Мартин Лютер — биография
Мартин Лютер – богослов, инициировавший Реформацию. Перевел Библию на немецкий язык, его имя носит одно из религиозных направлений – лютеранство. Создал немецкий литературный язык.
Мартин Лютер оказал большое влияние на мировую историю, можно даже сказать, что он изменил вектор ее развития. Он заставил усомниться в мощи католической церкви, и стал создателем новой религии – протестантизма. Хотя всю жизнь не переставал причислять себя к грешникам.
Детство
Родился Мартин Лютер 10 ноября 1483 года в германском городке Айслебен, куда его отец, простой саксонский рудокоп Ганс Лютер переехал в поисках лучшей судьбы. Ганс был очень трудолюбивым, и, несмотря на это, материальное положение семьи оставалось достаточно трудным. Вначале семья жила в деревеньке Мера, отец вел обычный крестьянский образ жизни. После переезда в Айслебен он нашел работу в местных рудниках, где добывалась медь. Когда Мартину исполнилось полгода, семья снова переезжает. На этот раз они осели в Мансфельде, где Ганса уже считали зажиточным бюргером.
С первыми житейскими трудностями Мартин столкнулся в семилетнем возрасте, когда его отправили на учебу в обычную школу. Там он узнал, что такое постоянные наказания и унижения. Обучение в этом заведении было поставлено так, что талантливый ребенок за семь лет пребывания в его стенах, научился только письму, чтению, нескольким молитвам и десятку заповедей.
В 1497-м, когда Мартину исполнилось 14, он стал учеником францисканской школы Магдебурга, а через год начал посещать школу в Эйзенахе. У него абсолютно не было денег даже на самое необходимое. Вместе с друзьями он пытался заработать пением под окнами богатых горожан. Тогда он решает начать самостоятельно работать в руднике по примеру отца, но у судьбы были на него совсем другие планы.
Однажды они пели возле дома зажиточного горожанина, и Мартина заметила его жена Урсула. Женщине стало жаль этого мальчишку, она решила помочь ему, и предложила переехать в их дом на некоторое время. Этот переезд стал для Лютера дорогой в новую жизнь.
В 1501-м школа осталась позади, и Мартин становится студентом философского факультета Эрфуртского университета. Молодого человека отличала прекрасная память, он стремился к новым знаниям, буквально впитывал их во время лекций. Самый сложный материал давался ему легко, и благодаря этому Лютер занял в вузе лидирующие позиции.
В 1503 году Мартин получил степень бакалавра, и приглашение учить студентов философии. Одновременно с этим он изучает юриспруденцию, потому что такова была воля его отца. Развитие Лютера можно назвать разносторонним, однако больше всего его привлекало богословие, он интересовался трудами великих отцов церкви.
Мартин частенько посещал университетскую библиотеку, и в один из дней он взял в руки Библию. Молодой человек прочел ее полностью, а до этого он был знаком только с отрывками Писания. В те времена считалось, что миряне не должны читать ее полностью, это не обязательно и даже очень вредно. Эта книга перевернула внутренний мир впечатлительного Лютера.
После окончания университета Мартин совершил поступок, неожиданный для всех и в первую очередь для его родителей. Он решил отказаться от мирской жизни и посвятить себя служению Богу. Дело в том, что у него умер близкий друг, и Мартин почему-то решил, что он виновен в его смерти, что он грешен и нужно отмаливать у Господа прощение.
Монастырь
В монастыре Мартин брался за любую работу. В его обязанности входило заводить часы на башне, помогать старшим, подметать церковный двор, подменять привратника.
Чтобы помочь Лютеру победить человеческую гордыню, монахи изредка отправляли молодого богослова в город, просить милостыню. Он подчинялся безропотно, в точности соблюдая все их распоряжения. В 1506-м Мартин стал монахом, спустя год – священником. Теперь его звали брат Августин.
Пребывая в статусе священника, Лютер продолжал и дальше учиться и развиваться. В 1508-м он получил рекомендацию от генерального викария и стал преподавателем в Виттенбергском университете. Он преподавал студентам диалектику и физику. Прошло немного времени, Лютер удостоился степени библейского бакалавра, и имел право читать еще богословие. Лютеру позволялось заниматься толкованием библейских писаний, а для этого ему понадобилось знание иностранных языков. Упорный богослов принялся за их изучение.
В 1511-м Мартин побывал в Риме, куда был отправлен представителями священного ордена. Там он впервые открыл противоречивые факты в католицизме. В 1512 году Лютер занял место профессора теологии, выступал с проповедями, был смотрителем одиннадцати монастырей.
Реформации
Несмотря на то, что вся жизнь Мартина Лютера была посвящена служению Богу, он постоянно комплексовал, считал себя грешным и несовершенным в своих деяниях перед лицом Всевышнего. Душевные муки привели богослова к переосмыслению духовного мира и к началу реформаций.
