Глеб Романов – популярный советский кино и театральный актер, певец, танцор. Прославился как исполнитель танцев народов мира.
Биография Глеба Романова – яркий пример того, как собственное безволие приводит к краху не только яркого таланта, но и всей жизни. Он был настолько популярен в 50-е годы прошлого века, что никому и в голову не приходило, какой печальный конец ему уготовила судьба. Есть такое понятие «звездная болезнь». О ней не пишут медицинские справочники, но симптомы ее хорошо известны, и загубила она уже не одного талантливого человека.
Точная дата рождения будущей звезды неизвестна. Сам Глеб Романов указывал разные даты своего рождения – то 24 июня 1920 года, то 24 июля 1924 года. Точно известно лишь место рождения и социальный статус – город Тюмень, многодетная крестьянская семья.
Сведений о детских и школьных годах Романова нет. Известно, что в 1939-м он стал студентом актерского факультета ВГИКа, его принял в свою мастерскую Сергей Герасимов.
Получить диплом вуза не удалось, началась Великая Отечественная война. С 1942-го по 1943-й годы Глеб выходил на сцену театра города Ханты-Мансийска. После этого поступил в военный ансамбль, куда его взяли артистом. В составе Красной Армии прошел до Балкан. Ходили слухи, что его наградил баяном лидер Югославии – Иосип Броз Тито.
Красный диплом актерского факультета ВГИКа Глеб Романов получил в 1948 году, окончил мастерскую известных педагогов Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Глеб учился вместе с Сергеем Бондарчуком, Инной Макаровой, Кларой Лучко, Евгением Моргуновым, Музой Крепкогорской, Людмилой Шагаловой.
После выпуска из вуза Глеб поступил на службу в Театр-студию киноактера, верность которой сохранил вплоть до 1964 года. Молодого талантливого артиста задействовали в постановках «Софья Ковалевская», «Остров мира», «Три солдата», «Дети Ванюшина», «Ушаков».
Первое знакомство Глеба Романова с кинематографом произошло в 1948 году. Режиссер Сергей Герасимов пригласил его на съемки картины «Молодая гвардия», экранизации одноименного произведения Александра Фадеева. Глеб перевоплотился в Ивана Туркенича, командира молодежной подпольной организации.
После этого появился в эпизоде нескольких картин. Спустя десять лет, в 1958-м, артисту снова предложили роль главного героя – Сергея Чайкина. На этот раз он появился совершенно в другом жанре – музыкальной комедии «Матрос с «Кометы», которую снял режиссер Исидор Анненский. Помимо исполнения ключевой роли, Романов стал еще и автором сценария ленты, а также исполнителем песен «Идет влюбленный человек», «Черное море мое», «Грустная песенка».
Кроме ярко выраженных актерских данных, Глеб обладал и прекрасными вокальными данными. Его тенор-альтино звучал в сольных эстрадных номерах во время гастролей по СССР. Кроме этого, артист посетил Венгрию, Польшу, Чехословакию, Румынию, Германию, Австрию. В сотрудничестве с режиссером-балетмейстером Еленой Менес готовил концертные программы, состоящие из песен и танцев народов мира.
К 1957-му году у артиста уже имелся зарубежный репертуар, и он отправился на VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Нельзя сказать, что Глеб владел множеством языков, но на восемнадцати он пел, в том числе и на таких экзотических, как хинди и суахили. Ко всему прочему, Романов обладал редкой пластикой, он прекрасно танцевал. А еще владел несколькими музыкальными инструментами – гитарой, домрой, баяном, аккордеоном, пианино, мандолиной.
В творческой копилке артиста примерно семьдесят записанных грампластинок.
Постепенно «звездная болезнь» все больше кружила голову талантливого артиста. Глеб мог позволить себе выпить лишнего, устроить дебош, при этом совершенно не чувствуя своей вины. Во время гастролей во Владивостоке в 1965 году Романов вышвырнул из своего гостиничного номера пустую бутылку из-под шампанского. Пострадал случайный прохожий, бутылка угодила ему прямо в голову.
15 августа 1965 года на страницах газеты «Комсомольская правда» появилась разгромная статья, где утверждалось, что Глеб «психически неуравновешенный», что его поразила «звездная болезнь». Автор этой публикации обращался к читателям с вопросом, как дебоширу и хулигану Романову удавалось на протяжении трех лет куражиться и издеваться над окружающими его людьми. Он интересовался, как реагирует на художества артиста администрация Госконцерта. 29 сентября того же года актерская секция подала ходатайство, и Глеба Романова исключили из Союза кинематографистов. Е.Третьяк, занимавший должность секретаря секции, подтвердил, что Романов хулиганит не первый раз, на его счету несколько таких выходок. Он отметил, что все они освещались в прессе.
