Леонид Зорин

Леонид Зорин — биография


Леонид Зорин — русский писатель, поэт, переводчик, драматург и сценарист. Его детские стихи «Покровских ворот» и «Царской охоты» были одобрены Максимом Горьким.

Детство

Леонид появился на свет в первые дни ноября 1924 года в городе Баку. Его настоящее имя — Зальцман, под которым в 1934 году была опубликована первая книга молодого автора из азербайджанской столицы, указывающая на еврейские корни семьи. Тем не менее, Леонид Генрихович всегда определял себя как бакинца, не отказываясь от своего происхождения.

Леонид Зорин
Леонид Зорин в молодости

Ещё до освоения грамоты первые стихи Леонида записывал его отец, служащий в плановых структурах. Благодаря таланту молодого поэта и связям его матери, выступавшей в Бакинской опере, Леонид смог дебютировать в литературе. Мать также устроила ему встречу с Максимом Горьким в Горках, куда они отправились в сопровождении Исаака Бабеля. К тому времени у Леонида уже была младшая сестра, которая начала говорить в полтора года.

В возрасте 15 лет Леонид выбрал для себя новую фамилию — Зорин, которая его привлекла своим звучанием. В юности он удивил Горького стихами, осуждающими Адольфа Гитлера и Йозефа Геббельса, а затем перешёл к переводам произведений Низами и других азербайджанских поэтов. Во время войны он написал либретто для опер, поставленных в Бакинском театре оперы и балета: «Сигнал» (музыку к которой написал будущий дедушка Гарри Каспарова Моисей Вайнштейн) и «Маскарад» композитора Бориса Зейдмана.

Леонид Зорин
Леонид Зорин в молодости с женой

После окончания филологического факультета Бакинского университета Зорин перебрался в Москву, где стал студентом Литературного института. Скоропостижная смерть отца произошла вскоре после его переезда. Жизнь в незнакомой среде и волна критики, обрушившаяся на него после премьеры пьесы «Гости» в 1954 году, стали причиной его заболевания чахоткой. Однако искусство врачей и неугасимое желание творить помогли молодому драматургу справиться с болезнью.

Творчество

Леонид Генрихович Зорин оставил свой след в различных литературных жанрах. Его творческий путь начался с поэзии, прошел через либретто и драматургию, и завершился в прозе на последнем этапе жизни. Зорин создавал свои произведения традиционным способом, писал чернилами на бумаге, не прибегая к помощи современных технологий вроде компьютера или печатной машинки. Ежедневная рутина писателя начиналась в 10 утра и продолжалась два часа. Он утверждал, что для творца столь же важны трудолюбие и характер, как и врожденный талант.

Леонид Зорин
Леонид Зорин

Карьера его произведений была полна взлетов и падений. Пьеса «Молодость» была поставлена в Малом театре, в то время как за драму «Гости» Зорина чуть не арестовали. Спектакль «Римская комедия» был запрещен в Ленинграде, но успешно защищен в Москве, в Театре имени Евгения Вахтангова.

Изменение названия драмы о любви советского студента к полячке с «Варшавянки» на «Варшавскую мелодию» стало вынужденной мерой, поскольку первоначальное название ассоциировалось с революционной песней. Этот случай Зорин вспоминает в своей повести «Юдифь».

Во многих поздних работах Зорина прослеживаются автобиографические мотивы. Например, в мемуарном романе «Авансцена» он откровенно делится личным опытом. Однако по его утверждению, самый верный портрет его юности — это образ Костика из фильма «Покровские ворота». При экранизации Зорин настоял на участии Олега Меньшикова, которого роль превратила в звезду. Евгений Моргунов и Софья Пилявская отметили свои роли в этой ностальгической картины как лучшие в своих карьерах.

Леонид Зорин

Леонид Генрихович часто обращался к теме любви, препятствуемой обстоятельствами — будь то социальный статус влюбленных в произведениях «Царская охота», «Юдифь» или расстояние между героями, как в «Транзите». Зорин считал, что писатель должен хотя бы не оправдывать преступления власти, если уже не противостоит ей открыто.

Личная жизнь

Леонид Генрихович Зорин, известный своим неизменно веселым нравом, в молодости был увлечен не только литературой, но и спортом. Он играл в футбол за молодежную команду бакинской «Нефтяника». Хотя в последствии выбор был сделан в пользу литературы, Зорин не перестал интересоваться футболом и гордился своей дружбой с известным тренером Константином Бесковым и писателем Юрием Трифоновым. Его страсть к спорту нашла отражение в сценариях к фильмам «Секундомер» и «Гроссмейстер», где бакинский уроженец заявил себя как сценарист.

Переезд в Москву стал для молодого Леонида периодом новых встреч и чувств. Здесь он влюбился в иностранную студентку, однако закон 1947 года, запрещающий браки с иностранцами, помешал их союзу. Эта личная драма нашла отражение в его известной пьесе «Варшавская мелодия», где прозвучали эхо его детства и юности в Баку.

Леонид Зорин
Леонид Зорин с женой

Леонид Генрихович вступил в брак с театроведом по имени Генриетта, у которой было такое же отчество, как у него. После свадьбы тесть драматурга выделил молодой паре угол в своей комнате, площадью 8 квадратных метров. Когда в 1956 году у пары родился сын, для работы и творчества Леониду пришлось арендовать отдельное помещение, поскольку в квартире уже не осталось места для письменного стола.

Сын Леонида, Андрей Леонидович Зорин, стал известным литературоведом и автором книги «Кормя двуглавого орла». В старости драматург считал сына своим ближайшим другом. Через девять лет после свадьбы Генриетта скончалась, и позже Валентина Воилкова была утверждена на роль в фильме «Покровские ворота» из-за внешнего сходства с первой женой Зорина.

Леонид Зорин

В зрелые годы Леонид вступил во второй брак с Татьяной, дочерью своего учителя из Литературного института Геннадия Поспелова. Татьяна, профессиональная виолончелистка и музыковед, заботилась о здоровом режиме дня Зорина и способствовала его творческому долголетию.

Смерть

Леонид Генрихович Зорин, автор глубокомысленного афоризма «Жизнь — это череда мелких побед и одно окончательное поражение», скончался в Москве в последний день марта 2020 года. Длительная болезнь стала причиной его ухода из жизни. За пять лет до своей кончины, в беседе с Александром Гронским, Леонид Генрихович размышлял о своей жизни, ответив на вопрос о желаемой эпитафии: «То, чего хотел, не сделал, но сделал то, что смог». Эти слова отражают его философский взгляд на свои достижения и недостижения, подчеркивая скромность и самоосмысление, присущие его характеру.

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Леонид Зорин?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя