Лиля Брик — биография
Ее звали музой русского авангарда, она владела одним из самых популярных в 20-м веке литературно-художественным салоном. Лиля Брик писала мемуары, издавала произведения Маяковского, стала организатором первого московского музея Маяковского.
Ее нельзя назвать красавицей. Невысокая, сутуловатая, худая, с глазами на все лицо – ее можно было принять за подростка. Однако было в ней что-то невероятно женственное, особенное, которое притягивало и манило к ней мужчин с невероятной силой, заставляло поклоняться ее очарованию беспрекословно. Лиля Брик. Она стала объектом восхищения, ненависти, подражания, сумела доказать, что внешность в женщине не главное. Она вывела собственную формулу привлекательности и руководствовалась ею всю жизнь. Лиля стала любовью всей жизни гениального футуриста Владимира Маяковского, посвятившего ей несколько своих поэм и стихотворений.
Детство
Родилась Лили Каган (Брик фамилия ее мужа) 11 ноября 1891 года в Москве. Отец – Урий Каган, присяжный поверенный Московской судебной палаты, защищал права евреев в Москве. Свободное время любил проводить в литературно-художественном кружке, членом которого являлся много лет. Мама – Елена Брик (урожденная Берман), еврейка, родилась в Латвии, окончила Московскую консерваторию, владела фортепиано, сочиняла стихи, постоянно устраивала в своем доме творческие вечера, занималась воспитанием двух дочерей. В 1899 году в семье родилась еще одна дочь – Эльза.
Лиля со своей младшей сестренкой свободно владели немецким и французским языками, мама научила их играть на рояле. Начальное образование девочка получила дома, а в 1905 году ее зачислили в 5-й класс женской гимназии. Учителя отметили, что Лиля имеет склонность к точным наукам, особенно к математике, и посоветовали отцу развивать у дочери эти способности. Все остальные предметы давались ей нелегко, и учиться Каган не любила. После выпуска из гимназии в 1908-м Лиля приняла решение продолжить изучение математики, и поступила на высшие женские курсы, где училась на протяжении года. Потом она изучала архитектуру и живопись, затем стала студенткой Мюнхенского университета.
Литературный салон
После появления у нее дома Владимира Маяковского, биография Лили тесно переплелась с другими не менее известными литераторами. У нее часто бывали Виктор Шкловский, Борис Пастернак, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Николай Асеев. Все они были очарованы хозяйкой дома – Лилией Брик (к тому времени она успела выйти замуж и сменить фамилию). Она не обладала особой внешней привлекательностью, но зато отличалась остротой ума и наличием собственного мнения обо всем, что происходило вокруг.
Двери ее дома всегда были открыты для друзей, Лиля радушно встречала всех, кто приходил. Литературные вечера, организованные хозяйкой дома, посещали не только писатели, там зачастую можно было встретить и композитора Родиона Щедрина, и балерину Майю Плисецкую.
Маяковский
В 1915 году Маяковский впервые перешагнул порог дома Лили Брик. Он пришел туда вместе с шестнадцатилетней сестрой Лили – Эльзой, с которой в то время встречался. При первой встрече он не произвел на хозяйку дома никакого впечатления. Он был высоким, худым, имел грубые черты лица и хамоватое поведение, в общем, являл собой полную противоположность ее супругу Осипу Брику, которого Лиля очень любила.
Резкая перемена в их отношениях началась после того, как Владимир прочел присутствующим свое новое произведение – поэму «Облако в штанах». Об этом его попросила Эльза, которой хотелось представить своего возлюбленного в лучшем свете. И она добилась своего – Лиля так прониклась его творчеством, а потом и самим поэтом, что вскоре у них образовался любовный треугольник – Лиля-Осип-Владимир. Маяковский попал под чары хозяйки дома, посвятил ей свое произведение, которое до этого адресовалось ее сестре.
Супруг не стал устраивать Лиле скандал, он отнесся к этим отношениям с большим пониманием. Гораздо позже, из мемуаров Лили Брик стало известно, что именно в тот год, когда Владимир появился в их доме, супруги заключили своеобразный договор, по которому каждый из них мог жить своей личной жизнью, не ущемляя права друг друга, и сохраняя узы брака. Маяковский не был рад такому соглашению, ему не хотелось делить возлюбленную даже с ее собственным мужем.
