Гленн Миллер — биография
Гленн Миллер – известный американский композитор, аранжировщик, а также тромбонист, основатель и руководитель джазового оркестра. Самыми известными композициями Миллера считаются песни «Moonlight Serenade», «In the Mood», а также «Chattanooga Choo-Choo».
Детство и юность
Олтон Гленн родился в Америке, в штате Айова весной 1904-го года. Родители будущего музыканта были потомками людей, которые осваивали Америку в середине 19-го века. Несколько поколений семьи Миллер занимались сельским хозяйством, в частности, выращиванием кукурузы.
Семья занималась сельским хозяйством до 1915-го года, пока родители Гленна не решили переехать сначала в Миссури, а потом и в штат Колорадо. В итоге семья остановилась в местечке под названием Форт Морган. Здесь Гленн начал ходить в школу, где увлекся спортом. Молодой человек играл в юношеской команде по футболу, которая неоднократно побеждала в региональных соревнованиях.
В старших классах Миллер проявил интерес к танцевальной музыке, научился играть на корнете и мандолине. Молодой человек даже выучился играть на старом тромбоне, который ему подарил местный мясник. Гленн с удовольствием принимал участие в домашних концертах, на которых его мама часто пела. Аккомпанементом женщине служил старенький орган. Вскоре Гленн стал играть в школьном оркестре. К 1921-му году Миллер окончательно понял, что хочет связать с музыкой свою дальнейшую профессиональную биографию.
После окончания школы Гленн поступил в университет Колорадо. Однако на лекции парень почти не ходил, поскольку все свободное время посвящал походам на концерты и прослушивания. Однажды судьба улыбнулась ему, и он принял участие в выступлении группы известного инструменталиста по имени Бойд Сентер. Посещение концерта вдохновило молодого артиста на музыкальные свершения, но интерес к учебе Гленн утратил окончательно. Миллер влюбился в музыку и не собирался бросать увлечение, которое нравилось ему все больше и больше.
В 1926-м году молодой человек отчислился из университета и занялся музыкой. Он начал изучать систему построения музыкальных композиций, его наставником стал профессор нью-йоркской школы искусств Джозеф Шиллингер. В свое время преподаватель помог в профессиональном становлении известному композитору и пианисту Джорджу Гершвину, а также кларнетисту Бенни Гудмену. В итоге Гленн начал писать собственные композиции, в том числе и свою культовую мелодию под названием «Серенады лунного света».
Вскоре Миллер обрел первую популярность. Начинающий музыкант ездил на гастроли с разными группами, а потом его пригласили стать солистом в лос-анджелесской группе Бена Поллака, известного дирижера и барабанщика. В течение двух лет Гленн оттачивал свое профессиональное мастерство, продолжил писать собственные композиции. Писал Миллер и аранжировки.
Музыкальная карьера
Музыкальная карьера Гленна Миллера началась в конце 1920-х годов, когда он представил первую пластинку в своей музыкальной биографии. Помимо этого, Миллер также написал в соавторстве с Бенни Гудвином композицию под названием «Room 1411». Гленн начал выступать в оркестре Реда Николса, а также принимал участие в таких шоу на Бродвее, как «Girl Crazy», а также «Strike Up The Band».
С приходом 30-х популярность Миллера все возрастала. В это время он опубликовал свои первые студийные записи, написанные специально для вокалиста Реда Маккензи. Среди таких композиций были песни «If I Could Be With You One Hour Tonight», «Hello, Lola». Со временем Миллер стал одним из самых востребованных джазовых исполнителей, его композиции пользовались огромной любовью среди американских меломанов той поры.
В дальнейшем Гленн начал сотрудничать с Джимми и Томми Дорси. Совместные выступления артистов в Брунсвике пользовались огромной популярностью. В это время Миллер написал такие композиции, как «Harlem Chapel Chimes», «Annie’s Cousin Fanny», «Dese Dem Dose». Эти треки вошли в постоянный репертуар ансамбля прославленных братьев.
Миллер в свое время помог организовать собственный бэнд британскому музыканту Рэю Ноублу. Результатом сотрудничества двух талантливых артистов стал кинодебют Миллера с треком «Why Stars Come Out at Night».
Впрочем, постоянное сотрудничество с другими артистами не было самоцелью Миллера. Обретя славу и известность, мужчина быстро организовал собственный ансамбль. С 1937-го года коллектив начал давать концерты и несколько раз ездил на гастроли по американским городам. Однако группа не снискала известности вопреки всем ожиданиям. Впрочем, Бенни Гудмен всячески поддерживал своего коллегу и Миллер не опустил руки перед первыми неудачами. Гленн начал размышлять о том, что могло бы сделать его звездой. Вскоре музыкант нашел ответ.
Миллер понял, что ему нужно разработать уникальное звучание. Музыкант решил свести к унисону партии саксофона и кларнета. В реализации замысла Гленну помог американский артист Уилбур Шварц, который играл настолько виртуозно, что его многочисленные последователи, так и не смогли повторить его технику. Шварц вскоре стал участником нового оркестра Миллера.
Потом к Шварцу присоединились давние друзья и коллеги Гленна по инструментальной музыке. Вокальные партии было решено поручить популярной певице и актрисе по имени Мэрион Хаттон. Также вокалистом новообразованного коллектива стал Рэймонд Эберли, который когда-то был участником группы братьев Дорси.
Когда коллектив был собран, пришло время найти финансирование. Источник финансирования вскоре нашелся в лице влиятельного предпринимателя с Восточного побережья. Оркестр записал несколько композиций в звукозаписывающей компании своего инвестора. Группа быстро обрела популярность и музыкантов стали приглашать выступать в различные клубы и танцевальные залы. Настоящим шансом на успех для артистов стало приглашение в казино под названием «Glen Island».
