Камиль Писсарро — биография
Камиль Писсарро – прославленный французский и датский художник, еврей по национальности, импрессионист. В 1874-1886 годах участвовал во всех восьми групповых выставках импрессионистов.
Влияние Камиля Писсарро на развитие европейского импрессионизма (от французского «впечатление) просто огромное. Можно сказать, что он предтеча этого направления в искусстве и пример младшим импрессионистам – Гогену, Моне, Дега, Сезанну, который называл Камиля «добрым богом». Собственная методика Писсарро уникальна, она заключается в особом, физическом, цветном изображении воздуха и цвета. Художник использовал плотные, но, в то же время, легкие мазки чистого цвета, обладающие способностью смешиваться в глазах смотрящего на картину. В это время создавалась особая вибрация и глубина. Палитра живописца очень светлая, без использования выраженных теней. Этим приемом впоследствии стали пользоваться и другие импрессионисты.
Детство и юность
Родился Жакоб Абраам Камиль Писсарро (полное имя художника) 10 июля 1830 года в Датской Вест-Индии, на острове Сент-Томас. Отца будущего известного импрессиониста звали Абрам Писсарро, он был евреем из Португалии. Мама – Рашель Мансано, коренная жительница острова Сент-Томас. Вплоть до 1842 года местом жительства семьи был этот живописный остров, принадлежавший Дании, но потом родители забрали четырех детей и поселились во Франции, в пригороде Парижа.
Отец отдал Камиля в интернат, после выпуска из которого молодой человек стал студентом Академии Савари. Он серьезно увлекся искусством, больше всего юноше нравилось рисовать. Писсарро брал уроки живописи у самого месье Савари, директора и владельца частной школы, который и разглядел талант в своем ученике. Он и посоветовал Камилю не бросать живопись после возвращения домой, в Сент-Томас.
После окончания учебы Камиль вернулся домой, продолжал увлеченно писать с натуры, но отцу это не нравилось. Он хотел, чтобы сын принимал участие в семейном бизнесе, переложив на парня работу клерка. Все последующие пять лет талантливый юноша при каждом удобном моменте брался за кисть, но времени было мало, только перерывы в работе и вечера после возвращения домой.
В 21 год Камиль понял, что больше так не может продолжаться, и покидает родительский дом. Он переселяется в Венесуэлу, находит себе работу художника-ремесленника. Молодой художник начал работать над созданием портфолио, поэтому брался рисовать все, что встречалось на пути, начиная от деревенских пейзажей и заканчивая бытовыми сценами. Спустя два года он снова переезжает во Францию, находит себе работу помощника в мастерской датского художника Антона Мельбе.
В Париже Камиль совершенствовал свое мастерство на частных уроках, потом перенимал умение на курсах мастеров Академии Сюиса. Больше всех Писсарро нравилось заниматься у Жан-Батиста Коро. Дебютные работы молодого живописца – многочисленные пейзажи родного острова, и портреты местных жителей — «Прачки на берегу реки», «Залив на Сент-Томас», «Пейзаж с фигурами у реки».
Творчество
Раннее творчество художника характеризуется точностью передачи красоты первозданной природы. Камиль уезжал подальше от душных городских улиц. Предпочитал творить на сельских просторах. Пейзажи получались у него с первого раза. Художник игнорировал требования салонов, сблизился с Арманом Гийоменом, Клодом Моне, Полем Сезанном. В то время он предпочитает писать незамысловатые картины, не пользовавшиеся популярностью у публики и ни разу не побывавшие ни на одной выставке.
Первую демонстрацию картин тех лет организовали в 1863 году, экспозиция прошла в помещении, так называемых, «отверженных» художников. В 1870 году Писсарро переезжает в Англию, и эта смена места жительства оказывает благотворное влияние на его творческую биографию. Теперь он уже не так негативно относится к работе в студии, и полотна живописца становятся более спонтанными.
В период с 1870-го по 1871-й годы Писсарро написал двенадцать картин маслом, среди которых самыми заметными стали «Кристал Палас в Лондоне» и «Церковь святых в Норвуде». Камиль всем сердцем прикипел к Туманному Альбиону, полюбил его пейзажи, и при первой же возможности старался вернуться сюда, чтобы не просто побывать в любимых местах, но и запечатлеть их на полотне.
Вернувшись во Францию после окончания франко-прусской войны, художник пришел в ужас от известия, что немецкие солдаты, квартировавшие в его доме, уничтожили почти все его картины. Из полторы тысячи полотен сохранилось всего сорок две. Есть предположение, что те уничтоженные картины были написаны под влиянием входившего в моду импрессионизма. Художник пытался с помощью своих полотен документировать зарождение уникального художественного жанра.
Писсарро тяжело переживал утрату своих работ, но смирился с потерей. Художник поселился в деревне, стал автором серии лирических полотен, среди которых особое место занимает «Въезд в деревню Вуазен». В 1873-м Камиль инициирует создание нового художественного сообщества, членами которого стали мастера-изгои – Клод Моне, Поль Сезанн, Пьер Огюст Ренуар, Эдуард Мане, Эдгар Дега.
