Иван Семёнович Козловский

Иван Козловский — биография


Иван Козловский – российский и советский оперный певец, выступавший со сцены Большого театра. За заслуги перед отечественным искусством был дважды удостоен Сталинской премии и награжден званием Народного артиста Советского союза.

Музыка сопровождала Ивана Козловского с самого его рождения. Получив образование, он уже в 26-летнем возрасте блистал на сцене Большого театра, исполняя ведущие партии в «Фаусте», «Борисе Годунове», «Евгении Онегине» и других великолепных операх. Ивана Семеновича часто называют продолжателем славного пути Леонида Собинова.

В быту это был веселый, жизнерадостный человек, который нередко подшучивал над коллегами по цеху. Как утверждали современники певца, в сложных ситуациях он всегда помогал своим друзьям, никого не бросал в несчастье.

Детство и юность

Ровесник века Козловский родился 24 марта 1900 года в Марьяновке, на Украине. С самого юного возраста родители прививали сыну любовь к музыке: мама учила петь, а отец помогал освоить гармонику.

На время учебы в церковно-приходской школе мальчика отправили в Киев, поэтому его ранние годы прошли в большом городе. Семилетнего Ваню записали в хор Михайловского Златоверхого монастыря, с коллективом которого он выступал несколько лет. Во время очередного концерта на юношу обратил внимание музыкант Александр Кошица и предложил талантливому певцу перейти в киевский хор Троицкого народного дома.

Иван Козловский в молодости

Отец с матерью мечтали, что Иван отучится в духовной семинарии и станет священнослужителем. Но молодой исполнитель ослушался родителей и по совету Кошицы поступил в институт музыкальной драматургии имени Н. Лысенко. Преподавателем студента стала Елена Муравьева. В своих мемуарах Козловский отмечал талант Муравьевой безошибочно выявлять самые выигрышные грани того или иного голоса. При этом педагог никогда не диктовала учащимся, что нужно петь именно так, как она сама. Елена Александровна лишь показывала студентам ошибки и помогала с ними справиться.

Начало певческой карьеры

Институт Иван окончил в 1920-м, после чего вступил в ряды добровольцев Красной Армии. Вокалиста направили в инженерную бригаду, располагавшуюся под Полтавой. В части Козловского служило немало талантливых музыкантов, вместе с которыми он участвовал в постановках Полтавского театра оперы и выступал с концертами на заводах и в колониях для беспризорников. Параллельно с этим певец участвовал в спектаклях передвижного драмтеатра – пел в «Наталке Полтавке», «Вие» и других известных постановках.

Козловский с детства любил лошадей и часто занимался верховой ездой. Однажды он даже одержал победу в заезде, проводившемся среди творческой интеллигенции. На многие спектакли певец приезжал верхом на лошади.

Иван Козловский в молодости выступает на сцене

В те годы в Полтаве бушевала эпидемия испанки, которая затронула в том числе и актеров городского театра. Исполнитель партии Фауста в одноименном спектакле не смог выйти на сцену, поэтому руководство театра решило пригласить на роль начинающего артиста Козловского. Постановка прошла успешно, публике выступление нового певца понравилось. Помимо Ивана в спектакле был задействован известный исполнитель Платон Цесевич, который позже поспособствовал получению Иваном еще одной главной роли. Вскоре молодой тенор предстал в образе Ленского в опере «Евгений Онегин».

К 1923 году Ивана Козловского уже хорошо знали в театральных кругах. Его пригласили сначала в харьковскую Государственную оперу, а через год в Свердловский оперный театр им. Луначарского. На сцену последнего певец выходил с главными партиями в спектаклях «Травиата», «Кармен» и «Фауст».

В следующем году в Свердловск с гастролями прибыл коллектив Московского Художественного театра. Члены труппы побывали на нескольких постановках с участием Козловского, после чего порекомендовали талантливого вокалиста Владимиру Немировичу-Данченко. Мэтр предложил Ивану присоединиться к его труппе и отправиться с ней на гастроли по Европе, но тот отказался. На тот момент он был связан контрактом со Свердловским оперным театром и разрывать его не хотел. Хотя предложение было более чем заманчивым.