В 1518-м Лютер раскритиковал вышедшую папскую буллу, он полностью разочаровался в католицизме. Мартин пишет свои 95 тезисов, разбивающие в прах учения Римской церкви.
Мартин утверждал, что духовенство не должно влиять на государство, равно как и выступать посредником между Богом и человеком. Лютер протестовал против безбрачия представителей духовенства, которое было принято декретами Папы. С подобными реформаторскими действиями церковь сталкивалась и раньше, но до Лютера никто так категорично и смело не высказывал свою позицию.
Тезисы смелого богослова достаточно быстро стали популярными, о новом учении узнал сам Папа Римский. В 1519 году он позвал Лютера к себе на суд. Мартин проявил упрямство и не поехал в Рим, после чего по указанию понтифика его предали анафеме – отлучили от святых таинств.
В 1520-м Лютер при народе сжег папскую буллу, призвал всех бороться с засильем папских законов, и лишился католического сана. На основании Вормсского эдикта от 26 мая 1521 года, Лютер обвинен в ереси. И только благодаря помощи сторонников лютеранства ему удалось спастись от расправы. Они инсценировали его похищение, а в действительности Мартин пребывал в замке Вартбург, где начал переводить Библию на немецкий.
В 1529-м общество официально приняло протестантизм Лютера, который стал одним из направлений католицизма. Но спустя некоторое время его приверженцы разделились на два лагеря – кальвинизм и лютеранство.
Кальвинизм получил свое название от имени Жана Кальвина, который продолжил реформаторское дело Лютера. Он считал, что судьба человека полностью предопределена Богом.
Отношение к евреям
На протяжении своей жизни Лютер несколько раз менял отношение к евреям. Вначале он осуждал тех, кто преследует людей этой национальности, призывал к терпимости и здравомыслии.
Мартин почему-то был уверен, что после посещения его проповедей, евреи согласятся пройти обряд крещения. Он написал памфлет под названием «О том, что Христос родился евреем», в котором отметил, что Христос тоже еврей, и что он поддерживает сопротивление древнего народа по отношению к папскому произволу.
Потом он понял, что евреи не реагируют на его учения, и его отношение к ним сменилось на враждебное. Под влиянием новых настроений, он пишет книги явно антиеврейского характера – «Застольные беседы», «О евреях и их лжи».
После этого еврейский народ полностью разочаровался в немецком философе, и не принял реформации, предложенные им. Позже в лютеранской церкви черпали свое вдохновение антисемиты, постулаты этой церкви послужили основой пропагандистской кампании против евреев, развернувшейся в Германии.
Личная жизнь
Мартин придерживался мнения, что Бог не запрещает никому жениться с целью продления своего рода. Биография богослова содержит сведения, что он устроил свою личную жизнь с бывшей монашкой, родившей ему шестерых детей.
Девушку завали Катарина фон Бора, в монастырь ее отдали родители, обнищавшие дворяне. В возрасте восьми лет она приняла обет безбрачия, строго соблюдала дисциплину, приняла аскезы. Воспитанная церковью, девушка отличалась строгостью и суровостью, и это впоследствии отразилось на ее отношениях с супругом.
Они обвенчались 13 июня 1525 года. Жениху на тот момент исполнилось 42, молодой жене 26. Молодожены поселились в заброшенном монастыре августинцев, жили они просто, без всяких излишеств и богатства. Двери их дома были открыты для всех, кому нужна была любая помощь.
Смерть
Мартин Лютер не переставал трудиться вплоть до самой смерти. Он выступал с лекциями, проповедями, трудился над созданием книг. Богослов отличался невероятной работоспособностью и энергичностью, он мало спал и скудно питался. С возрастом его начали мучить головокружения, частые обмороки без видимых причин. У Лютера обнаружили так называемую каменную болезнь, которая доставляла ему невероятные мучения.
Немалую роль в плохом самочувствии сыграли и внутренние сомнения и противоречия. Лютер рассказывал, что ночами видит Дьявола, который обращается к нему со странными вопросами. Богослов просил у Всевышнего послать ему смерть, так как болезненное состояние длилось долгие годы, доставляя ему невероятные мучения.
Он скончался внезапно 18 февраля 1546 года. Местом упокоения Лютера стала дворцовая церковь, на дверях которой он когда-то прибил свои тезисы.
Памяти Мартина Лютера посвящена автобиографическая картина режиссера Эрика Тилля «Лютер», в которой нашла отражение вся его жизнь.
Труды
- Берлебургская библия
- Лекции о Послании к Римлянам
- 95 тезисов об индульгенциях
- К христианскому дворянству немецкой нации
- О вавилонском пленении церкви
- О свободе христианина
- О рабстве воли
- О войне против турок
- Большой и малый Катехизис
- Похвала музыке
- О евреях и их лжи