Карл Росси — биография
Карл Росси – российский архитектор XVIII-XIX века, итальянского происхождения. Кавалер орденов Святого Владимира III степени и Святой Анны II степени с бриллиантами.
Детство
Карло ди Джованни родился в 1775 году в Италии, в Неаполе. Его ранняя биография не была широко освещена. Известно лишь, что отчимом мальчика был Шарль ле Пик – французский балетный танцовщик. А мать — Гертруда, снискала славу как балерина. Вместе с ней юный Карло приехал в Россию впервые.
Юность
Школьные годы Росси провел в школе Петришуле. Мастерство архитектора Карл осваивал под руководством знаменитого зодчего Винченцо Бренны. А затем стал его помощником, начав служить в адмиралтейской коллегии чертежником. В частности, рукой Карло были выполнены чертежи к проекту Михайловского замка в СПб. В 1802 году Росси уехал в Италию, поступив на обучение во Флорентийскую академию. В Россию он вернулся по прошествии 3 лет.
Карьера
С 1806 по 1808 годы Карл работал в мастерских Императорского фарфорового завода, создавая росписи ваз и столовых приборов в стилистике своего учителя Бренны. Первую должность по специальности он получил, будучи прикомандирован к московской экспедиции кремлевского строения. В этот период Росси создает самостоятельные проекты. По его чертежам возводят один из храмов ансамбля Вознесенского монастыря московского Кремля.
Затем работа продолжается в Твери. С 1809 по 1815 год Карл руководит перестройкой Путевого дворца, принадлежавшего Екатерине Павловне, великой княгине. Затем возвращается в Петербург. И здесь его ждет первая большая удача – творческий союз с архитекторами Стасовым и Мюиди. Вместе с ними Росси вошел в градостроительный комитет.
В дальнейшем Карл сделал немало проектов для благоустройства Санкт-Петербурга. Он участвовал в реконструкции усадебной части Аничкова дворца, сформировал архитектурный ансамбль площадей Ломоносова и Островского.
Благодаря таланту зодчего в городе появились многие административные здания, сегодня являющиеся визитной карточкой города. До 1832 года архитектор практически не остается без заказов – он постоянно занят работой. Но затем, не найдя понимания в императорском дворце, постепенно теряет былую славу.
Немилость и забвение
После завершения работ по строительству Александринского театра, Росси фактически отстранили от крупных проектов. Его независимый характер не пришелся «ко двору» императора, отличавшегося не менее строптивым нравом.
В 55 лет Росси официально ушел в отставку, подав прошение о ней по состоянию здоровья. Когда в 1837 году от пожара пострадал Зимний дворец, архитектора все же пригласили на его осмотр, а заодно истребовали его чертежи. Изучив ход восстановительных работ, Росси указал на ошибки строителей, заявив, что потолок в одном из залов вскоре рухнет. Это сочли большой дерзостью. Архитектора попросили удалиться. Он ушел, в вскоре произошло предсказанное опытным зодчим обрушение. Император просил России о новой консультации, но тот уже не счел нужным откликнуться.
Семья Карло Росси к тому времени была перевезена в Ревель (Таллин). Сам он остался в Петербурге, не имея ни дома, ни достойного содержания. Жил в съемных квартирах, и старался хоть иногда выезжать к семье. К 71 году он потерял старшего сына – тот умер от чахотки, и супругу. Как мог, помогал оставшимся 9 детям и внукам. Но каждый раз был вынужден унизительно просить о финансировании казначейство. Жить на назначенную совсем не по заслугам мизерную пенсию было невозможно. В конце жизни, Росси даже продавал билеты в свою ложу в Александринском театре, чтобы хоть как-то заработать.
Лишь в 1849 году о зодчем вспомнили вновь. Началась грандиозная перестройка Александринского театра. Взяв заказ, Росси надеялся заработать, но вместо этого заболел холерой, свирепствовавшей в Петербурге.
