уже практически стояла на пороге.
Личная жизнь
На экране и сцене театра Мкртчян выглядел веселым и успешным, тогда как в личной жизни артиста все было не так гладко. Он женился три раза, и ни один из этих браков не сделал его по-настоящему счастливым.
Первый раз Мкртчян женился на своей однокурснице Кнаре, однако супруги очень быстро развелись.
Свою вторую жену Донару Пилосян артист встретил в 50-е годы. Она была абитуриенткой Ленинаканского театрального вуза. Вскоре влюбленные поженились, вместе работали. В 1959 году родилась их дочь Нунэ, в 1972-м семья пополнилась сыном Вазгеном. Жизнь начала налаживаться, входить в спокойное русло, как вдруг пришла беда.
Доктора диагностировали у Донары наследственное психическое заболевание, не поддающееся лечению.
Мкртчян долго боролся с недугом жены, он возил ее к известным специалистам, но они только разводили руками от бессилия. Донара стала жутко ревнивой, ей постоянно казалось, что муж изменяет ей налево и направо, что он не гастролирует, а пытается бросить семью. Еще недавно счастливая семейная жизнь постепенно превращалась в ад. Из-за этих проблем карьера артиста почти не развивалась, пять лет он не снимался в кино, отказывался от выгодных проектов.
С каждым днем Донара чувствовала себя хуже и хуже. В итоге Фрунзик дал согласие на постоянное пребывание супруги в психиатрической клинике закрытого типа во Франции. Артист теперь сам воспитывал двоих детей. Подросшая дочь переехала в Аргентину, а вот с сыном все обстояло намного хуже. После обследования выяснилось, что он страдает таким же наследственным заболеванием, что и его мать. Лечение не дало никаких результатов. В итоге Вазгена поместили в ту же лечебницу, где находилась его мать. Периодически они встречались в коридоре больницы, но друг друга не узнавали.
Потом в личной жизни артиста появилась Тамара Оганесян, которая стала его третьей женой. Ее отцом был председатель Союза писателей Армении. Но и у этого брака оказался печальный конец. Супруги развелись, и Мкртчян начал серьезно прикладываться к бутылке. Он оставил кинематограф, потом ушел и из театра.
Смерть
Неудачи в личной жизни и профессиональная невостребованность сильно подкосила Мкртчяна. Он злоупотреблял спиртным, находил в нем своеобразное утешение, и именно из-за этого так рано ушел из жизни. Фрунзик уже однажды пережил клиническую смерть, однако докторам удалось спасти прославленного артиста. Журналисты писали, что артист страдает алкогольной зависимостью, хотя все родные и близкие отрицают этот факт. Говорят, что он любил хорошее вино и табак.
Опекать младшего брата взялся Альберт. Именно он и поднял тревогу, когда в очередной раз не дозвонился до Фрунзика. Потом он вспомнил, что с телефона брата можно звонить, а вот на прием сигнала аппарат не работал. Но, все же предчувствуя что-то неладное, заторопился к Фрунзику, и опоздал. Брат был мертв.
Сердце артиста остановилось 29 декабря 1993 года, ему было всего 63. По официальной версии артист умер от инфаркта. Известие о смерти Мкртчяна вызвало настоящий шок. Поклонники не могли поверить в случившееся. Церемония прощания состоялась 31 декабря, и, несмотря на праздник, хоронить своего кумира пришли тысячи ереванцев. Местом его упокоения стал Пантеон гениев армянского духа в Ереване.
Дочь артиста не намного пережила своего звездного отца. Она скончалась в 1998-м от онкологии. Ее дочь Гаяне (Ирэн) Тертерян 1984 года, постоянно проживает в Аргентине. Сына Вазгена не стало в 2003 году, Донара умерла в 2011 году.
Память артиста увековечена в пяти монументах. Четыре из них представляют собой композиции из картин, в которых снимался Мкртчян, один – именной. В родном городе артиста – Гюмри действует музей, который носит его имя. В 2006-м вышла почтовая марка с изображением Фрунзика Мкртчяна.
Избранная фильмография
- 1955 — В поисках адресата
- 1956 — Из-за чести
- 1959 — О чём шумит река
- 1960 — Парни музкоманды
- 1968 — Белый рояль
- 1969 — Взрыв после полуночи
- 1969 — Адам и Хева
- 1972 — Мужчины
- 1977 — Солдат и слон
- 1979 — Суета сует
- 1979 — Приключения Али-бабы и сорока разбойников
- 1980 — Пощёчина
- 1980 — Крупный выигрыш
- 1981 — Перед закрытой дверью
- 1982 — Песнь прошедших дней
- 1983 — Одиноким предоставляется общежитие
- 1984 — Танго нашего детства
- 1987 — Как дома, как дела?