Силами группы вскоре была организована выставка картин импрессионистов, ставшая шоком для критиков. В их понимании, полотна должны носить исторический, религиозный или мифологический характер, тогда как от картин членов нового сообщества веяло обыденностью и вульгарностью. Сам стиль импрессионизм критики посчитали чересчур схематичным, особенно если сравнивать его с традиционной манерой письма.
Яркие, выразительные мазки в сочетании с тенями от различных объектов, коллеги художника расценили как дилетантство и издевательство над профессией живописца.
В начале 1880-х художника уже не воодушевляет импрессионизм, он увлекся изучением новых приемов и методов живописи. Писсарро хотел показать общественности обычного человека, занятого самыми будничными делами. Примером такого приема стала картина под названием «Портрет мадам Писсарро за вышивкой перед окном», которую художник окончил в 1879-м.
Спустя пять лет у Камиля Писсарро появилось новое увлечение – неоимпрессионизм. Теперь художник занялся изучением научного подхода к искусству живописи, в котором при написании картины использовались крохотные пятна чистых цветов, которые смешиваются при созерцании на полотно издалека.
Вплоть до 1888-го года художник писал в этом трудозатратном и кропотливом методе письма, и создал несколько полотен, украсивших особый раздел выставки художников-импрессионистов 1886 года. Самыми заметными полотнами Камиля стали «Жизор», «Цветущая яблоня в Эраньи», «Иль Лакро Руан эффект тумана», «Стадо овец».
К концу 80-х живописец снова начал писать в своем раннем стиле, решив бросить неестественную точечную систему. Писсарро вновь принялся писать свои любимые сельские виды и сцены из быта простых людей. Он создал более сотни пейзажей, бытовых набросок и портретов – «Сборщики яблок», «Мост Морет», «Птичий рынок», «Парк в Кью».
Дожив до преклонного возраста, Камиль сохранил крепкое здоровье, единственное, что его омрачало – глазная инфекция, из-за которой он больше не мог писать на улице. Он писал свои автопортреты смотрясь в зеркало, а серия картин на деревенскую тематику получилась благодаря его феноменальной памяти, сохранившей в точности все детали быта людей.
Вышла также его серия картин с видами Парижа, написанных в необычном ракурсе. В последние годы своей жизни художник стал автором непревзойденного цикла, в котором нашли отражение парижские бульвары, улицы, площади. В общей сложности он написал тридцать работ. Находясь в своей квартире на верхнем этаже, или в номере гостиницы, Камиль мог наблюдать за жизнью горожан, и все, что видел, переносил на холст. Звание величайших творений получили картины «Улица Эписери, Руан (эффект солнечного света)», «Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро», «Бульвар Монмартр в Париже». Эти полотна пополнили коллекции лучших мировых музеев.
Известны полотна художника, написанные акварелью, он стал автором многочисленных литографий и офортов. Чтобы создавать литографии, Писсарро обзавелся специальным станком, который установил дома.
При жизни Камиль Писсарро так и не добился славы, современники практически не покупали его полотна. Настоящая популярность пришла к художнику спустя много лет после смерти, и сейчас коллекционеры готовы выкладывать баснословные суммы с шестью нулями в американкой валюте за картины Камиля Писсарро.
Полотна живописца – настоящее украшение галерей в Европе, России, Америке.
Личная жизнь
Камиль пошел против воли родителей, и женился на своей любимой женщине Жюли Веллей, которая была обычной служанкой его матери. Девушка была родом из простой семьи, ее отец – виноградарь, но это не помешало им быть счастливыми и родить восемь детей. Официально оформить свои отношения влюбленные смогли только спустя десять лет. Семейство проживало в предместье Парижа, где художнику никто не мешал любоваться природой и не спеша работать.
Отец лишил Камиля наследства из-за того, что он связал свою личную жизнь с простолюдинкой. Семья жила бедно, картины Писсарро не продавались. Немного легче стало только в последние годы жизни художника, после того, как в одной галерее открылась выставка-ретроспектива его полотен. Когда началась франко-прусская война, Камиль хотел вступить в действующую армию, но он не был гражданином Франции. Тогда живописец переезжает с родными в Англию, а спустя два года возвращается обратно в свой дом, расположенный в предместье Парижа.
Сыновья художника тоже интересовались живописью, они часто бывали в мастерской своего отца, шаг за шагом приобщаясь к таинству художественного процесса. Самый талантливый из всех детей Писсарро – сын Люсьен, который тоже прославился, как живописец, график и ксилограф.
Третий ребенок, родившийся в этом браке – сын Жорж-Анри, также унаследовал талант отца. Выбрав ту же профессию, юноша все же пошел своим путем, предпочел модернизм и писал под влиянием творчества ученика Писсарро – Гогена.
Смерть
Что стало причиной смерти известного художника, так и осталось тайной. Никто не знает никаких подробностей трагедии. Смерть наступила 12 ноября (в некоторых источниках указано 13 ноября) 1903 года, в номере одной из гостиниц Парижа. Камилю Писсарро на тот момент было 73 года.
Местом упокоения прославленного импрессиониста стало знаменитое парижское кладбище Пер-Лашез.