Архитектурное наследие
Карл Росси оставил после себя немало замечательных архитектурных работ. Его художественный стиль сформировался под влиянием Бренны, но постепенно приобрел собственные черты. Знаменитый русский ампир сегодня известен на весь мир именно благодаря Росси.
Одной из первых успешных работ Карла в Санкт-Петербурге стало создание дворцового ансамбля на Елагином острове для вдовствующей императрицы. Оно не поражало великолепием, и больше напоминало традиционные итальянские виллы эпохи палладианского классицизма. Но в дальнейшем Росси сумел продемонстрировать и другие грани своего таланта.
Интересно, что первоначальный проект Елагиного дворца на одноименном острове приписывают другому великому итальянцу – Кваренги, но достоверно авторство установить не удалось. Стоявшую здесь виллу купил для своей матер император Александр I. По его поручению, коллегиальным решением зодчим был выбран России, спроектировавший ансамбль из нескольких зданий с павильонами, конюшенным и кухонным корпусом.
Михайловский дворец
Одним из самых известных успешных проектов Росси как архитектора стал Михайловский дворец, сегодня имеющий статус Государственного Русского музея. Его возвели по заказу для великого князя, сына императора Павла I. Строительство продолжалось с 1819 по 1825 год. Архитектором проекта стал Росси, предложивший не просто возвести дворец, но и в значительной мере изменить архитектурный облик примыкавшей к нему части городских улиц. Помимо усадебного дома, здесь спланировали сад с северной стороны, площадь перед парадным фасадом здания с юга. Оригинальное здание сохранилось до наших дней лишь частично. Позднее его неоднократно перестраивали.
Подлинным творением Росси здесь можно назвать только Белый зал – величественный, с помпезной колоннадой и золочеными капителями.
Сенат и Синод
Следующим большим проектом, реализованным Карлом Росси, стал ансамбль на Сенатской площади. Два здания – Сената и Синода, архитектор решил разделить триумфальной аркой. В своем проекте архитектор нашел возможность скрыть некоторую асимметрию, возникшую из-за особенностей планировки района. В этих постройках впервые хорошо виден стиль самого Росси – тот самый русский ампир, с его характерными чертами и элементами. Округлые детали фасада здесь повторяются в формах термальных окон, а сам ансамбль расположен дугообразно. Но Росси был лишь автором проекта – работами на месте руководил другой специалист, Александр Штауберт.
Архитектурный ансамбль Сенатской площади в видении Росси неоднократно менялся в ходе строительства. Например, первоначальное оформление фасада было сделано куда менее торжественным. И лишь в последней версии добавились скульптурные элементы на тему победы в войне 1812 года, с колесницей богини Виктории, римскими воинами. Интересно, что изначально здания Сената и Синода были окрашены в серо-белой гамме. И лишь после утверждения новых официальных цветов Александром I их изменили. Теперь ансамбль получил желто-белое «гербовое» оформление.
Александринский театр
Главной жемчужиной в коллекции творений Карла Росси по праву считается здание Александринского театра. До грандиозной стройки здесь был сад купца Аничкова, выкупленный городом. Первый театр на этом месте – деревянный, в виде простого павильона, создал еще учитель Карла, Бренна. По завершению Отечественной войны эту территорию вместе с примыкавшей площадью было решено реконструировать. Разработку проекта доверили Карлу Росси. Работа заняла долгих 11 лет, с 1816 по 1827 год. После утверждения окончательного проекта в стиле ампир, были начаты строительные работы. Они заняли около 4 лет. В августе 1832 года новый Александринский театр впервые распахнул свои двери для публики.
В этом проекте Росси использовал множество идей, позднее неоднократно повторявшихся другими архитекторами. Основной, парадный фасад здания он оформил лоджией с колоннами и колесницей Аполлона, главного покровителя искусств. Боковые пространства – портиками. Задняя часть здания проектировалась как единый ансамбль с примыкающей улицей, сегодня носящей имя зодчего. По всему периметру театра идет великолепный скульптурный фриз с тематическими изображениями, вдохновленными античностью: масками, ветвями лавра, убранными в гирлянды. Ниши украшают скульптуры муз.