Глеба Романова осудили, дали три года тюрьмы. Однако положенный срок он не отсидел, благодаря тому, что Сергей Бондарчук и редактор газеты «Правда» подали ходатайство о его освобождении досрочно.
Звездная болезнь разрушила не только профессиональную карьеру Романова, но и его личную жизнь. Он женился, в браке родилась дочка. Но актер все чаще прикладывался к бутылке, позволял себе хулиганские выходки не только с посторонними, но и дома, в семье. Соседи часто становились свидетелями отвратительных сцен, происходивших в квартире Глеба. Оттуда зачастую доносилась брань и крики жены и дочери актера. Жена долго терпела, но потом все же решилась на то, чтобы написать заявление в милицию. Ей было стыдно признаваться, что человек, с которым прожила много лет – хулиган и мерзавец.
Романов отсидел меньше половины срока, потом его амнистировали. Однако на эстраду он больше не вернулся, его время ушло. С горя он запил, а потом пристрастился и к наркотикам. Печальный финал не заставил себя долго ждать. 15 января 1967 года он в очередной раз сильно напился, упал на улице и замерз насмерть.
Есть и другая версия его смерти, говорили, что у Романова была астма, и очередной приступ, случившийся на улице, стал причиной смерти. На тот момент ему исполнилось всего 46 лет. Тело покойного кремировали, урна с его прахом покоится на Донском кладбище столицы.
Комментарии
"Два Сольди"в его непревзойденном исполнении незабываемо!Не знала,что он был дебоширом.Сказочный,чарующий голос.Как жаль
Татьяна, это неправда. Глеб Васильевич не был ни дебоширом, ни пьяницей, ни бытовым хулиганом, как его пытаются представить в многочисленных публикациях. Просто он не пошёл на вербовку в ЧК. Была такая практика вербовать ярких актёров и актрис, да, и вообще, деятелей искусств, в сексоты ЧК. Для того, чтобы подставлять их, завербованных, в качестве лакомой приманки ("медовой ловушки" на чекистском сленге) иностранным дипломатам и журналистам. Чтобы, собрав компромат на них, тоже завербовать. Завербованных для гнусных целей женщин, актрис и моделей, на том же сленге называли "ласточками", а мужчин - "воронами". Так вот Глеб Васильевич не пошёл на вербовку, которую ему неоднократно предлагала ЧК. Ведь у него была прекрасная, яркая внешность, знание иностранных языков, огромная популярность. Особенно после "Матроса с "Кометы" - фильма, который посмотрели десятки миллионов людей и дома, и заграницей - фильм прокатывали в Польше, Германии, Венгрии, Румынии и в других странах. Но Глеб Васильевич не хотел повторять судьбу Ларисы Кронберг, Ирины Скобцевой, Сергея Бондарчука, Юлия Куна, Регины Колесниковой (Збарской), тоже снявшейся в "Матросе с "Кометы", которых завербовали и сделали "ласточками" и "воронами". Тогда ему начали мстить, т.е. по жаргонному чекистскому выражению, стали его "дегуманизировать". Оклеветали его в статье в "Комсомольской правде", подвергли насильственной психиатрической экспертизе в институте Сербского, в духе тогдашней "карательной психиатрии", развязали дикую компанию по оклеветанию и очернению. Исключили из актёрской секции Союза кинематографистов. И, в итоге, посадили на три года, но почему-то по 74-ой статье УК РСФСР - "Нарушение равноправия граждан по признаку расы, национальности или отношения к религии". Хотя в статье в "Комсомолке" Рясного и Чернявского, штатных чекистов, говорилось о "бытовом разложении и хулиганстве". В "хулиганстве, дебоширстве и бытовом разложении" обвиняла Глеба Васильевича и Елена Ивановна Третьяк, секретарь актёрской секции СК СССР, в своём докладе Президиуму Оргкомитета СК СССР. После тюремного срока, как это часто было в СССР - вспомним Сергея Захарова, не могло быть и речи о прежней концертной деятельности, о гастролях за рубежом. Травля продолжалась. Есть сведения, что и смерть Глеба Васильевича следствие этого преследования. Как и смерть великой русской актрисы Екатерины Савиновой, которая тоже не согласилась быть "ласточкой". Светлая память всем, кто не пошёл на вербовку в ЧК. И предпочёл гонения и лишения, запрет на профессию и даже смерть - блестящей с житейской точки зрения карьере и благополучию по советским меркам.
да. я с большим интересом просматриваю фильм Матрос с Кометы
Я с детства восхищаюсь Глебом Романовым, его универсальным талантом. Второго актера такого уровня в советском кино нет.
Спасибо за информацию, очернить можно любого, жаль, такой голос, внешность
Да и очень даже! Это просто человек - соловей! Я до сих пор люблю его без памяти.