Леонид Ефимович Хейфец

Леонид Хейфец — биография


Леонид Хейфец — советский и российский театральный режиссёр и педагог, народный артист Российской Федерации.

Ранние годы

Леонид Ефимович Хейфец появился на свет в мае 1934 года в Минске. Детство его прошло в советской столице Белоруссии — городе, переживающем последствия репрессий и предвоенного напряжения. Несмотря на творческую натуру и живой интерес к культуре, Хейфец, как и многие еврейские юноши своего времени, столкнулся с дискриминацией: при поступлении в медицинский институт ему откровенно дали понять, что национальность делает его кандидатуру «нежелательной».

Вынужденный искать обходной путь, Леонид поступил на механический факультет Белорусского политехнического института. Однако инженерное дело не вызывало у него энтузиазма: после короткой работы на заводе он оставил технику ради искусства — и сбежал в Москву, поступив в ГИТИС. Этот поворот стал определяющим в его жизни.

Леонид Ефимович Хейфец

В Государственном институте театрального искусства он учился у выдающихся мастеров советской режиссуры — Алексея Попова и Марии Кнебель. Учителя отмечали в нём не только талант, но и редкое режиссёрское чутьё: умение мыслить пространственно, точно выстраивать мизансцены, управлять интонациями и организовывать работу коллектива.

Первые шаги в профессии Леонид Хейфец сделал в юном возрасте. Его дебют состоялся в Рижском ТЮЗе, где он поставил пьесу «Сотворившая чудо». Дипломной работой стал спектакль «Шоссе на Большую Медведицу», реализованный на сцене Театра Советской армии — одном из крупных театров страны, что было редким достижением для начинающего режиссёра. Эти ранние постановки сразу показали его склонность к глубокому психологическому анализу и вниманию к внутреннему миру героев.

Театральная карьера

Старт профессионального пути Леонида Хейфеца был ярким и многозначительным. Уже первые постановки — «Смерть Иоанна Грозного», «Мой бедный Марат», «Дядя Ваня» — показали, что перед публикой и критиками появился режиссёр с собственной концепцией. Его спектакли отличались современным прочтением классики, тонким соотношением гражданских и моральных дилемм, расчёта и чувства, логики и этического поиска. Эти качества позволили Хейфецу привлечь внимание театрального сообщества далеко за пределами одной сцены.

Однако 1960-е годы были временем жёсткой идеологической цензуры, и режиссёрский стиль Хейфеца вызывал у властей подозрения. Он покинул московский театр, в котором сложился как постановщик, и обратился к провинциальным сценам, предоставлявшим больше творческой свободы. По возвращении в столицу Леонид Ефимович начал работать в Малом театре, где одним из его наиболее успешных проектов стал «Заговор Фиеско в Генуе», за которым последовал «Король Лир» — работа, отмеченная вдумчивым режиссёрским подходом к Шекспиру.

Преподавательская деятельность

К началу 1980-х Хейфец обратился к постановке советской драматургии. Его спектакль «Ретро» по пьесе Александра Галина стал первой частью цикла, посвящённого современной прозе. Пригласив на сцену признанных актёров Малого театра, он создал ансамбль, который критики называли одним из наиболее гармоничных за всю историю театра. Постановка закрепила за Хейфецом статус одного из ключевых интерпретаторов отечественной драматургии.

Леонид Ефимович Хейфец

В 1988 году Леонид Ефимович стал главным режиссёром Центрального академического театра Советской армии (ЦАТСА), а также начал преподавать в ведущих театральных вузах страны — Щукинском и Щепкинском училищах. Его постановки выходили на сценах МХАТа, «Современника», Театра им. Моссовета и «Школы современной пьесы». Работы Хейфеца также получили признание за рубежом: он ставил спектакли в Польше, Турции, Болгарии.

В этот же период были сняты и телеверсии его театральных работ, включая «Синтезатор любви», «Кьоджинские перепалки» и «Бегущие странники». Его экранизации сохраняли режиссёрский стиль, переносили сценическую энергетику в телеформат и делали его искусство доступным массовому зрителю.

Хейфецу были особенно близки пьесы Уильяма Шекспира, Генрика Ибсена, Михаила Лермонтова, Максима Горького. В то же время он не оставлял без внимания современную драматургию — его интересовали работы Даниила Гранина и других авторов, осмыслявших реалии позднесоветского и постсоветского времени.

Художественные наблюдения и театральные размышления Леонид Ефимович изложил в книге «Музыка в лифте», насыщенной анекдотами, личными историями и профессиональными наблюдениями. Ранее он выпустил методическое пособие «Призвание», адресованное тем, кто мечтает связать свою жизнь с театром.

В 2019 году маэстро был удостоен специальной премии «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.

Леонид Ефимович Хейфец

Даже после завершения активной постановочной карьеры Хейфец оставался заметной фигурой на театральной сцене — прежде всего как педагог. Выпускники его мастерской продолжали демонстрировать высокий уровень подготовки: дипломный спектакль «Чудо святого Антония», поставленный студентами 2020 года, получил гран-при на международном фестивале «Твой шанс».

