В этой женщине столько энергии, силы и резкости, сколько и прямоты и честности. Она такая в реальной жизни, и в кино играла таких же персонажей. В ней нет притворства и заискивания, она никогда не подлизывалась и не подстраивалась под кого-то. Такой зрители знают актрису Людмилу Зайцеву, и именно такую и любят. У ее героинь трудная женская судьба, но в отличие от них, ее судьба сложилась счастливо.
Слава к Людмиле Зайцевой пришла после съемок в картине «А зори здесь тихие…», в котором она сыграла одну из главных ролей.
Родилась Людмила Зайцева на одном из кубанских хуторов под названием Восточный. В метрике датой рождения записано, что это произошло 21 июля 1946 года, но настоящий день рождения ее в ноябре того же года. Документы никто исправлять не стал, поэтому у нее есть отличный повод собирать друзей и близких на день рождения по два раза в год.
Отца звали Василием, он бросил семью буквально сразу после рождения дочери. Мама Ольга Ильинична была простой крестьянкой, работала в колхозе и растила дочь сама. С детства Люда была очень самостоятельной, маме было некогда вникать в проблемы дочери, потому что она постоянно работала. В их семье не принято было жаловаться или делиться чем-то сокровенным, впрочем, как и в других крестьянских семьях. Люда делала то, что ей хотелось, и заботилась о себе тоже сама. После окончания пятого класса Люда с мамой и отчимом сменили место жительства, и поселились в небольшом городке Усть-Лабинск.
Жили они очень бедно. У девочки даже не было женских туфель, таких модных в те времена «лодочек», потому что они стоили целых пятнадцать рублей. Ей приходилось ходить в уцененных мужских полуботинках, купленных в комиссионке. Они стоили три рубля, и такие деньги семья могла себе позволить потратить на обувь. Но Люда не роптала, она принимала эти обстоятельства, входила в семейное положение, и ничего от родителей не требовала.
Люда понимала, что о дальнейшей учебе в школе придется забыть, потому что нужно было помогать маме. Она окончила восемь классов, и продолжила обучение в вечерней школе, так как днем работала.
Свою трудовую биографию девушка начала с уборщицы, потом ушла на стройку разнорабочей, а затем освоили профессию штукатура, работала на комсомольской стройке в Таганроге.
Еще в детстве у Люды появилась мечта стать актрисой, но о ней не знал никто. В их семье не было ни одного творческого человека, хотя мама очень хорошо пела. На Кубани народ певучий и артистичный. А еще Ольга Ильинична очень любила кино, и не было такого, чтобы она пропустила хоть один фильм, из тех, которые привозил на их хутор местный механик. Когда Людмила первый раз пошла с мамой в кино, то она сразу поняла, что больше всего в жизни ей хочется стать именно актрисой.
В конце концов, Людмила решает идти навстречу своей мечте, и подает документы в Школу-студию МХАТ. Она штурмовала театральный вуз на протяжении трех лет, но каждый раз получала отказ. Она была молодой и неопытной девушкой из провинции, которая сама себе подбирала репертуар. Она читала те отрывки, которые ей нравились, и даже не задумывалась, что ее внешний вид очень не соответствует произведению, с которым она выходила на суд приемной комиссии. В ее репертуаре был Чехов и Пушкин, но педагоги каждый раз не видели в ней таланта.
Зайцева не отчаивалась, после каждой неудачи начинала готовиться к поступлению на следующий год, и продолжала трудиться. За год до четвертой попытки Людмила устроилась в рязанский ТЮЗ. Она брала уроки вокала, освоила пантомиму, и постепенно избавлялась от провинциализма, умела держаться на сцене. У нее даже появился свой стиль – гладкая прическа, платье темных тонов для вечернего прослушивания, которое дополнялось колготками и черными «лодочками». Если прослушивание было назначено на день, то для этого случая извлекалось льняное платье.