Интерьер тоже поражает великолепием – его бережно сохраняют и реставрируют. Александринский театр декорирован уникальными образцами настенной и потолочной росписи. Ложи украшены искусной резьбой – в царской орнамент разработан самим Росси.
Инженерные решения для здания архитектор разработал в соавторстве с другим мастером своего дела. Технический проект Кларка позволил реализовать ранее невозможные идеи. Кровля на арочных металлических фермах, и другие элементы конструкции здания, не имела аналогов в то время.
Публичная библиотека
Ее проект Росси задумал как гармоничное продолжение ансамбля Александринской площади. Сегодня комплекс зданий с дугообразно расположенным фасадом занимает Российская национальная библиотека. Визуальная целостность архитектурного ансамбля обманчива. Он состоит из 6 отдельных элементов, у каждого из которых своя история, и даже дата постройки.
Первый корпус возвели еще по заказу императрицы Екатерины II – он получил название по фамилии автора чертежей Соколова. Второй позже, уже после открытия. В конце 20 годов XIX века его генеральный план предложил Росси. Он сумел гармонично дополнить имевшийся здесь корпус новым зданием, сохранив в оформлении его фасада все важнейшие элементы – от отделки до формы и размера оконных проемов.
В здании Росси к ансамблю была добавлена колоннада над рустованным первым этажом, пилястры в центральной части. Внутреннее убранство также полностью соответствовало назначению объекта. Здесь была использована открытая планировка залов без лишних промежуточных опор, обустроена галерея с двумя витыми лестницами. Создание окон «второго света» не только сделало проект более воздушным, легким, но и обеспечило залам проникновение рассеянных лучей, не опасных для старинных фолиантов.
Таллинский собор св. Петра и Павла
Самая поздняя но, безусловно, заслуживающая внимания работа Росси, была завершена в 1845 году. Католический храм, ставшей кафедрой Апостольской церкви, был спроектирован по заказу местной общины. Здание имеет традиционную для базилики форму в стиле классицизма, но с элементами неоготики, хорошо заметными в формах украшающих его башен. Внутри в храме спланировано трехчастное деление на нефы.
Личная жизнь
Что касается личной жизни, в ней Карл Росси был вполне счастлив. На первой супруге архитектор женился в довольно рано. В браке родилось 3 сына и дочь. Но жена умерла, и Росси некоторое время один содержал семью. Во второй брак, с Софьей Андерсен, он вступил в 1821 году. От этого союза родилось еще 6 детей. Росси оказался нежным и заботливым отцом. Особенно любил он старшего сына, Александра, окончившего Академию художеств, и пошедшего по стопам родителя.
Смерть
Карл Иванович Росси умер в Санкт-Петербурге, в 1849 году, в доме №185 по набережной Фонтанки в Коломне. Здесь некогда знаменитый архитектор снимал квартиру в доходном доме Клокачева. Росси пал жертвой эпидемии холеры – всеми забытый, обнищавший, вдали от семьи.
Его не на что было даже похоронить. Семье пришлось писать лично императору с просьбами о финансовой помощи. Деньги были выданы, но их хватило лишь на скромное погребение на Волковском кладбище. Правда, позднее прошло перезахоронение.
Свой последний покой архитектор обрел в Лазаревском некрополе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
Память
- Масштабы личности зодчего Росси были таковы, что его имя и после смерти оказалось увековечено в России. Имя архитектора носит одна из улиц Санкт-Петербурга. В этом же городе установлено 2 бюста Карло России – на Манежной площади и в Михайловском саду. Его имя носит астероид, открытый астрономами в 1978 году.
- ГТРК «Санкт-Петербург» в 2011-2014 годах снят цикл телевизионных фильмов «Красуйся, град Петров», в котором 7 выпусков посвящено творчеству Росси.