В 2021 году вышел документальный фильм «Хейфеца», посвящённый не только творчеству, но и педагогической школе Леонида Ефимовича. Само слово «Хейфеца» стало неологизмом — им обозначают представителей режиссёрской и актёрской традиции, сформированной под его началом. В фильме выступили его известные ученики — Павел Деревянко, Александр Петров, Александр Паль, Виктория Толстоганова. Режиссёр картины Екатерина Романова включила в неё редкие архивные записи с конца 1990-х годов, сохранив не только сценическое, но и образовательное наследие мэтра.

Личная жизнь

Первый брак Леонида Хейфеца сложился ещё в студенческие годы. Его избранницей стала однокурсница по ГИТИСу — Антонина Пипчук. У пары родилась дочь Ольга, однако семейная жизнь оказалась недолгой. Между зятем и тёщей возникли серьёзные разногласия по поводу воспитания ребёнка, и в конечном счёте супруги развелись. Пипчук позже вышла замуж за известного художника Олега Целкова и вместе с ним эмигрировала во Францию. Ольга также обосновалась в Париже и подарила Хейфецу внучку по имени Ксения. Несмотря на расставание, Леонид Ефимович сохранил фотографию, на которой он, Антонина и Олег запечатлены вместе — напоминание о времени, когда их жизни ещё были неразделимы.

Второй серьёзный союз режиссёра возник в 1982 году, когда он познакомился с актрисой Натальей Гундаревой. Хейфец в то время работал над экранизацией «Обрыва» Ивана Гончарова и рассматривал Гундареву на одну из ролей. Несмотря на разницу в возрасте — 14 лет — они быстро сблизились и вскоре поженились. Молодая семья обосновалась в квартире на улице Горького, оба активно строили карьеры. Детей в браке не появилось: Наталья, забеременев, сделала аборт, не желая отказываться от набирающей обороты профессии. Хейфец поддержал её выбор.

Леонид Ефимович Хейфец
Леонид Хейфец с Натальей Гундаревой

Со временем в их отношениях наметились противоречия. Наталья стремилась к тишине и уединению, тогда как Леонид не мыслил жизни без встреч с друзьями и коллегами. Развод стал логичным завершением этих различий. Позднее Гундарева говорила, что разрушению их брака в немалой степени способствовала мать Хейфеца, обвинявшая актрису в отсутствии детей и в том, что она «увела» сына из предыдущей семьи.

Третьей супругой Хейфеца стала актриса Малого театра Ирина Тельпугова, на которую он обратил внимание по совету своего наставника — Марии Кнебель. Союз с Ириной был более спокойным и продолжительным. Несмотря на значительную разницу в возрасте, семья оказалась устойчивой: Тельпугова родила дочь Александру, которая впоследствии окончила МГУ, вышла замуж за француза и родила сына Ивана. Таким образом, у Хейфеца подрастали уже двое внуков — и во Франции, и в России.

Проблемы со здоровьем и поздние годы

На закате жизни Леонид Хейфец продолжал активно трудиться, не снижая темпа работы ни как педагог, ни как режиссёр. Однако перенапряжение, усугублённое возрастом, не прошло бесследно. В сентябре 2019 года СМИ сообщили о его госпитализации в психиатрическое учреждение после тревожного инцидента, произошедшего дома.

Согласно опубликованным данным, у Хейфеца могли наблюдаться признаки психоза. Родственники отмечали, что он стал принимать успокоительные препараты и антидепрессанты, а в повседневной жизни начал терять ориентиры. Временами режиссёр самовольно покидал дом, и его приходилось возвращать силой. В один из таких эпизодов он взял с собой нож для фруктов и отказался вернуться дальше лестничной клетки, присев на пол в состоянии полной отрешённости.

Когда возникло подозрение на инсульт, была вызвана скорая помощь. Однако ситуация вышла из-под контроля: в момент, когда фельдшер попыталась измерить давление, Хейфец внезапно нанёс ей удар ножом в ногу. Несмотря на полученную травму, женщина смогла вызвать полицию. Вскоре режиссёр был госпитализирован.

Смерть

18 апреля 2022 года стало известно о смерти Леонида Ефимовича Хейфеца. О кончине режиссёра сообщил ректор ГИТИСа Григорий Заславский, отметив, что незадолго до трагедии Хейфец вышел из больницы и во время их последнего разговора был в удивительно бодром расположении духа. Однако вскоре после выписки у него оторвался тромб — причина, по которой сердце мэтра остановилось.

Прощание с режиссёром прошло в Театре имени В. Маяковского. Проститься с Леонидом Ефимовичем пришли коллеги, актёры, студенты и друзья — те, кто разделял с ним сцену, аудиторию или просто общую театральную судьбу. Похоронили Хейфеца на Троекуровском кладбище в Москве, где покоятся многие выдающиеся деятели культуры.

Леонид Ефимович Хейфец

Смерть Хейфеца стала ощутимой утратой для российского театрального сообщества. Режиссёр Александр Молочников, вспоминая свои последние встречи с ним, рассказывал, что в последние годы жизни Хейфец тяжело болел, частично утратил зрение, пребывал в депрессивном состоянии. Но незадолго до смерти, по словам Молочникова, у него вновь прояснилось сознание — словно вернулось внутреннее присутствие, характерное для его сильной личности. Однако физические силы уже не позволили ему начать новый этап — ни в жизни, ни в творчестве.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Леонид Ефимович Хейфец?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя