Лариса Ефимовна Шепитько – советский кинорежиссёр, сценарист и актриса. Известна по фильмам «Зной», «Крылья» и «Восхождение». Была женой кинорежиссёра Элема Климова.
Лариса Шепитько стала одной из первых женщин-режиссёров в советском кино, кому предложили работать в Голливуде. Она не зря выбрала профессию, традиционно считающуюся мужской. По силе характера Шепитько могла дать сто очков вперёд многим из представителей сильного пола.
Лариса Шепитько родилась 6 января 1938 года в Артёмовске, городе Донецкой области Украины (теперь Бахмут), в семье школьных учителей. По национальности она украинка, но не любила ничего украинского, кроме кухни. Её отец, Ефим Анисимович, бросил жену с тремя детьми. Лариса не смогла простить ему этот поступок, поэтому после его ухода больше никогда с ним не виделась, забыла о его существовании. Мать, Ефросинья Яновна, после войны переехала с детьми в Киев, потом во Львов.
Там Лариса окончила школу в 1954 году. Однажды она попала на съёмки фильма «Овод», который снимался во Львове, в отличие от других наблюдателей, следивших за игрой актёров, Лариса следила за работой режиссёра. С этого момента она загорелась освоить именно эту профессию.
После школы Шепитько в 1955 году с первого захода поступила на режиссёрский факультет ВГИКа. На отборочных турах ей, с такой интересной внешностью, советовали идти на актёрский, но она ответила, что актёр – это рабская профессия. Независимость была главной чертой Ларисы.
Ей посчастливилось застать Александра Петровича Довженко, став студенткой его мастерской. Великий мэтр режиссуры преподал своим студентам не только профессиональные уроки, но и этические, считая, что у людей искусства должна быть гармония во всём («В человеке всё должно быть прекрасно…»). Лариса была самая младшая на курсе, поэтому он её особо опекал. Довженко даже снял её в эпизоде своего последнего фильма «Поэма о море», который, увы, закончить не успел. После его смерти в 1956 году мастером курса стал Михаил Чиаурели. Но Шепитько всегда считала себя ученицей Довженко.
Во время учёбы будущий режиссёр сняла несколько короткометражных фильмов, а её дипломной работой был полнометражный фильм «Зной» (1963 год) по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Фильм снимался в Казахстане. Автор повести несколько раз посещал киноэкспедицию и впоследствии изумлялся преданности искусству молодых создателей картины. Небольшой малоопытной группе только-только возникшей Киргизской киностудии и студентам-дипломникам ВГИКа приходилось работать в условиях сорокаградусной жары. Плюс ко всему в группе началась эпидемия болезни Боткина. Однокурсница и соавтор Ларисы Ирина Поволоцкая самолётом спешно улетела в Москву, Шепитько лететь отказалась, вернулась на съёмочную площадку и продолжила работать. Ей организовали отдельный барак, куда в конце каждого съёмочного дня буквально относили на носилках. Но в финале такого сложного первого опыта Шапитько её ждал подарок от судьбы. На монтажном этапе подготовки «Зноя», уже на студии Горького в Москве, Лариса познакомилась со студентом мастерской Ефима Дзигана Элемом Климовым, который придумал название для её фильма, ну а вскоре стал её мужем.
Первая картина Ларисы Шепитько была высоко оценена экспертами кино. Дебютантка получила премии первого Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде и Международного кинофестиваля в Карловых Варах (1964 год).
Кинорежиссеры часто наведывались во ВГИК, чтобы присмотреть для своего фильма симпатичных студенток для ролей второго плана. Стройная зеленоглазая Шепитько была одной из первых красавиц института. Её не могли не заметить.
Так она попала на съёмки «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова (1956 год), где сыграла небольшой эпизод. В 1960 году она участвовала в съёмках фильмов «Обыкновенная история» и «Таврия». Там тоже роли были маленькими. А в дальнейшем Лариса от предложений отказывалась.
Следующая картина Шепитько принесла ей ещё большую известность, чем «Зной». О ней заговорили как о яркой художественной индивидуальности. В фильме «Крылья» она показала тот поэтический пристальный взгляд на натуру человека, которому научил её Довженко.
На главную роль Шепитько пригласила свою землячку, никому не известную, актрису Майю Булгакову. Она вообще предпочитала лепить характеры из малоизвестных актёров. Никто из режиссёров, кроме Шепитько, не разглядел возможностей этой актрисы. А для Булгаковой роль бывшей боевой лётчицы в картине «Крылья» стала главной ролью в жизни. Перед началом съёмок Шепитько почти месяц репетировала с Майей Григорьевной, чтобы погрузить её в образ и добиться эффекта лучистых глаз. Режиссёр всегда была максималисткой и ждала, даже требовала, максимальной отдачи от других.
После выхода фильма в 1966 году Булгакова была признана «Лучшей актрисой года», а Ларису Шепитько после его показа на Неделе молодых режиссёров национальных республик СССР в Париже оценили не только как режиссёра, но и как красавицу, окрестив её новой Гретой Гарбо.
Следующим фильмом Ларисы Шепитько была короткометражная лента «Родина электричества», созданная по мотивам одноимённого рассказа Андрея Платонова. Картина снималась в 1968 году в деревне Сероглазка Астраханской области. Сценарий Лариса написала сама, а исполнителей большей части персонажей нашла среди жителей деревни. Получилась целая галерея натуральных народных образов. Во время съёмок режиссёр настолько расположила к себе женщин Сероглазки, что те, когда у Ларисы выдавалась свободная минутка, присаживались рядом, чтобы поболтать и посекретничать.
«Родина электричества» вместе с новеллами других режиссёров должна была войти в киноальманах «Начало неведомого века», приуроченный к 50-летию Октябрьской революции, но цензура усмотрела в ней антисоветское содержание, альманах так и не сложился. Спустя почти двадцать лет картину восстановили и показали зрителям.
Не повезло и следующему фильму, снятому Шепитько. Это был новогодний телевизионный мюзикл «В тринадцатом часу ночи», в котором снялись прекрасные артисты Владимир Басов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов и другие. Режиссёр очень переживала, что вот уже второй фильм отправлен «на полку». В это время она жила с ощущением «надвигающегося крушения». Ей казалось, что в тридцать лет человек должен достигнуть своей вершины в жизни, а она терпит одни сплошные неудачи.
Размышления о поколении тридцатилетних не давали покоя не только Ларисе Шепитько, но и автору сценария «А я шагаю по Москве» Геннадия Шпаликова. У него был один очень сырой сценарий о двух учёных-медиках, променявших свой талант на материальные блага. Лариса почувствовала внутренний драматизм сценария и буквально заставила Шпаликова его доработать, даже ограничила контакты сценариста, известного своими загулами. Они со Шпаликовым были очень единодушны. Оба понимали, что теперешнее поколение тридцатилетних не может быть таким безмятежным как в фильме Данелии. Теперь жизнь тридцатилетних героев имела налаженный житейский уклад, а внутренне стремление жить не по лжи вносило смятение в их души.
Сценарий под названием «Ты и я» прошёл мучительное поэтапное утверждение нескольких инстанций, и комитетом кинематографистов картина была поставлена в производственный план 1970 года. Главные роли в фильме исполнили Леонид Дьячков, Юрий Визбор и Алла Демидова, хотя роль изначально писалась под Беллу Ахмадулину (её не одобрил худсовет) У Ларисы Шепитько получился с одной стороны серьёзный, а с другой – поэтичный фильм. Но чиновники в уже смонтированную ленту потребовали внести ряд изменений. Шепитько очень сокрушалась, что пошла на поводу у М.И.Ромма, входящего в худсовет, и переделала самый важный эпизод. Тем не менее картина имела оглушительный успех на Венецианском фестивале 1972 года, Шепитько получила Серебряный приз в конкурсной программе «Венеция – молодёжь». В глазах западного зрителя фильм развенчал стереотипный образ молодых людей советских картин, находящих смысл в погоне «за туманами и запахом тайги», устремляющихся на стройки и в геологические партии, что создавало нарочитую видимость благополучия. На родине «Ты и я» не восприняли.
