Наташа Ростова — биография
Наташа Ростова – главная героиня романа Льва Толстого «Война и мир», дочь московского графа Ильи Ростова.
Героиня «Войны и мира» воплощает представление гениального писателя об идеальной женщине, в которой равноценно сочетаются как внутренняя, духовная, так и внешняя красота. Прототипами Наташи Ростовой послужили его супруга Софья Толстая и свояченица Татьяна Берс.
Линия героини
Впервые на страницах романа Наташа Ростова появляется в день своих тринадцатых именин. Толстой рисует образ живой непосредственной, не особенно красивой девочки-подростка, для которой дозволительно отступление от правил этикета в силу её безмерного внутреннего обаяния, ей прощают любую проделку. На именинах она впервые в своей жизни целуется с мужчиной и впервые влюбляется, но ненадолго – до тех пор, пока субъекта её волнений, Бориса Друбецкого, не отправляют на армейскую службу. На этом же празднике её впервые видит другой центральный персонаж романа Пьер Безухов.
Характер героини, по воле автора, формируется под влиянием семьи. Она взрослеет в атмосфере дружелюбия, гостеприимства и всеобщей любви, царящей в семье Ростовых. Получив достойное светское образование, Наташа сохраняет своё добросердечие и непосредственность.
Ключевым эпизодом в её жизни становится первый бал, на котором Пьер знакомит Наташу с Андреем Болконским. Повзрослевшая героиня предстаёт перед читателями грациозной и юной красавицей с испуганными блестящими глазами. 30-летний князь Болконский, очарованный её юностью, замечает неподдельную живость этих глаз. Ему, невзлюбившему светское общество за его лицемерие и пустоту, очень импонирует естественность Наташиной натуры. Она же под впечатлением их встречи начинает испытывать к князю доселе незнакомое глубокое чувство – настоящую любовь.
Болконский готов жениться на Ростовой, но его отец, как человек знатный и привыкший придерживаться строгих правил, считает эту партию неподходящей для своего сына. По его мнению, Наташа простовата. Свадьбу откладывают на год, а Андрея отправляют за границу.
За время отсутствия Болконского, Наташа, испытывающая постоянную потребность в переживаниях, увлекается красавцем и сердцеедом Анатолием Курагиным, который является полным антиподом Болконского. Для Анатоля история с Наташей – очередное мимолётное приключение. Для неё же – душераздирающая любовь как в романе, и она готова бежать с возлюбленным на край света, чтобы тайно обвенчаться. Наташа отправляет Болконскому письмо о расторжении помолвки. Известие глубоко ранит князя и побуждает целиком посвятить себя службе в армии, а с наступлением войск Наполеона проситься на передовую. После того как план побега любовников срывается, благодаря вмешательству двоюродной сестры Наташи Соне, а Анатоль Курагин разоблачён, потрясённая героиня теряет интерес абсолютно ко всему. Лишь тёплая поддержка близких людей, в первую очередь – Пьера Безухова, помогает героине вернуть своё прежнее жизнелюбие. Только теперь она обретает нравственные ориентиры, которых ей не хватало как личности.
Нравственная сила героини проявляется, когда семья Ростовых в связи с наступлением войск Наполеона на Москву вынуждена спешно отправляться в своё поместье. Она просит родителей освободить большую часть повозок, занятых домашней утварью, для раненых солдат и взять только самое необходимое. Увидев на одной из подвод смертельно раненого Болконского, Наташа берёт на себя все тяготы по уходу за ним. Видя её самоотверженность, Андрей прощает свою невесту. Однако все старания оказываются напрасными – Болконский умирает.
Окончательное преображение Наташи в настоящую женщину по воле автора происходит, когда она выходит замуж за своего верного друга и тайного воздыхателя Пьера Безухова, становится заботливой женой и матерью четверых детей. Героиня буквально растворяется в семейной жизни, забывая лишний раз побеспокоиться о том, как выглядит и во что одета. Простота, взаимное уважение и открытость в отношениях с Пьером становятся условием её счастья. После многочисленных душевных и духовных испытаний героиня романа награждена благополучной мирной жизнью в лоне собственной семьи.
Роман Толстого настолько богат красочными образами и разнообразными картинами жизни светского общества и жизни народа в трудные для России времена, что он всегда привлекал, будет и впредь привлекать внимание деятелей театра и кино. И особый интерес у зрителей всегда будет вызывать трактовка и выбор исполнительницы на роль Наташи Ростовой. Кинематограф, способный показать все бытовые и исторические подробности, несомненно имеет свои преимущества перед другими видами искусства.
Воплощение образа Наташи Ростовой на экране
Все экранизации романа «Война и мир» были сосредоточены на взаимоотношениях главных героев, то есть на мире, и только киноэпопея С.Бондарчука, созданная в 1965-1967 годах, в полной мере охватила обе ипостаси романа.
Первыми исполнительницами роли Наташи Ростовой были звёзды немого кино Ольга Преображенская и Вера Коралли, но у сегодняшнего зрителя нет возможности оценить их исполнение, поскольку ленты этих экранизаций 2013 и 2015 года были утрачены.
А вот фильм американского режиссёра Кинга Видора с Одри Хепбёрн в главной роли, вышедший на экраны в 1956 году, есть возможность увидеть и сегодня.
Одри Хепбёрн
Роль Наташи Ростова, по признанию героини «Римских каникул», оказалась самой сложной в её творческой биографии. Для работы над образом ей пришлось несколько раз переписывать сценарий, потому что он несколько раз сокращался, а его первый вариант занимал 506 страниц. Трудно было уловить суть роли. Кроме того, у актрисы в процессе съёмок случился выкидыш, отчего она чувствовала себя неважно, и морально, и физически. Тот факт, что на роль Болконского взяли её супруга, Мела Феррера, тоже относится к негативным обстоятельствам, поскольку актёры к тому времени уже были на грани разрыва. С другой стороны, у звезды были и свои преимущества: ей каждый день подавали личный автомобиль и выплачивали 500 долларов в неделю на карманные расходы, а полученный ею гонорар оказался самым большим в истории кино на тот момент.
Одри Хепбёрн по внешним параметрам идеально подходила на роль героини романа Толстого, её аристократизм и шарм также пошли в копилку образа, но её игра не вызвала больших эмоций у западных зрителей. Им вероятно не хватило беззаботности в её глазах.
Несмотря на некоторые сюжетные небрежности и нестыковки, Голливудская ассоциация прессы всё-таки присудила фильму «Золотой глобус».
Людмила Савельева
После голливудской киноверсии русского романа для советских кинематографистов стало делом чести снять свою экранизацию. Для съёмок четырёхсерийного фильма Бондарчуку выделили небывалую сумму – 18 миллионов рублей. На кинопробы главной роли пригласили самых заметных актрис советского экрана: Анастасию Вертинскую, Ларису Кадочникову, Наталью Фатееву и Людмилу Гурченко. Довольно долго Бондарчук пребывал в сомнениях и никак не решался ни на ком-то остановиться, ведь от этого выбора в большой степени зависел успех будущего фильма. Стране повезло, что помощник режиссёра оказалась очень настойчивой сотрудницей киностудии. Она приметила одну выпускницу Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой и ходила за режиссёром по пятам, умоляя посмотреть пробы юной балерины. Первый просмотр закончился отказом, потому что снимали на скорую руку, и исполнительница была светловолосой. Помощница настояла на вторых пробах. Савельевой выдали темный парик, подобрали платье, и Бондарчук согласился. Возможно именно потому, что Людмила не была профессиональной актрисой, она выглядела просто и естественно, что стало прямым попаданием в образ Наташи. И если после поэтапного выхода фильма в прокат многие из исполнителей экранизации подвергались обсуждению, а некоторые даже резкой критике, то ни один голос не прозвучал против исполнительницы главной роли.
Роль Наташи Ростовой сделала Людмилу Савельеву мировой знаменитостью. Картина получила главную премию Московского кинофестиваля, премии «Оскар», «Золотой глобус» и много других наград. В конце 60-ых годов лицо Савельевой украшало обложки различных журналов, а имя Наташа стало самым популярным, чтобы назвать так новорожденную дочь.
Мораг Худ
Британский сериал, выпущенный режиссёром Джоном Дейвисом в 1972 году, основательно проследил сюжетную линию взаимоотношений Ростова-Болконский-Безухов. Хорош был Энтони Хопкинс в роли Пьера Безухова.
Но шотландская знаменитость Мораг Худ в роли Наташи Ростовой, прославившаяся в своё время исполнением Джейн Эйр, шла вразрез с образом героини «Войны и мира». Она не подошла не только по возрасту, но и по игре. Актриса, словно, продолжала воплощать героиню романа Шарлотты Бронте, но не Толстого.
Клеманс Поэзи
В 2007 году усилиями четырёх европейских стран и России был снят высокобюджетный сериал «Война и мир» с огромным количеством костюмов, реквизита, ружей и лошадей, с двумя тысячами каскадеров и пятнадцатью тысячами статистов массовки. Режиссёр Роберт Дорнхельм при подборе актёров совершенно не опирался на описания автора, включая исполнительницу роли Наташи.
А тому, что героиня блондинка с голубыми глазами, нашлось то объяснение, что у зрителей, мол, не должно возникнуть сомнений в том, что она русская. Сомнения возникли и по этому поводу, и по многим другим. Сериал провалился. Однако для Клеманс Поэзи этот сериал стал трамплином в развитии её актёрской карьеры.
Лили Джеймс
После сериала 2007 года уже стало традицией приглашать на роль Наташи Ростовой блондинок. Британский сериал 2016 года, несмотря на то, что он по большей части снимался в исторических интерьерах Санкт-Петербурга, настолько акцентирован на мелодраматических линиях романа, что его весьма сложно назвать экранизацией произведения Льва Толстого. В ленте очень много сочинённых эпизодов и откровенных сцен, которые в прямую противоречат стилистике русского автора. А вот Лили Джеймс несомненно красивая женщина.
Стоит заметить, что на сегодняшний день ещё не нашлось ни одной кинодивы, сумевшей хотя бы приблизиться к тому образу, который так красиво подала советская артистка Людмила Савельева.