Первое выступление Миллера и его оркестра стало сенсацией среди американских меломанов. Чтобы послушать артистов, собралось огромное количество людей. Вскоре песни группы доносились из каждого городского радиоприемника. Кульминацией профессиональной биографии Гленна Миллера стало выступление в легендарном «Карнеги-Холле». На концерте к артистам присоединились вокалист Фред Уоринг, скрипач Пол Уайтмен, а также кларнетист Бенни Гудмен.
В период с 1939 по 1942 годы ансамбль Миллера участвовал в рекламной кампании марки сигарет «Chesterfield». Коллектив при этом активно записывал новые треки – свыше 200 композиций были записаны на студии RCA Victor. Альбом, в который вошли композиции «Американский патруль» и «Поезд в Чаттанугу» получил золотой сертификат. В дальнейшем коллектив записал такие известные песни, как «Серенада солнечной долины», а также «Жены оркестрантов».
Гленн был на пике популярности, его восхваляли не только обычные меломаны, но и музыкальные критики. Однако спустя десятилетия музыканта стали обвинять в погоне за деньгами и бездушности. Впрочем, такие заявления были необоснованными, поскольку в годы Второй мировой войны тромбонист отказался от материального вознаграждения и стал руководителем оркестра американской армии. Работал он бесплатно.
В 1942-м году артист со своим ансамблем активно гастролировал по американских клубам для солдат. При этом Миллер взялся за модернизацию своего репертуара. Пи поддержке американских офицеров артист собрал огромный коллектив и изменил жанр боевого марша. Благодаря усилиям талантливого композитора ритмичная «боевая» музыка была дополнена танцевальными мелодиями и джазовыми «переливами». Усовершенствованные марши стали великолепным средством для поддержания боевого духа солдат. Эти композиции в дальнейшем часто крутились на британских и американских радиостанциях.
Новообразованный оркестр под руководством Миллера вскоре отправился в Британию, где артисты дали свыше 800 концертов. Все мероприятия пропагандировали веру в то, что война окончится полной победой. Гленну даже было присвоено звание майора. В это время музыкант записал целую серию новый альбомов, в которых вокальные партии были исполнены Дайной Шор и Джонни Десмондом.
Личная жизнь
Миллер сильно отличался от многих музыкантов той поры – артист был прирожденным однолюбом. В юности он активно ухаживал за дочерью местного секретаря по имени Хелен Дороти Бергер. Знакомство будущих супругов состоялось в университете Колорадо. Молодые люди увлекались танцами и музыкой и быстро нашли общий язык. Ходили слухи, что в то время девушка была помолвлена, однако даже это обстоятельство не могло помешать влюбленным. Вскоре Хелен перебралась в Нью-Йорк, где жил и работал ее избранник.
Пара долго не могла пожениться из-за финансовых трудностей. Миллер – был начинающим музыкантом, чьи заработки не могли обеспечить молодую семью. Однако хороший друг и коллега Миллера, Бенни Гудмен, помог молодым людям обрести долгожданное счастье. Осенью 1928-го года Хелен и Гленн поженились.
Если говорить о дальнейшей личной жизни Миллера, то она была очень счастливой. В течение многих лет супруги были влюблены друг в друга. Спустя время Хелен и Гленн усыновили двоих детей. Интересно, что один из сыновей артистов в дальнейшем продолжил дело своего отца. Молодой человек основал собственную блюзовую группу, которая в свое время выступала вместе с Полом Маккартни.
Вполне возможно, что Хелен и Гленн были бы счастливы в браке еще долгие годы, однако вскоре жизнь композитора трагично оборвалась. На момент смерти артисту было всего лишь 40 лет.
Смерть
К сожалению, Миллер очень рано умер. Кончина известного композитора до сих пор считается одной из главных загадок Второй мировой войны. В декабре 1944-го года артист планировал отправиться в освобожденный Париж, чтобы дать ряд концертов. Музыкант сел в самолет, который спустя несколько часов таинственным образом исчез в районе Ла-Манша. Целых девять дней журналисты ничего не писали о случившемся. Когда же общественность узнала о загадочном исчезновении знаменитого музыканта, стали появляться различные версии случившегося.
Среди самых популярных была гипотеза о причастности фашистов к смерти Миллера. Якобы фашисты сбили самолет, а самого музыканта отправили в плен. Однако эта версия не нашла подтверждения – в районе происшествия не было немецких бомбардировщиков. Согласно другой версии, музыкант был убит своим помощником по имени Норман Безелл. Якобы Безелл получил указания сверху, а от тела избавился после приземления самолета во Франции.
Самые необычные факты об этом деле появились спустя несколько десятилетий – на рубеже 80-х и 90-х годов. Эти факты были основаны на рассказах родственников Миллера, а также на статьях из европейских журналов. Весь мир был потрясен новостью о том, что Гленн Миллер в 1944-м благополучно достиг Парижа, но умер в местном госпитале. Причиной смерти композитора стал рак легких. Правда же якобы долгое время скрывалась, поскольку Миллер хотел, чтобы общество вспоминало о нем как о герое.
Среди самых странных и невероятных предположений была версия о том, что Миллер эмигрировал в СССР. Якобы мужчина взял себе имя Юрия Андропова и до 1984-го года был генеральным секретарем ЦК КПСС.
В итоге общественность была в замешательстве. Лишь в 1999-м году появилась самая достоверная из всех версий смерти композитора. Возможной причиной кончины Миллера была названа ошибка пилота британского бомбардировщика. Существует даже документальное доказательство – бортовой журнал, а также показания пилота по имени Фред Шоу. Данные материалы были представлены в документальной ленте под названием «Последний полет Гленна Миллера».