Владимир поначалу тяготился присутствием Осипа, но не стал спорить с решением своей ненаглядной Лили. Со временем ему пришлось смириться, и даже подружиться со своим конкурентом. Маяковский чувствовал потребность в этом человеке, Брик был не просто другом, он помогал поэту в издании его произведений. Есть достоверная информация, что именно Осип на свои собственные средства напечатал «Облако в штанах».
Лиля говорила, что любит и Осипа и Владимира, только одного, как возлюбленного, а второго, как родственную душу. Сама же она стала для революционера-футуриста музой, выполняющей обязанности имиджмейкера.
По ее настоянию Маяковский наконец-то попал к зубному доктору, хотя панически боялся всех врачей, а дантистов особенно. Именно Лиля следила за его манерой одеваться, и вскоре Маяковского воспринимали как икону стиля.
Лиля имела определенное влияние на творчество поэта, но литературной славы он добился еще раньше, до момента знакомства с ней. В 1915 году его имя уже было достаточно известно среди литераторов.
После начала отношений с Брик, лирика Маяковского приобрела неизбывный трагичный пафос. Женщина не просто душевно изматывала Владимира, она делала это сознательно, так как придерживалась мнения, что только страдающий человек может создать хорошую поэзию.
Лиля решила порвать отношения с поэтом, когда узнала, что он посвящает свои произведения не только ей, но и другим девушкам. Маяковский наложил на себя руки 14 апреля 1930 года, и этим поступком потряс ее до глубины души. Лиля никак не могла справиться с трагедией, она приняла решение хоть как-то загладить свою вину. Брик пишет Сталину, и просит разрешения на создание в Москве музея поэта.
Фильмы
Летом 1926 года режиссер Абрам Роом взял Брик на должность ассистента для съемок документального проекта «Еврей и земля». В ленте освещались события 20-х годов, когда в СССР процветал антисемитизм. В следующем году режиссер выпустил еще одну картину – «Третья Мещанская» («Любовь втроем»).
Режиссеру Роому и сценаристу Шкловскому сделали замечание в том, что таким названием картины он унизил достоинство участников любовного треугольника Лиля-Осип-Владимир. В 1928-м Лиля уже сама стала режиссером и сняла ленту «Стеклянный глаз» при участии Виталия Жемчужного.
Мода и авангард
Постепенно Лиля становилась самой скандальной фигурой страны Советов, у нее нашлась масса недоброжелателей. Однако были и поклонники, которые восторгались ею, видели в ней икону стиля. Брик не просто любила модно одеваться, это была ее страсть, она жила этим. Стены ее комнаты были синего цвета, чтобы на их фоне еще больше выделялась белизна ее кожи и шевелюра рыжих волос. Ее гардероб состоял из парижских нарядов, тогда как среднестатистические женщины СССР были вынуждены носить одежду «Большевички». У Лили был собственный автомобиль, который она водила сама. Кроме нее за рулем в Москве сидела только одна женщина – супруга посла Франции в СССР.
Такое обилие французских нарядов объяснялось тем, что ее сестра Эльза вышла замуж за француза и жила в Париже. Именно она присылала Брик платья, которые шились по индивидуальному заказу французскими мастерицами. Эльза Триоле снабжала сестру еще и шелковым бельем, аксессуарами и духами. Больше всего ей нравились ароматы «Guerlain». Она хорошо разбиралась в этом вопросе, всю жизнь не отказывала себе в удовольствии иметь отличные духи. И даже на ее похоронах ее окутывала волна «Опиума», авторства Ив Сен-Лорана.
Именитого французского модельера Брик встретила в аэропорту Шереметьево, когда ей уже было 84 года. Он увидел ее, и выделил среди прочей толпы женщин, одетых неказисто и буднично. Стильная Брик стояла в зеленой шубе из коллекции Диора. Они познакомились, и вскоре стали настоящими друзьями.
После этого гардероб пожилой модницы пополнился нарядами, которые мэтр с мировой популярностью сшил именно ей. Лиля блистала в блузах с рукавами буфф, брюках, отливавших фиолетовым бархатом, пальто из сукна насыщенного бордового цвета. 85-летие Лиля отметила в Париже, в одном из престижных ресторанов, обед в котором заказал для нее Ив Сен-Лоран. Специально для этого события он презентовал ей роскошное бархатное платье, отделанное тафтой.
Брик придерживалась всех модных тенденций, не упускала возможности обновить свой гардероб. Она не боялась экспериментировать с нарядами и внешним видом, сама выдумывала модели и всегда выглядела на 100. Брик не выносила скуку и серость в одежде, ее наряды были смелыми и креативными. Природа наделила Лилю яркими рыжими волосами, которые она старалась подчеркнуть блестящими тканями, горизонтальной асимметрией, геометрическими рисунками, фестонами и шлейфами.
Личная жизнь
Обладающая природной сексуальностью и терпким обаянием, Лиля с легкостью покоряла мужчин. Она имела собственный секрет обольщения, которым ни с кем не делилась. Брик даже свела с ума собственного дядю, который предлагал ей руку и сердце, стоя на коленях. На тот момент юной соблазнительнице исполнилось 17 лет. Чтобы не довести до греха, родители отправили Лилю к родной бабушке.
Девушку надо было чем-то отвлечь, и вот уже она берет частные уроки игры на фортепиано. Именно от этого учителя музыки девушка и забеременела. Огласка никому не была нужна, поэтому ее положили в провинциальную клинику и сделали аборт. Операция прошла неудачно — Лиля навсегда осталась бездетной.
Лиля всегда говорила, что брак – это пережиток прошлого, но сама три раза выходила замуж. Первый раз за Осипа Брика, с которым отправилась под венец в марте 1912-го. Она была влюблена в этого юношу с первой встречи. На тот момент ей исполнилось 13, ему – 17. Долгие годы он не отвечал взаимностью, но Лиля все же сумела добиться своего. Венчание прошло в соответствии с еврейским обрядом, но провели его дома. Родители девушки наконец-то обрели покой, что их дочь после многочисленных любовных похождений, образумилась и стала замужней дамой.
Но этот брак был не по душе родителям Осипа, которым не нравилась эта ветреная девушка. Молодой человек не хотел довести родных до нервного срыва, поэтому писал им часто и много. Супружеская жизнь проходила счастливо, пока в ней не появился Владимир Маяковский. С 1915 года все в их семье пошло наперекосяк.
После того, как Маяковский умер, Брик подала на развод с Осипом. В ее личной жизни появился Виталий Примаков, ставший ее вторым мужем. После расстрела Примакова Лиля снова вышла замуж, на этот раз за литературоведа Василия Катаняна, который занимался изучением жизни и деятельности Маяковского. Ради Лили Василий бросил семью и прожил с ней почти 40 лет.
Смерть
Лиля Брик тяжело травмировалась в 86 лет. Перелом шейки бедра в таком возрасте практически не лечится, она могла стать обузой и себе и своим близким. Поэтому, чтобы не быть никому в тягость, женщина выпила снотворное в такой дозе, которая неизбежно повлекла за собой смерть. Брик умерла 4 августа 1978 года.
Прах музы русского авангарда был развеян в районе Звенигорода, в подмосковной деревне Бушарино. На том месте стоит могильная плита, на которой выгравирована надпись «Л.Ю.Б.». Эта же символика присутствовала и на кольце, подаренном Лиле Маяковским, и которое она никогда не снимала.
В 1976 году Лиля уже пыталась предпринять попытку самоубийства. Однако тогда это больше смахивало на постановку, чем на серьезное намерение свести счеты с жизнью. Врачи скорой нашли на столе записку, в которой она просит в своей смерти никого не винить, а также указывает название лекарства, которое она выпила. Медикам удалось вырвать Брик из лап дамы с косой, ей сделали промывание желудка и рекомендовали придерживаться постельного режима.