И вот повзрослевшая и уже опытная Людмила Зайцева предстала перед приемной комиссией Щукинского училища в 1966-м, великолепно исполнила все, что заготовила, и наконец-то оказалась в числе студентов этого вуза. Диплом об окончании Зайцевой вручили в 1970-м.
После окончания училища она так и не смогла устроиться в театр, ее не брали никуда. Прошло долгих шесть лет, пока она вошла в труппу Театра-студии киноактера, но до этого она уже успела сделать себе имя в кинематографе.
Дебютировала Зайцева в картине «История Аси Клячиной», которую снял Андрей Кончаловский. Это была эпизодическая роль, которую знаменитый режиссер доверил студентке-второкурснице. Очень долго фильм пылился на полке, и только в 1987-м его представили на суд зрителей. Фильм был отмечен на многих фестивалях, и получил заслуженное признание. Продолжение истории вышло в 1994-м.
А потом была культовая картина «А зори здесь тихие…», снятая Станиславом Ростоцким. Зайцевой предстояло сняться в эпизоде, но на пробах режиссер вдруг предложил ей прочесть текст другой героини – сержанта Кирьяновой, и утвердил ее именно на эту роль. Зайцева смотрелась в этом образе очень органично, хотя была еще начинающей актрисой. Девушка запросто влилась в актерский состав, обстановка на площадке была дружеской, актеры стали похожи на одну большую семью, поэтому и картина получилась очень удачной.
После этого Зайцеву пригласил Василий Шукшин, который начал съемки картины «Печки-лавочки». Режиссер предложил Людмиле эпизодическую роль, и актриса согласилась с большим удовольствием, потому что сотрудничество с таким режиссером уже само по себе было настоящим подарком судьбы.
А по-настоящему раскрылся талант Людмилы Зайцевой благодаря режиссеру Виталию Мельникову, который стал своеобразным наставником актрисы. Он пригласил ее на пробы, и после первых же дублей увидел в ней главную героиню картины «Здравствуй и прощай». Несмотря на некоторую робость и застенчивость Зайцевой перед камерой во время проб, она была утверждена, и как показало время, режиссер не ошибся. За творчеством Зайцевой режиссер наблюдал уже давно, он хотел предложить ей участие и в предыдущем проекте – картине «Семь невест ефрейтора Збруева», но Людмила тогда была занята на съемках.
Картина «Здравствуй и прощай» стала фильмом на все времена. После просмотра ее оставалось чувство недосказанности, которое настраивало на размышления, и какая-то светлая грусть, затрагивающая самые тонкие струны души. Главная героиня – многодетная мать, брошенная мужем. Она простая труженица, колхозница, с сильным волевым характером и нежной душой.
Роль второго центрального персонажа досталась Олегу Ефремову, который в те времена был главным режиссером МХАТа. Зайцева немного комплексовала рядом с ним, но Ефремов никогда не показывал своего превосходства, наоборот, пытался помочь советом.
После выхода картины Людмила стала очень узнаваемой и востребованной. Ее заметили не только киношные и театральные режиссеры, но и многочисленные зрители. К ней подходили на улице, просили автограф, люди видели в ней такого же простого человека, как и они сами. Благодаря Виталию Мельникову актриса раскрыла новые грани своего таланта, и поэтому она считает его своеобразным крестным отцом в кинематографе.
После триумфального проката этого фильма, на Зайцеву посыпались предложения. Самыми лучшими картинами того периода стали «По семейным обстоятельствам», «Дождь в чужом городе», «Лев Толстой», «Город невест».
Одной из запоминающихся картин можно назвать «Маленькую Веру». Зайцева сыграла маму Веры, Риту, обычную советскую женщину, которые есть в каждом доме и дворе. У нее двое детей, муж и работа, которой она отдает все силы. Фильм вышел перед самым развалом Советского Союза, и произвел настоящий фурор.
