Константин Маковский — биография
Константин Маковский — русский художник и график, представитель петербургского академизма, один из самых высокооплачиваемых художников пореформенной эпохи. Он был отцом поэта Сергея Маковского и художницы Елены Лукш-Маковской. Маковский стал участником «бунта четырнадцати» и одним из членов-учредителей Санкт-Петербургской артели художников (с 1863 года) и Товарищества передвижников, внося значительный вклад в развитие русского изобразительного искусства.
Детство
Константин Егорович Маковский родился 20 июня (2 июля по новому стилю) 1839 года в Москве. Его отец, Егор Иванович Маковский (1802—1886), был не только чиновником, но и увлечённым художником-любителем и коллекционером. Егор Маковский стал одним из основателей «натурного класса» на Большой Никитской улице, который впоследствии перерос в Училище живописи и ваяния, а после 1865 года — в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Мать, Любовь Корниловна Молленгауэр (1800—1893), происходила из семьи немецкого фабриканта музыкальных инструментов, родом из Померании. Дочь купца третьей гильдии, она была знаменита в московском обществе как красавица и обладательница прекрасного сопрано. С 1866 года она преподавала пение в Московской консерватории.
Константин был старшим братом известных живописцев Александры, Николая и Владимира Маковских. Его младшая сестра, Мария Егоровна Маковская, прославилась как актриса. Семья Маковских жила на набережной Москвы-реки, из окон квартиры открывался вид на Кремль. В кругу друзей семьи числились такие выдающиеся деятели искусства, как Карл Брюллов и Василий Тропинин. Первые шаги в искусстве юного Константина были связаны с копированием гравюр. Мать уделяла большое внимание музыкальному образованию детей, и сам Константин получил навыки игры на фортепиано и пения.
В 1851 году, когда Константину было 12 лет, он поступил в Московское училище живописи и ваяния, где его наставниками стали М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий и С. К. Зарянко — ученики Карла Брюллова. Именно влияние Брюллова, с его тяготением к романтизму и декоративным элементам, оказало значительное воздействие на художественное формирование Маковского.
Закончив обучение в 1858 году, Константин Маковский поступил в натурный класс Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Здесь его учителями были такие мастера, как А. Т. Марков, Ф. А. Бруни и П. М. Шамшин. Уже с 1860 года Маковский начал участвовать в академических выставках, представив работы «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862).
В ноябре 1863 года Константин Маковский, вместе с группой из четырнадцати академистов под руководством Ивана Крамского, выступил против академических установок. Отказавшись участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, он и его соратники покинули Императорскую Академию художеств без получения дипломов, положив начало так называемому «Бунту четырнадцати».
Начало творческого пути
После ухода из Императорской Академии художеств в 1863 году Константин Маковский примкнул к Санкт-Петербургской артели художников, которой руководил Иван Крамской. В этот период Маковский создавал произведения, отражающие будни простых петербуржцев. Находясь под влиянием творчества Василия Перова, он в ранних работах акцентировал внимание на острых социальных и психологических проблемах, таких как бедность и страдания. Одной из значимых работ того периода стала картина «Селёдочница», за которую в 1867 году Константин Маковский был удостоен звания академика Императорской Академии художеств. В 1869 году его произведение «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Санкт-Петербурге» принесло ему звание профессора Академии.
Завоевав популярность и обеспечив себе значительный доход от продажи своих картин, Маковский решил выйти из состава артели и основал собственную мастерскую на Дворцовой площади. В 1870 году он присоединился к «Товариществу передвижных художественных выставок» и активно участвовал в разработке его устава. На протяжении 1870-х годов и до конца своей жизни художник выставлял свои работы как в Императорской Академии художеств и на персональных выставках, так и на передвижных выставках. В этот период он создал серию полотен, посвящённых теме жатвы и изображающих крестьянских детей.
Одновременно с этим, Константин Маковский вместе с композитором Сергеем Ивановичем Танеевым стал соиздателем рукописного юмористического журнала под названием «Захолустье». Авторы описывали журнал как «бесплатное издание без определённого расписания выпусков и без зазрения совести». Художник, выступая под псевдонимом Немврод Плодовитое, публиковал в нём карикатуры.
В 1872 году Маковский совершил поездку в Египет, где создал множество этюдов, выполненных в этнографическом и импрессионистическом стиле. Вернувшись в Европу, он использовал эти этюды для создания крупных полотен, посвящённых восточной тематике. Летом 1877 года, в разгар Русско-турецкой войны, художник отправился на Балканы. Следуя за наступающими русскими войсками по территории Сербии и Болгарии, он делал зарисовки, основываясь на рассказах очевидцев о кровавом подавлении болгарского восстания 1876 года и жестокостях, совершённых башибузуками в отношении мирного населения.
