Ирина Степановна Мазуркевич

Ирина Мазуркевич — биография


Ирина Мазуркевич – народная артистка РФ, заслуженная российская актриса знакома зрителю по фильмам Виктора Титова, Эльдара Рязанова и по спектаклям в Театре комедии и Ленсовета.

Советская, а позднее российская исполнительница Ирина Мазуркевич снялась более чем в 20-ти фильмах, сыграла в целом ряде спектаклей Театров им. Ленсовета и комедии, снималась в отечественных телесериалах. Ее партнерами были Высоцкий, Державин, Ширвиндт, Миронов, Голубкина, Фрейндлих.

Детство, первые театральные шаги

Ирина родилась в 1958 г. в белорусском Мозыре. Помимо нее в семье было еще два брата. Родители работали, и вся троица была предоставлена самим себе. Бабушка пыталась присматривать за ними, но ребята росли очень самостоятельными. Уже в 5 лет Ирина могла без сопровождения взрослых сходить на базар за продуктами, чем поражала знакомых семьи.

Фото: Ирина Мазуркевич в детстве

С 6-ти лет она увлеклась художественной гимнастикой, и отнеслась к этим занятиям со всей ответственностью, не пропуская их без уважительной причины. Эти занятия развили в девочке трудолюбие, сосредоточенность, ответственность, а также придали ее фигуре «царскую осанку», которую потом зрители увидели на сцене.

Ирина среди своих друзей была заводилой. Вместе с ними она забиралась на пожарную лестницу, залезала на высоченные деревья, даже ныряла с лодки в Припять, хотя река была быстрой и опасной. Ее мама долго вспоминала со страхом этот период в биографии Ирины и ее постоянно разбитые коленки. Благодаря своим организаторским способностям, девочка легко организовывала своих сверстников на то, что ей было интересно самой. Это были постановки спектаклей-сказок «Кот в сапогах», «Золушка». Ирина была и режиссером, и актрисой. Поэтому ее дальнейшие планы были для нее очевидны.

Первый шаг к искусству театра и кино

Чуть повзрослев, Ирина приняла первое самостоятельное, очень ответственное решение. В 15-лет она покинула отчий дом и уехала в сопровождении трех одноклассниц в Горький, в театральное училище. Только в Ирине приемная комиссия разглядела театральный потенциал. А вот ее одноклассницам пришлось возвращаться домой.

Через год Ирину заметил ассистент Виктора Титова, режиссера картины «Здравствуйте, я ваша тетя!». Он привез фото Ирины в Москву, и девочку вскоре позвали на пробы. Так ей досталась первая роль в киноленте «Чудо с косичками». Таня Малышева, прообразом которой была гимнастка Ольга Корбут, стала первым воссозданным на экране образом. Тут Ирине очень пригодились и гимнастическая выправка, и гимнастические навыки. Некоторые трюки она даже исполняла самостоятельно, без дублеров.

После выхода фильма фото Мазуркевич попало в картотечный фонд «Мосфильма». И там его заметил Александр Митта, искавший актрису на роль в кинокартине «Как царь Петр арапа женил». Митта долго колебался в выборе между двумя хорошо подходящими актрисами. Выбор помог ему сделать Владимир Высоцкий, который тоже должен был играть в фильме. Ему предложили выбрать партнершу, и он, почти не задумываясь, выбрал Ирину, с которой в дальнейшем их связала тесная дружба.

Актриса попала в коллектив самых знаменитых в то время «звезд». Но в виду своей молодости она это поняла не сразу. Лишь начав сниматься, она оценила по-настоящему талант Золотухина, Петренко, Высоцкого. Последний отнесся к юной артистке очень внимательно, опекал ее, помогал советами, привозил из Франции, где частенько бывал, подарки. Но отношения были чисто дружескими, ведь Ирина уже успела выйти замуж, будучи еще студенткой.

Работа в театре

В 1977-м Ирина завершила учебу в училище с выпускной постановкой «Много шума из ничего». Ее работу заметил и оценил Игорь Владимиров, главреж Театра им. Ленсовета. Так Ирина вместе с мужем оказалась в Ленинграде, в труппе этого театра. Но здесь юной актрисе пришлось нелегко. Многие актрисы, завидев творческий потенциал, а также незаурядную красоту юной актрисы, начали тайно противоборствовать, стараясь отодвинуть ее от значимых ролей. Помогли ей справиться с этой нелегкой ситуацией Алиса Фрейндлих и Анатолий Равикович, бывший к тому времени уже народным артистом. Интересно, что ведущие артисты были далеки от этих мелких интриг.

Первоначально Ирине приходилось играть и в массовках. Она даже по очереди с Ларисой Луппиан танцевала блоху в спектакле «Левша», а также изображали на заднем плане народ. Даже в таких мелких ролях Мазуркевич играла с полной отдачей. И второстепенные роли нельзя играть с потухшими глазами, считала начинающая актриса, ведь зритель видит и чувствует всю фальшь.

Вместе с Равиковичем они сыграли в спектакле «Малыш и Карлсон». Они так хорошо понимали друг друга, что эти чувства переросли в любовь. И хотя у обоих были семьи, друг без друга они не могли. Поначалу они прятали свои чувства от всех, встречались на кладбище или просто катались в трамвае, непрерывно разговаривая обо всем.