В 90-х у Зайцевой работы почти не было. Первой ролью стала Евдокия Лопухина в картине «Царевич Алексей», которую снял режиссер Виталий Мельников в 1997-м.
В новом веке Людмила Зайцева стала Екатериной Макленбургской в картине «Тайны дворцовых переворотов». После были многочисленные эпизоды в самых разных проектах.
В 2015-м фильмография актрисы пополнилась картиной «Тихий Дон», которую снял режиссер Сергей Урсуляк. Она сыграла Василису Мелехову, мать Григория. Ее героиня была очень близка и понятна актрисе, потому что Зайцева тоже была кубанской казачкой.
Людмила Зайцева противник пластических операций, поэтому у нее проходит естественный процесс старения. Актриса очень гармонично смотрится в роли возрастных персонажей.
Первой любовью Людмилы Зайцевой был сокурсник Сергей Милованов. Но молодой человек совершенно не разделял ее чувств. После получения диплома вуза, Людмила пыталась устроить свою личную жизнь. У нее даже был гражданский муж, по профессии инженер, но эти отношения достаточно быстро исчерпали себя. Людмила всегда знала, что ее большая любовь еще впереди. А пока она старается делать карьеру, получать нормальные деньги и поддерживать материально свою родню.
Вскоре Людмила встретила свою судьбу – Геннадия Воронина, с которым познакомилась в 80-х на съемках картины «Праздники детства». Геннадий вскоре сделал предложение, они организовали свадебное торжество прямо во время съемок, а официально оформили свои отношения по возвращению в Москву.
Геннадий был воспитанником одного из детских домов Красноярского края, и как все детдомовские дети очень остро чувствовал ложь и несправедливость. Людмила и полюбила его за эти качества. В 1982 году у них родилась дочка Василиса, и Воронин был на седьмом небе от счастья. Он очень любил своих девочек, и старался их защитить. В 90-х у Геннадия, как и у многих актеров, начался творческий кризис, и это сильно подкосило его здоровье. Он слег в больницу сразу с инфарктом, потом с инсультом. В 2011-м Воронин умер, их семейная жизнь длилась тридцать лет.
Людмилу Зайцеву смерть мужа буквально подкосила. Ей удалось пережить горе только с помощью родных и близких друзей. В 2012-м Зайцева опубликовала книгу, написанную Ворониным. Она называлась «Колокол моего детства», и состояла из сценариев, прозы и поэзии.
Их дочь Василиса продолжила семейное дело — она актриса. Первую раль в кино девочка сыграла в младенческом возрасте, ей было всего 3 года. Картина называлась «Говорит Москва». Василиса училась во ВГИКе, ее руководителем был Виталий Соломин.
Василиса вышла замуж за своего сокурсника Александра Носкова, и в 2011-м в их семье родился сын Серафим. Геннадий был тогда еще жив, и увидел своего внука. Из Людмилы Зайцевой получилась замечательная бабушка.
В 2015-м актрису пригласили на шоу «Наедине со всеми», в которой она рассказала о себе, своей семье, и творчестве.
В настоящее время Людмилу Зайцеву почти не видно на съемочной площадке и в антрепризных постановках. В 2017-м она сыграла главную героиню в детективе «Восемь бусин на одной ниточке». Потом снялась в картине «Хор», премьера которого запланирована на 2018-й.
Людмила Зайцева каждый год ездит на родину – в городок Усть-Лабинск, в котором становится участницей фестиваля «Земля отцов – моя земля!».
Комментарии
Замечательная актриса ! Обожаю фильмы с ее участием
Ничего не поняла.., на фото Геннадий Матвеев, который умер 1.06.2019г. Или он после Геннадия Воронина - стал мужем Людмилы Зайцевой?! ...
замечательная настоящая выдающая актриса честь ихвала таким людям
побольше бы таких самых настоящих артистов тогда бы и страна была бы лучше молодым надо учиться у таких талантов
безумно актриса просто супер