Мировое признание художника
В конце 1870-х годов в творчестве Константина Маковского произошли заметные изменения. Художник отошёл от социальных и психологических тем, переключив своё внимание на исследования цвета и формы. В его работах этого периода прослеживается влияние известных мастеров салонного искусства, таких как французские живописцы Вильям Бугро и Александр Кабанель, а также нидерландский художник Лоуренс Альма-Тадема. В 1879 году на VII Передвижной выставке Маковский представил свою знаменитую картину «Русалки», которая привлекла внимание Императора Александра II и была приобретена для Эрмитажа.
В 1880-х годах Константин Маковский завоевал мировую известность благодаря своим историческим и мифологическим произведениям, став одним из самых высокооплачиваемых российских художников того времени. В этот период он увлёкся коллекционированием старинных предметов, среди которых были украшения, одежда, статуэтки и различные предметы быта. Некоторые из этих вещей художник использовал как реквизит в своих картинах, что придавало его произведениям особую аутентичность.
Маковский внёс весомый вклад в так называемую «бояроманию» — художественное течение, отражавшее идеализированный образ жизни России прежних эпох. Это направление нашло отклик в высших кругах не только российского, но и западноевропейского и американского общества в конце XIX — начале XX века. Многие картины художника изображали жизнь и быт боярской Руси, наполненные романтизмом и роскошью.
В 1883–1885 годах Константин Маковский, наряду с тринадцатью другими известными художниками, принимал участие в создании иллюстраций для церемониального альбома «Описание священного коронования их императорских величеств императора Александра Третьего и государыни императрицы Марии Феодоровны». Маковский создал три акварели для вступительной части, а также для третьей и седьмой глав альбома. Хромолитографии по этим акварелям были выполнены мастером К. Шисселем в «Картографическом заведении А. А. Ильина». Альбом, изданный Экспедицией заготовления государственных бумаг в Санкт-Петербурге в 1885 году, вышел ограниченным тиражом в 500 экземпляров, что подчёркивало его статус и уникальность.
Дальнейшее творчество
В 1886 году Константин Маковский получил важный заказ на создание декоративных плафонов и панно в стиле неорококо для украшения Большого концертного зала в особняке барона С. П. фон Дервиза на Английской набережной в Санкт-Петербурге. Тематика работ включала пасторальные мифологические сцены, и в течение двух лет художник трудился над ними в Париже. Первоначально эскизы были предложены другим известным мастером — Генрихом Семирадским, однако предпочтение в итоге было отдано Маковскому. В 1887 году в парижской галерее Ж. Пти состоялась выставка созданных плафонов, а в декабре 1888 года работы были представлены в Санкт-Петербурге, в залах Общества поощрения художеств. В каталоге этой выставки было перечислено 11 произведений, что, вероятно, не охватывало весь объём выполненных художником работ. Вполне возможно, что Маковский продолжал работу над некоторыми из них в 1889 году, так как в 1907 году, после продажи особняка новым владельцем бароном А. Г. фон Альфтаном, была организована новая выставка, на которой экспонировалось уже 16 произведений.
В 1889 году на Всемирной выставке в Париже Константин Маковский был удостоен Большой золотой медали за свои картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Несмотря на успех, некоторые критики считали, что художник отошёл от идеалов Товарищества передвижных художественных выставок, создавая, как Генрих Семирадский и Степан Бакалович, внешне эффектные, но, по мнению критиков, поверхностные произведения.
В это время Маковский также стал известен как модный портретист, востребованный среди российской аристократии и знати. Среди его заказчиков были граф Н. Н. Муравьёв-Амурский (1863), графиня С. И. Строганова (1864), актриса М. Г. Савина (после 1875 года, при условии, что авторство картины подтвердится), граф В. А. Бобринский (1879), граф С. Г. Строганов (1882), графиня П. С. Уварова (1882), банкир Л. С. Поляков (1882), историк Н. И. Костомаров (1883), владелец усадьбы Качановка В. В. Тарновский младший (1884), изображённый в костюме запорожского казака, графиня В. А. Волконская (1884), меценатка В. А. Морозова (1884), художник И. К. Айвазовский (1887), семья Волковых (1900) и княгиня З. Н. Юсупова (до 1895 года) в русском костюме. Также он писал посмертные портреты, такие как портрет композитора А. С. Даргомыжского (1869) и графини А. Д. Ржевуской (1860-е).
Маковский занимался созданием портретов членов Российского императорского дома. Среди них были три прижизненных и один посмертный портрет императора Александра II, портрет императрицы Александры Фёдоровны в коронационном наряде (при условии подтверждения авторства), портрет вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, а также портрет великой княгини Марии Георгиевны с дочерью Ниной (1901-1902). Художник также создавал множество женских портретов, изображая боярынь и красавиц, а также детские портреты и картины в жанре ню.
