Иосиф Райхельгауз

Иосиф Райхельгауз — биография


Иосиф Райхельгауз – советский и российский театральный режиссёр, педагог; народный артист Российской Федерации. Известен как создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы».

Детство

Известный кинорежиссер увидел свет в Одессе, прекрасном городе на берегу моря, где и протекло его детство и юность. Родители Иосифа Леонидовича, представители еврейской национальности, воспитали его в духе гордости за свои корни. Несмотря на предложения сменить фамилию, Райхельгауз остался верен себе и своему происхождению.

Его отец, удостоенный орденов танкист, прошел путь до Берлина во время Великой Отечественной войны и оставил свой автограф на стене Рейхстага. Побывав в Берлине, Иосиф Леонидович смог найти след отца, узнав его почерк среди множества других.

Иосиф Райхельгауз в молодости

Мать будущего режиссера после окончания медицинского училища во время войны работала медсестрой в госпитале, так и не сумев реализовать мечту о карьере врача. Бабушка и дедушка со стороны матери были утрачены в годы войны, их жизни оборвались в эшелоне. В память о потерянных родственниках Иосиф посвятил одну из своих работ — спектакль «Эшелон».

Послевоенные годы отец посвятил работе водителем, в том числе и на Крайнем Севере, обеспечивая семью. Мать, занявшаяся делопроизводством, вдохновила у детей страсть к искусству, часто посещая с ними Одесский оперный театр и обладая прекрасным вокальным талантом, хоть и не обучавшаяся музыке профессионально. Именно она направила юного Иосифа на путь музыкального образования.

Дорога к миру театрального искусства была непростой для Райхельгауза. В 14 лет, решив прекратить школьное образование, он был направлен отцом работать на автобазу в качестве электрогазосварщика. Однако через некоторое время Иосиф присоединился к труппе одесского ТЮЗа, где дебютировал в спектакле «Как закалялась сталь», исполнив роль петлюровца, и продолжил исполнять лирические роли.

Иосиф Райхельгауз

Стремление к театральному искусству привело его в 1964 году в Харьковский театральный институт на факультет режиссуры, откуда его вскоре отчислили за профессиональную непригодность. Не унывая, на следующий год Иосиф поступил в ЛГИТМиК, выбрав ту же специализацию, но история повторилась.

Решение родителей отправить сына обратно на автобазу в Одессу изменилось благодаря упорству Иосифа, который убедил мать оставить его в Ленинграде, где ему было не по себе возвращаться домой после двух неудач в обучении. В Ленинграде он присоединился к коллективу БДТ имени Максима Горького как рабочий сцены, а в 1966 году поступил на факультет журналистики ЛГУ, где вел студенческий театр, продолжая свой путь в искусстве.

Театральная карьера

Покинув Ленинградский государственный университет за шаг до получения диплома на четвертом курсе, молодой человек узнал о начале набора на обучающий курс Анатолия Эфроса в ГИТИСе. Это открытие стало решающим фактором для его дальнейшей судьбы.

Иосиф Райхельгауз

В 1968 году биография Райхельгауза обогатилась новой главой. Он отправился в Москву и был зачислен в ГИТИС на курс, который вели Андрей Попов и Мария Кнебель. В это время Иосиф Леонидович также занимался режиссурой студенческого театра при Московском государственном университете. Через два года после поступления его назначили ответственным за актерские коллективы, выступавшие с концертами на стройках гидроэлектростанций в Сибири.

После успешного окончания учебы в ГИТИСе таланту выпускника доверили значимую роль режиссера-постановщика в театре «Современник», руководство которого в то время осуществляли Олег Табаков и Галина Волчек. Райхельгауз уже в молодости выделялся смелыми и инновационными подходами к своей работе, что порой вызывало неодобрение со стороны официальных лиц в сфере культуры.

Среди выдающихся постановок, представленных на сцене «Современника», особенно запомнились такие спектакли, как «Погода на завтра», «Из записок Лопатина», «А поутру они проснулись…». За первую из них Райхельгауз был отмечен премией, а вторая вызвала настоящий взрыв эмоций в столице. В этих спектаклях на сцене блестели звезды российского театра и кино: Валентин Гафт, Галина Волчек, Олег Табаков, Андрей Мягков и Любовь Добржанская.

Со второй половины 1970-х годов Райхельгауз вместе с Анатолием Васильевым возглавил Театр на Мытной. Однако спустя два года его освободили от занимаемой должности из-за отсутствия московской прописки. После периода работы в региональных театрах в середине 1980-х годов он снова вернулся в «Современник», где продолжал работу до 1989 года.

С конца 1980-х годов и до настоящего времени Иосиф Леонидович является руководителем театра «Школа современной пьесы», где активно продвигаются произведения современных драматургов, в числе которых Евгений Гришковец, Дмитрий Быков, Семен Злотников. В разное время к труппе театра присоединялись такие выдающиеся актеры, как Любовь Полищук, Альберт Филозов, Лев Дуров, Армен Джигарханян, что лишний раз подчеркивает значимость и влияние Райхельгауза в театральной среде.

Личная жизнь

Марина Хазова, не только верная спутница жизни мэтра, но и его муза, с которой судьба свела его не случайно. Их встреча, словно сцена из кино, была полна вдохновения и творческого взаимопонимания. Вместе они прошли путь от молодых энтузиастов до признанных мастеров, сохраняя верность выбранному пути и друг другу.

Две дочери мэтра — Мария и Александра — являются яркими примерами того, как творческие гены и семейные традиции могут найти свое отражение в разных сферах искусства. Мария, выбрав путь сценографа, вносит свой вклад в развитие театрального искусства, создавая уникальные миры, где каждый спектакль становится мостом между актером и зрителем. Ее работа, требующая не только художественного видения, но и глубоких знаний, стала продолжением семейной династии в творчестве.

 

Младшая дочь, Александра, воплотившая в себе организаторский талант и стремление к новаторству, выбрала путь администратора театра. Ее непростая работа, заключающаяся в поддержании связи между всеми участниками театрального процесса, демонстрирует другую сторону творческой профессии, не менее важную и значимую.

Решение мэтра не привлекать дочерей к актерскому мастерству, возможно, было продиктовано не только осведомленностью о трудностях профессии, но и желанием дать им свободу выбора. Свободу творить свой уникальный путь, ведущий к самореализации и личному счастью.

В настоящее время

В 2022 году Иосиф Леонидович Райхельгауз отмечал знаменательную дату – 75-летний юбилей. На данный момент его профессиональная деятельность тесно связана с педагогической работой, где он выступает в качестве художественного руководителя образовательного курса в ГИТИСе.

В марте того же года руководитель театра «Школа современной пьесы» принял решение об увольнении Марата Башарова, обосновывая свой шаг в интервью проблемами артиста с алкогольной зависимостью, которые чуть не поставили под угрозу гастроли коллектива на Кипре.

Июнь 2022 года ознаменовался важным изменением в жизни и карьере Райхельгауза – он оставил пост художественного руководителя театра «Школа современной пьесы», занимаемый им на протяжении 33 лет. За это время на сцене театра было представлено более сотни спектаклей под его руководством. Должность худрука театра принял на себя Дмитрий Астрахан, продолжив тем самым традиции и развитие театрального искусства, заложенные Иосифом Леонидовичем.

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share