Поскольку выход картины «Ты и я» проходил под давлением цензоров, после её завершения Шепитько оказалась истощена психически и физически. К тому же она ждала ребёнка. Режиссёру нужно было восстановить силы. Находясь в сочинском санатории, она неудачно упала, получила сильное сотрясение мозга и серьёзно травмировала позвоночник. Это приковало её к постели на полгода. Мысли о том, что она может стать инвалидом или погибнуть, заставили Ларису пересмотреть свою жизнь. Она представляла, как родится ребёнок и будет судить о ней по работам в кино, а ей до сих пор не удалось себя по-настоящему выразить, не успела ещё передать ему энергию духовного начала. Тогда и возникла идея снять фильм по повести Василя Быкова «Сотников», которая лучше всего по ощущениям режиссёра отражала её представление о жизни, смерти и духовном бессмертии.
Фильм «Восхождение» (1976 год) стал последней завершённой режиссёрской работой Шепитько. Четыре года она добивалась разрешения на постановку. Главную роль в фильме Лариса Ефимовна предложила актёру Свердловского ТЮЗа Борису Плотникову. В Госкино неодобрительно отнеслись к её выбору: «Что ж вы нам на роль партизанского героя Исусика подсовываете?». После того, как режиссёр с помощью гримёров добилась героического облика, приёмная комиссия одобрила Плотникова. Ещё больше Шепитько удивила чиновников, когда на вторую главную роль привела реквизитора театра Советской Армии Владимира Гостюхина. Она не ошиблась с выбором. Оба актёра так пронзительно исполнили свои роли, что присутствовавший на просмотре первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Пётр Машеров, в прошлом фронтовик, не мог оторваться от экрана. Он потом грудью отстаивал фильм, оказавшийся под угрозой запрета.
Съёмки проходили зимой в городе Муроме и его окрестностях. Стоял сорокаградусный мороз, но никто не пытался покинуть съёмочную площадку, настолько Шепитько сумела заразить всех своим энтузиазмом. Все понимали важность происходящего; каждый знал, что нет ничего дороже тех вещей, которым посвящается фильм о совести, долге, героизме и о родине. Поэтому все участники фильма предъявляли к себе те же критерии. Никто не жаловался, даже если примерзали руки к приборам. Несколько раз слабую здоровьем Шепитько после съёмочной смены Гостюхин относил на руках от машины до гостиничного номера. Она работала на пределе своих возможностей. Все справились, съёмочный период был окончен на месяц раньше срока.
Фильм получил признание. В 1977 году он был удостоен главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, Гран-при «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля, премии ФИПРЕССИ, приза «Статуя Свободы» на кинофестивале в Сопоте.
Однако самым важным показателем успеха фильма для Ларисы Ефимовны была реакция зрителей. Она видела, что многими он воспринимался очень лично. На просмотрах люди плакали.
Потом Шепитько стала получать огромное количество писем из самых отдалённых уголков страны. Люди делились не только своими впечатлениями от фильма, но и своими историями, рассказывали о сокровенном. Из писем было видно, как велика потребность людей в духовной жизни. Именно эти письма подтолкнули Шепитько к идее снять фильм о бессмертной непобедимой духовности русского человека. Эту идею она нашла в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».
Письма приходили и из-за границы, в которых режиссёру делали всевозможные заманчивые предложения. Самым грандиозным из них было приглашение в Голливуд. Американская актриса Элин Берстин, с которой Лариса подружилась на Берлинском кинофестивале, предлагала пожить у неё в доме и обсудить с продюсерами перспективу работы над фильмом, который был задуман в эстетике Шепитько.
Оказавшись на фабрике грёз, советский режиссёр довольно скоро заручилась симпатией многих известных деятелей Голливуда и вынуждена была рассматривать не только то предложение, ради которого приехала, а ещё многие другие. Её талант оценили Мартин Скорсезе, Милош Форман и Бернардо Бертолуччи. Однажды Фрэнсис Форд Коппола пригласил её к себе, чтобы посоветоваться какой из вариантов финала «Апокалипсиса» выбрать. Какое-то время режиссёр гостила у Лайзы Минелли и была несколько шокирована тем, как Лайза расхаживает по дому с бутылкой коньяка в одной руке и «косяком» в другой.
Шепитько восхитило то, в каких прекрасных условиях работают американские кинематографисты, насколько чётко в Голливуде организован съёмочный процесс, но всё это было для неё чужим.
Летом 1978 года Шепитько собрала почти всю съёмочную группу «Восхождения» и готовилась к съёмкам новой картины. Она встретилась с Распутиным, получила его благословение и приступила к написанию сценария будущего фильма «Матёра».
Местом для съёмок были выбраны окрестности озера Селигер. За день до отъезда в кабинет Ларисы Ефимовны пришёл автор, задумавший писать о ней книгу. Они проговорили пол дня. Когда Распутин спросил Шепитько, почему она решила назвать фильм «Матёра», а не «Прощание с Матёрой», она ответила, что фильм будет не о прощании с прошлым, а о сохранении прошлого. Она взялась за съёмки, но закончить не успела. После смерти Ларисы Шепитько картину закончил Элем Климов, назвав её всё-таки «Прощание».
Элем Климов и Лариса Шепитько были очень красивой парой. Каждый был погружён в своё творчество, но они жить друг без друга не могли.
После знакомства в монтажной киностудии Горького в 1963 году они поженились. Спустя десять лет у них появился сын Антон. Шепитько родила его довольно поздно – в 35, но сын родился здоровым.
Порой их творческие взлёты и падения не совпадали, это никогда не становилось поводом для ссор. Скорей, наоборот, они поддерживали друг друга в трудные дни и искренне радовались один за другого, когда приходил успех.
Однажды Лариса подменяла Климова на съёмках фильма «Агония». Актёр Алексей Петренко, вспоминая этот момент, признался в одном из своих интервью, что очень её боялся – такая от неё исходила сила. Исполняя роль Распутина, это он должен был выдавать мощь, но находясь рядом с Шепитько, он всю её подрастерял.
Лариса с одной стороны была верующим человеком, а с другой – мистиком, она доверяла приметам и знамениям, верила в переселение душ. Климов вспоминал, что однажды произошёл очень странный случай. Они были в Чехословакии и осматривали некий старинный замок. В одном из его залов Лариса вдруг сказала, что была уже здесь и, указав на стол, добавила, что на нём играли в покер. Когда отодвинули скатерть, под ней оказалось зелёное сукно. А в фамильной галерее к общему изумлению висел портрет Ларисы, только в старинном одеянии. Потом «хозяйка» портрета, предваряя экскурсовода, описала расположение всех комнат замка и находящихся в них предметах.
Вместе с подругой Лариса ездила на встречу с Вангой и слышала предсказание о своей скорой смерти.
Не взирая на весь мистицизм, Шепитько была весёлым человеком и обладала большим чувством юмора. Из-за гепатита она не могла употреблять спиртного, но в компании с выпивкой всегда заражалась приподнятым настроением других. Лариса умела слушать и неплохо излагала свои анекдотичные истории, прекрасно танцевала и пела (могла запросто, на одном дыхании исполнить «Аве Мария»).
Высокая и стройная красавица Лариса была постоянным объектом восхищения отечественного модельера Вячеслава Зайцева. Ему нравилось наряжать Ларису в своём Доме моделей и устраивать потешные показы мод. Его модель с удовольствием изображала манекенщицу, немного утрируя манеры и походку.
Лариса Шепитько была вправе требовать от своих друзей и коллег жить по максимуму, что она часто и делала, потому что сама жила в полную меру своего драгоценного таланта и человеческих возможностей.
Ранним утром 2 июля 1979 года Лариса Шепитько с пятью членами съёмочной группы на студийной «Волге» отправились искать локацию для будущего фильма. На пустынном шоссе водитель, видимо, уснул за рулём, «Волга» вышла на полосу встречного движения. Водитель ехавшего навстречу грузовика свернул к обочине, но поскольку грузовик был с прицепом, набитым кирпичами, «Волга» врезалась в прицеп. Пассажиры легковой машины могли бы остаться живы, если бы не кирпичи. От удара они высыпались и накрыли общую могилу. На шоссе, рядом с местом, где погибла Лариса и её коллеги, находилась автобусная остановка с металлической табличкой, на которой значилось – то ли «Меткино», то ли «Владыкино». Первые буквы были почти съедены ржавчиной, отчётливо выделялось только окончание: «…кино». Такая вот ирония судьбы.
Ларису Шепитько похоронили на Кунцевском кладбище в Москве.
В 1980 году Элем Климов снял фильм «Лариса» в память о прекрасной женщине, нежной матери, любящей жене и даровитом художнике.
Комментарии
преклоняюсь перед НЕЙ!
Таких уникальных больше нет
мастер
Спасибо за творчество великой женщине Ларисе Шепитько 🎬🎵💖
Спасибо