Большой театр

В 1926 году Иван Семенович получил приглашение в Большой театр. На сцене знаменитого храма Мельпомены он дебютировал в «Травиате» по роману «Дама с камелиями» Александра Дюма-младшего. Однажды на спектакль пришел великий Всеволод Мейерхольд с супругой Зинаидой Райх. Чета захотела во что бы то ни стало познакомиться с молодым тенором, и вскоре встреча состоялась. Позже Козловский получил письмо от Зинаиды, которая сообщила о предложении Мейерхольда сыграть в постановке «Дама с камелиями». Это очень взволновало и обрадовало певца, но он вновь был вынужден отказаться из-за невероятно плотного графика.

Иван Козловский в театре

К концу 1920-х Иван Козловский стал самым востребованным артистом Большого театра. Ему доверяли партии в самых популярных оперных спектаклях, таких как «Любовь к трем апельсинам», «Снегурочка», «Евгений Онегин».

Когда певец предстал в образе Юродивого в постановке «Борис Годунов», на него обрушилась всесоюзная слава. К тому моменту он был постоянным исполнителем тридцати партий в различных оперных постановках.

Ролью солиста Большого театра Иван Семенович не ограничился. Он давал концерты эстрадной и народной музыки, его репертуар состоял из романсов, арий и религиозных песен. Козловский совершил немало гастрольных туров по Советскому Союзу, часть из них с Государственным джазовым оркестром. Репертуар певца, ранее состоявший из оперных партий, пополнился специально написанными для него джазовыми композициями.

Ансамбль оперы

В конце 1930-х в столице распахнул свои двери Государственный ансамбль оперы СССР, созданный по инициативе Ивана Козловского. Давней мечтой исполнителя была популяризация классической музыки, поэтому репертуар ансамбля состоял из адаптаций оперных партий под рядового слушателя. В своей книге-биографии автор писал, что это был колоссальный труд: нужно было не просто механически перенести оперу на эстраду, а создать уникальное зрелище, при этом сохранив сюжетную линию и непрерывность действия. Актерам предстояло осуществить непростую задачу: без привычного грима, театральных костюмов и реквизита передать образы персонажей оперы.

Для своего нового детища Иван Семенович создал ряд эстрадно-оперных постановок, главных персонажей в которых представил сам. Первыми зрители увидели спектакли «Орфей и Эвридика», «Моцарт и Сальери», «Вертер». За огромный вклад в развитие вокально-драматического искусства Козловский был награжден Сталинской премией первой степени.

Иван Козловский на концертах

В самом начале Великой Отечественной труппу Большого театра эвакуировали в Куйбышев. Артист неоднократно ездил на линию фронта, чтобы поддержать боевой дух солдат концертами. Выступления проходили в госпиталях и непосредственно на полях сражений. Также Козловский создал несколько радиоконцертов специально для Советской Армии.

После Большого театра

До середины 1950-х певец продолжал работать в Большом театре и вести концертную деятельность. Вместе со знаменитым Сергеем Лемешевым он выступил на концерте, посвященном юбилею Ольги Книппер-Чеховой – вдовы великого писателя. С Лемешевым Козловский одновременно выступал в 1930 – 1950-е годы, поэтому часто возникали курьезные случаи столкновений их поклонниц. Так называемые «козловитянки» и «лемишистки» упорно делили пальму первенства своих кумиров. Несомненно одно: каждый из этих исполнителей был по-своему гением, оставившим яркий след в истории отечественной музыки.

Несмотря на благосклонность к артисту товарища Сталина, его упорно не хотели выпускать за границу. Исключением стали небольшие туры в Румынию и Чехословакию.

Свою коронную роль Юродивого из «Бориса Годунова» Иван Семенович вновь исполнил в 1949 году, и снова был награжден Сталинской премией. Через несколько лет этого же персонажа артист представил в одноименном фильме-опере режиссера Веры Строевой.

