Иван Вырыпаев — российский и польский режиссёр театра и кино, драматург, сценарист, театральный педагог, продюсер и актёр. Является художественным руководителем театра «Практика» и основателем, а также генеральным продюсером польского фонда WEDA PROJECT. Лауреат множества литературных, театральных и кино-премий, включая награды Венецианского, Варшавского и Римского кинофестивалей.
Иван Вырыпаев родился 3 августа 1974 года в Иркутске. Воспитанием юноши занимался отец, преподаватель колледжа, после того как мать Ивана скончалась в результате трагического инцидента. Отсутствие материнской ласки сделало его поведение бунтарским, и Иван стал известен своими выходками среди сверстников. Но трудный характер не помешал ему углубиться в мир искусства и театра, к чему он проявил раннее увлечение.
После окончания школы Вырыпаев поступил в Иркутское театральное училище, где начал заниматься написанием своих первых пьес. В 1995 году он переехал в Магадан, где провел сезон, работая в местном театре и преподавая студентам училища искусств сценические навыки.
В 1996 году Вырыпаев продолжил свою карьеру в Петропавловск-Камчатском, став актером Театра драмы и комедии. Там он встретил режиссера Виктора Рыжакова, с которым у него складываются теплые дружеские и творческие отношения. В последующие годы Виктор Рыжаков многократно ставил постановки по пьесам Ивана, в том числе известную постановку «Солнечная линия».
После возвращения в Иркутск, Иван основал театр «Пространство игры», с которым он путешествовал по городам России. В 1998 году он поступил на заочное отделение режиссерского факультета в Щукинское училище в Москве. В то же время он продолжал преподавать в иркутском театральном училище, развивая таланты будущих актеров.
Первым театральным творением Ивана Вырыпаева стали «Сны», где он затронул темы любви, Бога и свободы. Этот проект вызывал сложности в восприятии у зрителей, не привыкших к новаторскому стилю представления драматургии. Глубокое понимание сюжета требовало от аудитории полного погружения в текстовую ткань спектакля.
За «Снами» последовали другие постановки — «Город, где я» и «Валентинов день», также написанные Вырыпаевым. Последний спектакль являлся продолжением известной драмы Михаила Рощина «Валентин и Валентина», где рассматривались чувства и переживания персонажей спустя многие годы.
В 2001 году Вырыпаев перебрался в Москву и начал сотрудничество с Центром новой пьесы «Театр.Doc». Здесь его спектакль «Кислород» принес ему славу режиссера, который привнес в театральное искусство новые идеи и формы. Этот проект сделал его имя известным среди театральных критиков не только в столице, но и в других городах.
В 2005 году на площадке театра «Практика», созданной Эдуардом Бояковым, Вырыпаев представил свои новые работы «Июль» и «Бытие № 2», заявив о себе как о стороннике «новой драмы». В этом пространстве активно проводились эксперименты, и были реализованы проекты «Танец Дели», «Иллюзии», «Борис Годунов», а также «Пьяные», поставленные по одноименной пьесе Вырыпаева, который впервые увидел свет в Дюссельдорфе.
В 2013 году Вырыпаев, получив предложение возглавить «Практику», после размышлений принял его, осознав свою тесную связь с духом этого театра и его материалами. Он утверждал, что театр выполняет воспитательную роль и должен передавать зрителям реалистичное видение современного мира. В том же году был представлен его спектакль «Сахар», состоящий из шести музыкальных произведений, рассказывающих о жизни горожан. В исполнении главных ролей выступили Иван Макаревич, Павел Артемьев и другие музыканты.
В Москве Иван Вырыпаев также занял пост художественного руководителя проекта «Движение KISLOROD». В 2019 году он провел лекцию в Санкт-Петербурге на сцене «ЛенДока» и представил на сцене Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова премьеру спектакля «Волнение», написанного для знаменитой актрисы Алисы Фрейндлих, отмечавшей свою 35-летнюю службу в театре.
