Михаил Семёнович Щепкин

Михаил Щепкин — биография


Михаил Щепкин – выдающийся русский актер, стоял у истоков зарождения русской актерской школы.

О том, как складывалась творческая биография популярных актеров прошлых веков, нам рассказывают фотографии и воспоминания их современников. Их роль в развитии театрального искусства России трудно переоценить. Один из таких корифеев сцены – Михаил Щепкин, собственным опытом доказавший, что актерский труд нельзя считать просто ремеслом, а исключительно художественным творчеством в высочайшем смысле этого слова. Современники Щепкина считали его живой энциклопедией русской жизни, которую он так неподражаемо передавал на сцене.

Детство и юность

Родился будущий знаменитый актер в небольшой деревушке Красное Обонянского уезда Курской губернии 6(17) ноября 1788 года. Михаил – третий ребенок Семена Щепкина и его супруги, камеристки графини. Первые двое детишек умерли еще младенцами. Родители Щепкина принадлежали к крестьянскому сословию, были крепостными графа Гаврилы Волькенштейна. Отец трудился управляющим поместьями графа,  служил ему верой и правдой. В детские годы Мише доводилось часто бывать в доме у барина, он пел для хозяев или читал стишки наизусть.

Портрет Михаила Щепкина

Семен достаточно долго добивался вольной для себя и своих родных, однако граф принадлежал к ярым сторонникам крепостничества, поэтому каждый раз отвечал отказом на эти просьбы. В 1793 году Щепкины сменили место жительства, поселились в соседнем Суджанском районе. Мише на тот момент исполнилось пять лет, он начал изучать грамоту. Первым учителем мальчика стал старый ключник, трудившийся в хлебном магазине. Не прошло и года, как Миша уже на отлично знал все уроки, и ему стало скучно. Поэтому он продолжил обучение у священника села Кондратово, а позже его и сестру Александру отправили в Белгород, учиться грамоте.

Позже, уже будучи известным актером, Щепкин напишет, что учился он быстро и легко,  в шестилетнем возрасте сумел осилить всю премудрость – часослов, азбуку и псалтырь. На этом все обучение зачастую и оканчивалось. Ученики не понимали смысла слов, зато бегло читали церковные книги.

По пути в Белгород Щепкины остановились на ночлег в поместье своего хозяина – графа Волькенштейна. Именно в этот вечер в графском доме состоялся любительский спектакль по произведению Сергея Вязмитинова «Новое семейство». Так произошло первое знакомство Михаила Щепкина с миром театра, и спустя годы он напишет, что даже не предполагал, что этот вечер станет судьбоносным и навсегда изменит его биографию.

По приезду в Белгород, Михаил опять занялся изучением библейской грамоты, потом его и сестру перевели в другое учебное заведение – Суджанское народное училище. Именно там одиннадцатилетнему мальчику посчастливилось впервые оказаться на сцене в постановке «Вздорщицы». В основе сюжета – комедия Александра Сумарокова. Щепкин перевоплотился в слугу Розмарина, его сестра Александра сыграла вздорщицу Розалию. Постановка прошла с большим успехом, ее оценил сам губернатор, и даже прислал приглашение выступить на свадебном торжестве собственной дочери. Информация об успехе детей дошла до Семена Щепкина, и он обратился к графу Волькенштейну с новой просьбой – забрать сына и дочь в Курск, чтобы они могли получить хорошее образование.

Михаил Щепкин поступил в Курское губернское училище, и параллельно трудился в домашнем театре графа. Молодой человек старался посещать все спектакли местного театра под руководством братьев Барсовых. Вначале ему доверили только носить инструменты для музыкантов театра, потом Михаил перешел в суфлеры, занимался переписыванием текстов для артистов. Один раз он даже вышел на замену актера, задействованного в образе Андрея-почтаря в постановке «Зоа». Ее автор – французский драматург Луи-Себастьян Мерсье.

В своих воспоминаниях Сергей Аксаков писал, что в тот день никто даже представить не мог, что на сцене будущий славный актер, наоборот, все посмеивались, видя с какой важностью и озабоченностью Щепкин играет свою незначительную роль. Но сам Михаил бессознательно понимал, что именно сейчас решается его судьба и вся славная будущность.

Курское губернское училище Михаил Щепкин окончил в 17 лет. После этого граф взял его к себе личным секретарем. Благодаря этому, у Щепкина появилась возможность бывать в высшем обществе, познакомиться с его нравами. Помимо этого, молодой человек продолжал совершенствовать актерское мастерство. Его приняли в труппу Барсовых на постоянную основу. Естественно, только после того, как разрешил граф Волькенштейн.

Театральная карьера

В 1810-м состоялось знакомство Щепкина и князя Прокопия Мещерского. Они встретились дома у князя Голицына. В тот день состоялся любительский спектакль «Приданое с обманом» по комедийному произведению Александра Сумарокова, и Мещерский играл роль Салидара. Михаил был поражен своеобразным актерским стилем Прокопия, все его прежние представления о сценическом искусстве разрушились в один момент.

Щепкин вспоминал, что Мещерский, даже не желая того, указал ему совсем новый путь в искусстве. Все, что Михаилу удалось приобрести позже, что получилось из него – это все заслуга именно Мещерского. Он стал первым, кто показал Михаилу, каким должно быть настоящее искусство – высоким и непременно близким к природе.

К 1816 году распалась курская труппа, и Михаил уехал в Харьков. Там его приняли в труппу, которой управляли известные антрепренеры тех лет Иван Штейн и Осип Калиновский. На Украине актера называли Михайло Щепкин, его задействовали во всех спектаклях этого театра. Драма, трагедия, комедия, опера, водевиль, феерия, балет – все жанры покорились великому артисту. Щепкин легко перевоплотился даже в женскую роль Еремеевны из комедии Фонвизина «Недоросль», потом стал Бабой-ягой в комической постановке «Баба-яга». Ее автор – немецкий композитор Маттиас Стабингер. Местной публике пришлось по душе актерское мастерство талантливого артиста, вскоре они ходили исключительно «на Щепкина».

Украинский писатель Григорий Квитка-Основьяненко писал, что в трупе харьковского театра появился Михаил Щепкин из Курска, которого никто не учил. Молодой человек, по мнению писателя, и так обладал невероятным талантом, который «нельзя произвести», он рождается сам, и даже его хозяин не подозревает о наличии у себя этого дарования. Все, кто ни разу не выходил за рамки провинциального театра, увидели в Щепкине настоящего актера, именно такого, каким тот должен быть на самом деле. Чему же они могли его научить? Ничему.

В 1818-м князь Николай Репнин-Волконский, генерал-губернатор Малороссии, прислал в театр приглашение, и труппа прибыла в Полтаву. Практически сразу Щепкина переманили в местный театр, руководство которым осуществлял Иван Котляревский, известный на Украине писатель. Специально для талантливого актера он написал образы в своих произведениях «Наталка-Полтавка» (выборный Макогоненко) и «Москаль-Чаровник» (поселянин Михайло Чупрун).

Князь Репнин мечтал сделать Полтаву культурным центром Украины, своеобразными «украинскими Афинами». Он считал, что главное средство на пути к этой цели – театр, и решил, что приложит максимум усилий, чтобы талантливого актера Щепкина оставить в труппе. Для этого, ему нужно было выкупить его у хозяйки – графини Волькенштейн, а та «заломила» огромную сумму в десять тысяч рублей. Если сравнивать зарплаты тех лет, то учитель в год получал примерно одну тысячу. Для сбора денег организовали постановку, а недостающую сумму доложил сам князь Репнин. Спустя четыре года Щепкины получили, наконец-то, желаемую свободу.

Дебют в Москве

В 1821-м Михаил снова начал работать в труппе Штейна, руководившего Тульским театром. Во время ярмарки, проходящей в Ровнах, он попал в поле зрения Василия Головина,  чиновника Конторы московских театров, который приехал специально, с целью «приобретения новых талантов для московского театра». Спустя некоторое время он предложил Щепкину работу в Москве.

Осенью 1822 года состоялся дебют Щепкина на московской сцене театра на Моховой. Его сразу задействовали в комедийной постановке «Богатонов, или Провинциал в столице» драматурга Михаила Загоскина (помещик Богатонов), а также в спектакле «Марфа и Угар, или Лакейская война» по одноименной пьесе Ж.-Б. Дюбуа, французского писателя. В 1824 году Михаил Щепкин перешел в Малый театр.

В Москве у Щепкина появилась масса новых знакомых — Александр Шаховский, Федор Кокошкин, Сергей Аксаков, Александр Писарев. Все они представляли художественную интеллигенцию, образовавшуюся вокруг московских театров.  Репертуар Щепкина пополнился комедиями Мольера – «Школа жен» (Арнольф), «Школа мужей» (Сганарель), «Скупой» (Гарпагон). Нужно отметить, что последнюю пьесу переводил с французского Сергей Аксаков, причем, специально для Михаила Щепкина.

Еще будучи студентом, Виссарион Белинский писал своим родителям, что недавно видел работу лучшего комедийного актера – Щепкина, что он не человек, а настоящий дьявол.  Большей похвалы актерскому мастерству трудно придумать.

Петербург

Спустя всего два года Михаил превратился в ведущего актера Малого театра. Теперь его имя гремело далеко за пределами Москвы. В 1825-м он первый раз посетил Петербург, его пригласили выступить в Александринском театре. Артист сумел сразу обратить на себя внимание, его талант и актерское мастерство сравнивали с достоинствами другого актера – местной знаменитости Елисея Боброва. Писали, что Щепкин умнее, чем Бобров, что он очень серьезно относится к своей работе, тщательно продумывает каждую роль, каждую деталь и мелочь, и передает их безукоризненно искусно и тонко. Так о нем писал Петр Каратыгин, автор многочисленных водевилей.

Щепкину очень хотелось примерить на себя другое амплуа, он уже перерос комические образы. Как раз к тому времени (1830-е) свои произведения начали публиковать Николай Гоголь и Александр Грибоедов. Исследователи творчества Щепкина утверждают, что образ Городничего из «Ревизора» — это главное событие творческой биографии актера. Он представил своего героя темным и дремучим, и только в умении обойти всех, у него нет равных. Щепкин увлекся творчеством Гоголя, позже в его репертуаре появились роли в постановках «Женитьба», «Игрок», «Тяжба».

В 1842 году Николай Гоголь писал Щепкину, что он стал намного выше и профессиональнее того актера, которого писателю доводилось знать ранее. Прозаик отмечал, что актер обладает высоким спокойствием, несвойственным ему ранее, и что теперь он может чувствовать себя уверенно в любой роли, а прежде видны были творческие метания. Гоголь говорил, что если сам Щепкин не замечает в себе таких разительных перемен, то просил поверить ему на слово, ведь он знает толк в том, о чем рассуждает.

Но Михаил Щепкин все равно продолжал чувствовать творческую неудовлетворенность. Он тяготился однообразным репертуаром, хотелось чего-то нового, значительного. Зная об этих метаниях, лучшие писатели того времени предложили Щепкину свои услуги. Специально для него из-под пера Белинского вышла пьеса «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Иван Тургенев написал комедию под названием «Нахлебник», в переводе Александра Герцена, Тимофея Грановского и Евгения Корша вышла пьеса «Новый способ платить старые долги» английского драматурга Филипа Мессинджера.

Каждую роль Щепкин очень тщательно готовил, учил текст наизусть, выстраивал мизансцены, расставлял необходимые акценты. В день выхода на сцену, за несколько часов до начала постановки, настраивал себя на выступление. Пройдет сто лет, и Константин Станиславский скажет, что именно таким и должно быть «вживание в образ».

Личная жизнь

Перемены в личной жизни Михаила Щепкина произошли в 1810 году. Он встретил девушку – сироту Елену, которую приютил в своем доме офицер Чаликов. Влюбленные поженились через два года, в 1812-м.

Михаил и Елена Щепкины

Супруга родила Михаилу четверых детей – дочерей Фаину и Александру и сыновей Дмитрия и Николая. Дочери продолжили дело отца, стали актрисами. Из Дмитрия получился известный филолог, из Николая – издатель.

Последние годы и смерть

Артист находился в преклонном возрасте, постепенно терял слух и память, но все равно продолжал выходить на сцену. Доктора настоятельно рекомендовали сменить климат, переехать на юг. Летом 1863-го актер отправился в Крым. По дороге он продолжал радовать своих поклонников, выходил на сцену в Таганроге, Царицыне, Керчи.

Щепкин прибыл в Ялту, поселился у друзей. Сразу же получил приглашение от Семена Воронцова, и отправился в Алупкинский дворец. Во время прочтения отрывка из гоголевских «Мертвых душ», актер почувствовал себя плохо, и его сразу же отвезли в гостиницу. Сердце Михаила Щепкина остановилось 23 августа 1863 года.

Памятник Михаилу Щепкину

Александр Герцен позже скажет, что Щепкин был великим артистом, по труду и по призванию. Он сумел создать на русской сцене правду, стать нетеатральным в театре.

Местом упокоения выдающегося актера стало московское Пятницкое кладбище. Рядом покоится его друг Тимофей Грановский.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share