Георгий Бурков — биография
У этого актера восемьдесят ролей в кино, причем почти все они второстепенные. Но каждый раз, когда он появлялся на экране, пусть даже на несколько минут, он оставался в памяти зрителя навсегда. У Георгия Буркова очень мало героических ролей, в основном ему доставались выпивохи, чудаки и неудачники. А сам актер видел себя Дон Кихотом и Гамлетом.
Известность Георгию Буркову принесли картины «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Они сражались за Родину», «Старики-разбойники», «Жестокий романс».
Детство и юность
Георгий Бурков родился 31 мая 1933 года в провинциальном городе Пермь. Семья была очень простая. Папа Иван Григорьевич отличался мягким покладистым характером. Вначале своей карьеры трудился простым рабочим на заводе им.Ленина, потом его назначили главным механиком. Маму звали Мария Гоголева, она не работала, отдавала все свое время единственному сыну и домашним делам.
Жора рос обычным мальчишкой, бегал во дворе с друзьями, гонял в футбол и читал все, что попадет под руку. Беззаботное детство длилось до 6 лет, пока он не попал в больницу, с подозрением на брюшной тиф. Медики настаивали на операции и родители дали согласие. Но что-то пошло не так и операция не дала желаемых результатов.
Операции последовали одна за одной. Мальчика наблюдали лучшие специалисты Перми, но все было без толку, ему становилось все хуже. Жору перевели в палату, которую про себя все называли «для смертников», и назначили седьмую операцию. Врачи уже не давали семье никаких надежд, и тогда мама приняла решение забрать ребенка из больницы. Его лечением занимались знахарки, и вскоре их травы и материнская любовь совершили невозможное – мальчик поправился.
Георгий хорошо учился в школе, очень любил читать. Привлекал мальчика и театр, куда они часто ходили вместе с мамой.
После окончания школы парень никак не мог решить, чего ему хочется больше – заниматься чем-то серьезным или связать свою биографию с миром искусства.
Он выбрал, и в 1952-м стал студентом юридического факультета Пермского государственного университета. Но и театр молодой человек бросать не собирался, поэтому начал посещать занятия в вечерней студии при Пермском драмтеатре.
Театр
После нескольких лет занятий в студии, Георгий наконец-то понял, что ему хочется связать свою жизнь со сценой. Он бросает свой юрфак и начинает заниматься поисками работы в театре. Такое заведение скоро нашлось, и Бурков вошел в труппу провинциального театра в городке Березники. Именно с этой сцены началась профессиональная карьера Буркова, затем он перешел в Кемеровский и Пермский областные театры.
Во время одного из спектаклей в зале находился театральный критик из столицы. Ему очень понравилась игра провинциального актера, и он порекомендовал главрежу Театра им.Станиславского Б.Львову-Анохину обратить внимание на талантливого молодого человека. Режиссер решил посмотреть на Буркова, и пригласил в столицу. Актер-самоучка поразил режиссера своим талантом , и был зачислен в штат театра.
Георгий Бурков с детства страдал дефектом речи. Он говорил неразборчиво и своеобразно, не все могли понять, что он хочет сказать. Этот изъян постоянно мучил актера, и он всю жизнь работал над его исправлением.
В биографии актера Буркова были и другие театры. Он долгие годы отдал «Современнику», потом МХАТу, и наконец Театру им.Пушкина. В 1988-м Бурков занял должность руководителя Центра культуры им.Шукшина. Самую яркую роль на театральных подмостках артист сыграл в 1966-м, в постановке «Анна».
Фильмы
Дебютной работой в кинематографе стала для Георгия картина «Зося», снятая в 1966-м. Актеру досталась роль в небольшом эпизоде. После этого Буркову доверили сыграть главного персонажа в фильме «Хмырь», снятого по рассказу В.Шукшина.
Первая заметная работа Буркова состоялась в 1967-м, в комедии «Зигзаг удачи», снятой режиссером Эльдаром Рязановым. Он сыграл алкоголика Петю. Сотрудничество с режиссером Рязановым оказалось плодотворным, и вскоре тот приглашает Буркова на съемки своих знаменитых фильмов «Ирония судьбы, или С легким паром», «Гараж».
В 1968-м Георгий Бурков отошел от амплуа комедийного актера и снялся в картинах «Каратель», «Наши знакомые», «Освобождение». В этих лентах его образы далеки от комических, ему пришлось перевоплотиться в интеллигента, контрабандиста и красноармейца.
В 1970-м фильмография актера пополнилась еще одной картиной на военную тематику. Это был фильм «Случай с Полыниным»,в котором кроме Буркова можно было увидеть Анастасию Вертинскую, Олега Ефремова,Олега Табакова, Нонну Мордюкову.
!971 год принес актеру новую роль в картине «Егор Булычев и другие», о том, как советская власть устанавливалась в провинциальных русских городах. В этом проекте Бурков стал Алешей.
И снова Буркова позвал на съемки Э.Рязанов. На этот раз снова была комедия под названием «Старики-разбойники», в которой актеру предстояло стать представителем правоохранительных органов – милиционером Федяевым. Одну из фраз, которую произносил Федяев, сразу сделали крылатой, и после выхода фильма на вопрос, что с тобой, отвечали: ерунда, бандитская пуля.
Следующая роль в картине «Летние сны» тоже была связана с органами, Бурков стал капитаном Галушкой.