Параллельно с работой в театре, Иван Вырыпаев активно приступил к созданию кинопроектов. В 2006 году он дебютировал в кинематографе с фильмом «Эйфория», рассказывающим о страстной любви и всепоглощающей ревности. Этот романтический и шокирующий сюжет о любовном треугольнике принес картине высокую оценку на Венецианском кинофестивале и фестивале «Кинотавр», тем самым закрепив за режиссером репутацию талантливого кинематографиста.
В 2009 году вышла в свет киноверсия его пьесы «Кислород», впервые поставленной на сцене в 2002 году. Фильм завоевал внимание артхаусной публики своим летним релизом. В киноленте, как и в театральной постановке, текст играл ключевую роль, гипнотизируя зрителей своей смелостью и оригинальностью. Сюжет картины раскрывал жизнь современной молодежи, насыщенной беспризорностью и отчужденностью, где священные тексты переплетаются с нецензурной бранью, сленгом и современной музыкой, образуя уникальный культурный симбиоз. Таким образом, фильм поднимал глобальные вопросы жизни, смерти и религии.
Со временем Вырыпаев представил миру и другие кинематографические работы. Помимо режиссуры, он также исполнил роли в фильмах других режиссеров, включая «Дневник убийцы» Кирилла Серебренникова и «Бумер. Фильм второй» Петра Буслова. Несмотря на свое отсутствие в социальных сетях, кадры из его фильмов и спектаклей часто всплывают в интернете, подтверждая его значимость и популярность в современном культурном пространстве.
Личная жизнь Ивана Вырыпаева оказалась столь же драматичной, как и сценарии его произведений. Его первый брак произошел в молодости с однокурсницей, актрисой Светланой Ивановой-Сергеевой. В 1994 году у пары родился сын Геннадий. Однако супружеская жизнь длилась недолго: уже в 1996 году, после переезда в Петропавловск-Камчатский, Светлана начала отношения с художественным руководителем местного драмтеатра Виктором Рыжаковым, что привело к разводу.
В 2003 году Иван вступил в брак с актрисой Полиной Агуреевой, которая исполнила главную роль в его фильме «Эйфория». В следующем году на свет появился их сын Петр, но и этот брак не был долгим: в 2007 году пара решила разойтись.
После развода Вырыпаев женился на польской актрисе Каролине Грушке. Она стала его музой в нескольких кинопроектах, включая «Эйфорию». В 2012 году в этом браке родилась дочь. Жизнь в третьем браке обусловила жизнь режиссера в двух странах, и он стал часто бывать в Польше. В мае 2022 года Вырыпаев объявил об отказе от российского гражданства в пользу польского.
К сложностям в личной жизни добавилась проблема в отношениях с сыном Петром. В августе 2022 года Полина Агуреева в интервью Вячеславу Манучарову на проекте «Эмпатия Манучи» рассказала, что после развода и в связи с различиями в общественных позициях Ивана и его семьи, сын практически перестал общаться с отцом.
В 2022 году Иван Вырыпаев продолжил свою творческую деятельность на фоне политических событий. Режиссёр, не поддерживавший военные действия России на Украине, составил открытое письмо, в котором выразил свою позицию. Письмо было направлено в 40 российских гостеатров, ставивших его пьесы. В тексте Иван сообщил, что планирует направлять свои авторские вознаграждения в фонды поддержки Украины.
Весной 2023 года Вырыпаев, проживая в Польше, был объявлен в России в розыск по обвинению в распространении недостоверной информации о действиях российской армии. Впоследствии Басманный районный суд Москвы заочно арестовал его вместе с Александром Роднянским, также включенным в реестр иностранных агентов.
В декабре того же года Ивана Вырыпаева заочно приговорили к восьми годам лишения свободы в колонии общего режима, хотя прокуратура запросила десять лет. Однако в июле 2024 года, согласно информации от Басманного суда, приговор был отменен с назначением пересмотра дела.
Уже в августе был вынесен новый вердикт: Вырыпаеву заочно назначили семь с половиной лет колонии. Кроме того, ему было запрещено управлять интернет-ресурсами на срок до четырех лет после освобождения.