В 1954-м Иван Козловский решил уйти из Большого театра, в котором провел столько славных лет. На тот момент он был ведущим исполнителем театра, его появления на сцене зрители ждали с замиранием сердца. О причинах своего решения певец не сообщил.

Однако с музыкой гениальный тенор не расстался. Он продолжил ездить по необъятной тогда стране с концертами. Козловский выпустил ряд пластинок с композициями на украинском языке. Однажды на полке книжного магазина исполнителю попался старый сборник партитур, в котором он нашел мелодию романса Леонида Малашкина «Я встретил Вас». Иван Семенович стал первым советским музыкантом, исполнившим эту композицию.

Козловский проявил свой талант и в кино, снявшись в нескольких картинах. В 1958-м вышла картина «Поэма о море» с его участием, а еще через несколько лет – фильм-спектакль «Самя высокая…». Самого себя Иван Семенович сыграл в картине «И жизнь, и Слезы, и любовь» режиссера Николая Губенко.

В начале 70-х артист основал детскую музыкальную школу в родной Марьяновке, причем на собственные средства. Меценат лично закупал необходимое оборудование и проводил собеседования с преподавателями. В дальнейшем певец несколько раз участвовал в выступлениях хора этой школы.

Личная жизнь

Первой женой Ивана Козловского стала артистка Александра Герцик. С ней он познакомился еще во время учебы в Полтаве, в 1919 году. Тогда певец еще был студентом, а его избранницу уже знали, как популярную актрису. Театралы называли Ивана Семеновича «супругом самой Герцик». Александра была так влюблена в своего молодого супруга, что ради него бросила успешную карьеру и следовала за ним, куда бы он не переезжал. Так случилось, что чувства со временем угасли, и супруги развелись.

Иван Козловский с Галиной Сергеевой

Второй раз Козловский попытался устроить личную жизнь с Галиной Сергеевой, тоже актрисой. С ней он повстречался в 1934 году во время отдыха на Крымском побережье. Влюбленные сыграли свадьбу, и вскоре у них родились две дочери – Аня и Настя. Брак просуществовал недолго: после появления второй девочки супруги решили развестись. Дело в том, что Анастасия родилась с врожденным сколиозом, и после сложной операции Галина завела роман с лечащим врачом дочери. Через некоторое время женщина объявила супругу, что уходит к новому возлюбленному.

Более узами брака исполнитель себя не связывал.

Великий тенор был известным шутником и мастером розыгрышей. он мог прибить к полу обувь коллег или завязать морским узлом сценический костюм прямо перед началом спектакля.

Иван Козловский с семьей

Будучи любителем лошадей, Козловский часто бывал на скачках. Среди его высокопоставленных знакомых был сам Семен Буденный, вместе с которым артист посещал конюшни столичного ипподрома.

Смерть

Иван Козловский вел концертную деятельность почти до 90 лет. В последние несколько лет он был занят написанием мемуаров. Книга «Музыка – радость и боль моя» увидела свет в 1992 году.

Желание заниматься творчеством не покидало артиста до последних дней. Он создавал наброски новаторских оперных спектаклей, одним из которых стала «Снегурочка». Сам он был готов исполнить любую роль, а вот в образе главной героини видел лишь Галину Вишневскую. К сожалению, постановка так и осталась на бумаге – автор не смог найти спонсоров.

Памятник Ивану Козловскому

Прославленный тенор скончался 21 декабря 1993 года. Последним пристанищем музыканта стало столичное Новодевичье кладбище.

После смерти исполнителя его близкие и единомышленники основали Фонд имени Козловского, цель которого – помощь талантливым музыкантам. Организаторы учредили специальную премию для лучших российских певцов, только начинающих свой творческий путь. Кроме того, в 2011 году в столице был учрежден Фестиваль российских теноров имени Козловского, ставший с тех пор традиционным.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • Похоже, что несколько ошиблись написав под фото Лемешева Козловский. Извините.

    • P. S. Как-то не корректно по отношению к таким великим людям