Георгий Бурков дружил с актером и режиссером Василием Шукшиным. Это было настоящее родство душ, они понимали друг друга с полуслова и смотрели на мир одинаковыми глазами. Шукшин часто приглашал Буркова в свои картины, и актер считал эти роли самыми лучшими в своей карьере. Бурков снялся в «Печках-лавочках», «Калине красой», «Беде» и «Подранках». Эти картины зритель увидел в 70-х годах, и они сразу попали в разряд любимых.
Актер Георгий Бурков продолжает быть востребованным. В основном его герои второстепенные, но в исполнении Буркова они получались очень колоритными и запоминающимися. Практически все фильмы того периода выходят с участием Георгия Буркова – это была гарантия успеха проекта.
В 1974-м на экраны вышла картина В.Ордынского «Хождение по мукам», где Буркову предложили стать Сергеем Сапожковым. Главных персонажей доверили Ирине Алферовой, Светлане Пенкиной, Юрию Соломину, МихаилуКозакову.
В 1975-м Георгий Бурков сыграл одну из немногочисленных главных ролей в своей биографии. Это был рядовой Александр Копытовский в картине «Они сражались за Родину», режиссера Сергея Бондарчука.
Спустя год ему предложили снова сыграть главную роль в ленте «Кадкина всякий знает». Его персонаж вернулся домой с войны с ребенком, которого подобрал на одной из станций. Никто не верит, что это не его ребенок.
Конец 70-х тоже был очень плодотворным. Картины с участием Буркова выходят одна за одной. Самой успешной работой этого периода можно назвать ленту «Так начиналась легенда», где Георгию предстояло стать отцом первого космонавта СССР.
80-е годы продолжили установившуюся тенденцию – актера Буркова буквально заваливают предложениями. Среди самых успешных и кассовых можно отметить «Гостью из будущего» и «Зимний вечер в Гаграх». Самой последней работой великого актера стала картина «Убийство предателя», снятая в 1990 году. Его главарь банды получился очень реалистичным и живым.
Параллельно со съемками в большом кино, Георгий Бурков активно сотрудничает с тележурналом «Фитиль». Он снялся в 21 серии этой короткометражки, и запомнился зрителю своим неиссякаемым юмором и оптимизмом.
Приглашали актера Буркова и на озвучивание мультипликационных фильмов. Он с радостью соглашался, ведь они так нравились его дочери. Всего в копилке артиста двадцать четыре озвученных мультика.
Творческий путь актера Георгия Буркова был ярким и продуктивным. Его фильмография насчитывает 80 картин, причем актер никогда не зацикливался на одном амплуа. Георгию Буркову под силу было все – комедии, драмы, детективы.
Незадолго до смерти Бурков увлекся режиссерской работой. Его первый(и последний) фильм «Байка» вышел в 1987-м. Сценарий к нему написала Н.Семенова, а главного персонажа играл сам Бурков.
Личная жизнь
Личную жизнь Георгия Буркова нельзя было отделить от творческой. Свою будущую жену Татьяну Ухарову он впервые увидел на сцене театра им.Станиславского. Девушка еще была студенткой Щукинского училища, но уже работала в театре. Это нельзя было назвать любовью с первого взгляда, они долго присматривались друг к другу.
Их свадьба состоялась в 1965 году, причем благословения от родителей Татьяны они так и не дождались. Семья девушки была против такого выбора дочери, ведь жених был намного старше, да еще и провинциалом без денег. Жениху на тот момент исполнилось 32, а невесте всего 19.
Их семейную жизнь нельзя назвать легкой, но это были только материальные трудности. Зарплата у актеров была мизерная, они еле сводили концы с концами, зато жили душа в душу. В 1966-м они стали родителями дочери Маши. Девушка тоже стала актрисой, а когда родила сына, то даже не задумывалась над именем – назвала Георгием.
Георгий Бурков ни разу в жизни не посмотрел на другую женщину. Все друзья и близкие люди отмечали, что кроме своей семьи ему не нужен был никто. Актер был довольно скромным в быту, никогда не тратил на себя много денег. Обновлением его гардероба занималась Татьяна, ведь ему было все равно, что на нем надето, лишь бы всего хватало его любимым девочкам.
Смерть
В 1990-м режиссер Э.Рязанов начал съемки картины «Небеса обетованные», в которой дал роль Буркову. Актер учил роль, много репетировал, и даже не подозревал, что ему не суждено сыграть в этом фильме. Все произошло очень быстро и нелепо. Бурков хотел достать книгу, которая лежала высоко на полке, потянулся за ней и упал. Во время падения получил травму бедра и оторвавшийся тромб. Буркова немедленно госпитализировали, прооперировали, но самочувствие продолжало ухудшаться. Спасти Георгия Буркова не смогли, он умер от тромбоэмболии 19 июля 1990 года.
На похороны пришли только самые близкие люди. Местом упокоения великого актера стало Ваганьковское кладбище столицы.
Избранная фильмография
- 1967 Начало неведомого века
- 1968 Зигзаг удачи
- 1969 Каратель
- 1970 Случай с Полыниным
- 1971 Старики-разбойники
- 1973 Человек на своём месте
- 1974 Птицы над городом
- 1975 Они сражались за Родину
- 1975 Ирония судьбы, или С лёгким паром!
- 1977 Смешные люди!
- 1978 Отец Сергий
- 1979 Взлёт
- 1984 Жестокий романс
- 1984 Гостья из будущего
- 1987 Башня
- 1990 Убийство свидетеля