В 1890-х годах Маковский с семьёй переехал в Париж и приобрёл там мастерскую. В это время он создавал серию работ, посвящённых русским народным традициям. В 1896 году на 16-й Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде он представил публике своё крупнейшее историческое полотно — «Воззвание Минина».
Последние три года своей жизни (1912–1915) художник провёл в доходном доме Первого Российского страхового общества на Каменноостровском проспекте в Санкт-Петербурге, где его мастерская занимала квартиру № 100. В 1915 году Маковский стал одним из соучредителей Общества возрождения художественной Руси, целью которого было распространение знаний о древнем русском искусстве. Общество занималось выпуском открыток с изображениями памятников древнерусского зодчества и выступало за сохранение чистоты русского языка, избегая иностранных заимствований.
Личная жизнь
Константин Маковский был человеком обаятельным и жизнелюбивым. Его талант, весёлый характер и добродушие сделали его любимцем женщин и баловнем судьбы. Это отразилось и на его личной жизни, которая была полна ярких событий и порой бурных поворотов. Интересным фактом является то, что первую свою дочь, Наталью, художник зачал ещё до официального брака. Несмотря на то, что девочка воспитывалась в семье Маковского, она не получила дворянского звания.
Первый официальный брак Константина Егоровича, заключённый в 1866 году с актрисой Еленой Бурковой, оказался недолгим. Через шесть лет после свадьбы супруга скончалась от чахотки. Их сын Владимир, родившийся в этом браке, не прожил и года.
После смерти первой жены, в возрасте 35 лет, Маковский встретил на балу 15-летнюю Юлию Леткову. Молодая красавица поразила художника, и, дождавшись её совершеннолетия, он женился на ней. Юлия, обворожительная брюнетка, стала героиней многих работ Маковского. Их брак длился 20 лет, и за это время у пары родились трое детей: Сергей, Елена и Владимир. Портреты детей занимают значительное место в творчестве художника, что подчёркивает его привязанность к семье и стремление запечатлеть её членов на своих полотнах.
Несмотря на видимое благополучие и атмосферу любви и искусства в доме Маковского, в 1898 году произошло расставание. Причиной развода стала новая любовь Константина Егоровича — Мария Матавтина, которую он встретил в Париже в 1891 году. Мария была моложе художника на 30 лет, но это не стало препятствием для их страстного романа, плодом которого стал внебрачный сын Константин. Юлия Павловна, узнав об измене, не смогла простить мужа, что привело к его уходу из семьи и разводу.
После расставания Маковский стал жить с Марией Матавтиной, которая впоследствии стала его официальной женой. На момент заключения брака у них уже было трое детей, и вскоре в семье появился ещё один сын, Николай.
Связи с прежней семьёй Маковский практически оборвал. Бывшая супруга была категорически против его общения с детьми и потребовала у художника значительные средства на их содержание, что также осложнило взаимоотношения между ними.
Смерть
Константин Маковский, выдающийся художник, создавший сотни произведений искусства, прожил долгую и насыщенную жизнь, длившуюся 76 лет. Его отличали исключительная работоспособность, жизнерадостность и неугасимая энергия. Однако, несмотря на крепкое здоровье и жизнелюбие, его жизнь трагически оборвалась из-за несчастного случая.
17 (30) сентября 1915 года Константин Егорович следовал по улицам Петрограда в своём экипаже. В этот момент одна из лошадей, испуганная звоном, потеряла управление и врезалась в проходящий трамвай. Художник выпал из экипажа на мостовую и получил тяжёлые травмы, несовместимые с жизнью. Через некоторое время Константин Маковский скончался от полученных повреждений.
Художника похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, где он нашёл своё последнее пристанище. Его смерть стала большой утратой для российского искусства, оставив память о нём в его произведениях и в сердцах поклонников его таланта.
Избранные картины
Факты
- Участник «Бунта четырнадцати»: В 1863 году Маковский вместе с 13 другими художниками покинул Императорскую Академию художеств, отказавшись участвовать в конкурсе на большую золотую медаль. Это стало символом стремления к независимости и творческой свободе.
- Создатель «Русалок»: В 1879 году на VII Передвижной выставке Маковский представил картину «Русалки», которую приобрёл император Александр II для Эрмитажа. Это произведение стало одним из его самых известных.
- Любовь к жизни и страсть к искусству: Маковский был известен как обаятельный человек и любимец женщин. Его бурная личная жизнь включала три брака и несколько внебрачных детей.
- Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже: В 1889 году художник был удостоен награды за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара», что подтвердило его статус ведущего мастера своего времени.
- Коллекционер и декоратор: Маковский увлекался коллекционированием старинных предметов и использовал их в своих работах. Он также создавал декоративные панно и плафоны для роскошных особняков, включая дом барона фон Дервиза.
- Трагическая смерть: В 1915 году Константин Маковский погиб в дорожном происшествии, когда его экипаж столкнулся с трамваем. Художник скончался от полученных травм и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.