Но вскоре они поняли необходимость решительных шагов. И Анатолий переехал в 12-ти метровую коммуналку к Ирине, взяв с собой лишь один чемодан. Они поженились в 1980-м, свадебный стол накрыли у Алисы Фрейндлих, ведь в коммуналке Ирины места не было. А на другой после свадьбы день они узнали о смерти Высоцкого. Для обоих этот известие было ударом.

Карьера в 80-х/90-х

В 1979 году с участием Мазуркевич вышла комедийная кинолента «Трое в лодке…». Ее партнерами были Ширвиндт, Державин, Миронов. Ирина сыграла роль Патриции. Следующая роль в киноленте «О бедном гусаре….» Рязанова также была значимой.

Зрители запомнили и полюбили беззащитно-трогательную молодую актрису. Но после этих ролей наступило долгое затишье. От некоторых ролей Ирина отказывалась сама, не впечатлившись сюжетом либо сценарием будущего фильма. На другие роли не прошла по результатам проб.

В театре тоже не все шло гладко, хотя было несколько спектаклей, имевших успех – «Зинуля», «Спешите делать добро».

Работа в Театре комедии

В 1988-м Ирина совершила еще один значимый поступок в своей жизни – она перешла в Театр комедии. Через некоторое время она стала его ведущей актрисой. Но наступили лихие 90-е, с их денежными проблемами. Ирина даже занималась частным извозом. К тому времени у пары уже была дочь Лиза. Чтобы ее не узнавали, Ира одевала за рулем огромные солнечные очки, и пассажиры даже не догадывались, что их возит такая известная актриса. Но эта темная полоса быстро закончилась. 90-е вместе с их проблемами канули в Лету, и Театр комедии стал возрождаться.

Появились новые спектакли и новые роли. «Зойкина квартира», «Виндзорские проказницы» – эти спектакли прошли в Санкт-Петербурге с большим успехом. Но сама Мазуркевич своей самой главной ролью в театре считала роль Эмили в «Средствах Макропулоса». Она показала борьбу своей героини за средство, обеспечивающее вечность, а после разочарование в этой пустой одинокой никому не нужной жизни. Эта роль требовала огромной самоотдачи и погружения. Бывало, что актриса не могла отойти от своей роли и дома, но к счастью муж был не только спутником жизни, но и другом, помощником, который помогал Ирине вернуться к действительности.

Карьера артистки сегодня

В 2000-ных актриса продолжает сниматься. Наиболее значимые роли – в «Улицах разбитых фонарей» и драме «Коллекционер». В 2002-м, а чуть позднее и в 2004-м – она снимается в главной роли в «Агентстве», комедийном сериале, рассказывающем о маленьком коллективе, готовом выполнить даже самые экстраординарные заказы клиентов.

Но самым насыщенным в карьере Мазуркевич был 2005 год. Ей досталась главная роль во второй серии «Воскресенья в женской бане», а также роль невесты поручика Ржевского в комедии об этом герое из анекдотов. По фильму – он, нежный и заботливый жених, одержавший вместе с российскими солдатами победу над Наполеоном, и возвращающийся домой с войны. Имидж развязного пошляка ему создал завистник корнет Оболенский, выпустивший книгу о якобы похождениях Ржевского.

Сегодня Ирина Мазуркевич снимается редко и часто отказывается от предлагаемых ролей. Современное кино не притягивает актрису ни сюжетами, ни содержанием. Не увлекается Ирина ни «Инстаграмом», ни другими соцсетями, хотя ее поклонникам было бы очень интересно узнавать новости о своей любимой актрисе их первых рук.

В 2014-м она снялась в картине «Смайлик» в роли второго плана. После этого в кинематографической карьере опять наступило затишье. В 2017-м появился новый фильм с ее участием. Это драма Чехова «Три сестры», но в новом прочтении. Рабочее название – «120 лет спустя» говорит о смысле этой картины. Героиня, как и сотню лет назад, находится в вечном поиске женского счастья.

Личная жизнь

Личная жизнь Ирины Мазуркевич была скоропалительной и не долговечной. Свою настоящую любовь она встретила уже, играя в театре. Анатолий Равикович, хотя и был намного старше, оказался именно той родственной душой, встретить которую дано далеко не всем. Но Ирине повезло. С этим человеком Ирина прожила долго и счастливо, пока он не покинул этот мир в 2012-м году. В браке у них родилась дочь Лиза. Ирина после рождения ребенка не участвовала в спектаклях всего 3 месяца. А потом опять вернулась к работе. И хотя семья всегда была у нее на первом месте, она не мешала ни работе в театре, ни в кино. А маленькую Лизу ждала участь всех детей артистов – игра за кулисами и поездка с родителями на гастроли.

Фото: Ирина Мазуркевич с семьей

Сейчас актриса посвятила свою жизнь дочери Елизавете и внукам Еве и Матвею. Она продолжает играть в спектаклях в Театре комедии, а свободное время проводит на даче, занимаясь садоводством, которое обожает.

Избранная фильмография

  • 1974 Чудо с косичками
  • 1979 Открытая книга
  • 1984 Последний визит
  • 1987 Залив счастья
  • 1989 Оно
  • 2001 Коллекционер
  • 2009 Третье дыхание

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • Да, она мне нравится.Хотела спросить: Знает ли Ирина Мазуркевич Юрия?

  • А "Тайну черных дроздов" забыли...

  • Лучшая роль- Настя в фильме,, О бедном гусаре замолвите слово.