Николай Парфенов — биография
Николай Парфенов — заслуженный Артист РСФСР, родился в 1912 году. Герой «эпизода», всенародно любимый актер СССР.
Николай Парфёнов родился в июле 1912 года во Владимирской губернии в селе. И хотя время было тяжелое, семья была дружной, в меру обеспеченной. Отец был помощником капитана на корабле, курсировавшем по Волге, а мать полностью посвятила себя воспитанию детей.
После революции дела, как и у многих, пошли хуже. Жизнь стала непредсказуемой и нестабильной. Случилось несчастье: отец, который являлся кормильцем для всей семьи, неожиданно умер и мать осталась одна на руках с детьми, старшему из которых едва исполнилось 14. Самому Николаю на тот момент было лишь 7 лет.
Испытание судьбы
Возможно, семью выручила дружба, взаимовыручка, как и повелось у них изначально. Дети работали в огороде, заготавливали дрова, обрабатывали сено, следили за скотиной. Постепенно дружное семейство вновь встало на ноги.
К сожалению, последовал второй удар в виде коллективизации и на позорном сельском собрании, где требовалось выявить и наказать кулаков, завистливые односельчане выбрали самых трудолюбивых своих сограждан. Было принято коллективное решение выселить «кулацкий элемент» подальше из родных мест.
Мать отправилась на разработки торфяников на север, а детей отправила к родственникам во Владимир (по другим источникам, они отправились в Пермь), но большая часть из шестерых детей уехала в столицу.
Дружная семья, привыкшая трудиться и добиваться целей и здесь сумела устроиться. Сестры закончили престижный Московский государственный университет, кто-то пошел в науку, еще одна сестра хорошо вышла замуж и стала домохозяйкой, брат Борис увлекся педагогикой и стал преподавателем, а Николай Парфёнов не сомневался, что его будущее будет связано только с театром.
Да, первое время пришлось поработать на заводе, выполняя нелегкую работу арматурщика, но к трудностям было не привыкать. Николай твердо решился поступать в театральное учебное заведение и не прогадал. Он поступил в школу при театре имени Моссовета и учился там вместе с другой будущей звездой Владимиром Зельдиным.
Смешной и неотесанный
Поступил он с первого раза, но приемная комиссия назвала его «неотесанным и смешным». Экзаменаторам понравилась искренность молодого человека, экспрессия, чудаковатый смешной внешний вид. Педагоги разглядели в нём комедийный талант. Да, такие люди не играют главных ролей, они не воплощают образы романтических героев-любовников, им обычно достаются эпизоды. Но играют они так умело, что нередко из всех актеров в фильме публика запоминает только таких колоритных веселых персонажей.
Учился он хорошо, проявлял недюжинный талант, работоспособность, отличался живостью ума, добрым нравом, поэтому неудивительно, что закончил учебное заведение вполне успешно и сразу был принят в столичный театр имени Моссовета.
Первые успехи
Играл он эпизодические роли, но был вполне счастлив. В отличие от многих актёров он не испытывал судьбу в других театрах, пытаясь найти для себя идеальные условия. Будучи принятым в театр Моссовета, он оставался верен ему почти 60 лет до самого своего выхода на пенсию. Забегая вперёд, стоит отметить, что театр в итоге не проявил такой же взаимной любви к актеру. Но и времена были другие. Когда Николай Парфёнов покинул стены родного заведения, распался СССР, многие актеры оказались за бортом и после ухода на пенсию о них сразу забывали.
Но это потом… А пока режиссеры оценили возможности артиста и начали предлагать ему более фундаментальные роли. В спектакле «Недоросль» он сыграл главную роль Митрофанушки, став известным среди творческой интеллигенции столицы. Вместе с ним на сцене выступали такие звезды, как Любовь Орлова, Фаина Раневская, Вера Марецкая, Ростислав Плятт. Актёр всегда восхищался великими людьми и, несмотря на то, что был профессиональным дипломированным артистом, он трепетно выглядывал из-за кулис и учился игре у мэтров.
Роли в кино
Такой колоритный образ и талант не могли не заметить и кинорежиссеры, приглашая его в свои фильмы, в основном комедии. Однако комедии советского времени нельзя назвать исключительно комедиями, поскольку зачастую они наполнены глубоким смыслом. Они высмеивали актуальные социальные перекосы общества, и в стране, где всё подвержено цензуре, режиссеры и актеры умело бичевали пороки общества в своих работах. Например, артиста можно лицезреть в фильме «Афоня», где рассказывается об эгоистичном сантехнике, который плывет по течению, но обстоятельства жизни меняют его ленивый характер. Не менее глубокомысленная картина и «Берегись автомобиля», в которой тоже снимался Николай Парфёнов. В его фильмографии есть фильмы:
«Дайте жалобную книгу», «На Дерибасовской хорошая погода…» и многие другие. Стоит лишь просмотреть фильмографию этого талантливого исполнителя, как уже становится понятно, что большинство картин с его участием настоящие шедевры.
Поразительно, но его фильмография не просто большая, а огромная, в которой представлены сотни ролей в фильмах. Только лишь сатирический киножурнал «Фитиль» может гордиться несколькими десятками его появлений.
Актёр такого плана с поразительной работоспособностью и харизмой, с гигантской фильмографией где-нибудь на Западе давно бы стал мультимиллионером, но родная страна обошлась с артистом крайне жестоко, ведь все сбережения, которые он тщательно собирал всю жизнь, чтобы в старости вместе с супругой отправиться путешествовать, в миг обесценились в самом начале 90-ых годов.
Секрет успеха
Несмотря на то, что Николай Парфёнов никогда не считался красавцем, играл в основном маленькие роли, но любовь публики к нему была горячая, настоящая, искренняя. Секрет успеха его заключался в том, что он как никто другой мог сыграть простых людей, которые не хватают звезд с неба, но менее симпатичными для зрителя от этого не становятся. Сотрудники научно-исследовательских институтов, члены парткомов, месткомов, бухгалтера, контролеры в поездах, слесари, гардеробщики, просто прохожие или пенсионеры, стремящиеся доказать, что они дадут фору молодым — вот лишь не полный перечень его колоритных персонажей, которые заставляли смеяться публику до слез.
Актёр играл маленьких людей с такой убедительностью и серьезностью, что комедийные нотки в его игре запросто переходили в драматические. И герой, который буквально минуту назад вызывал у зрителя гомерический хохот своей несуразностью, уже через минуту вызывал совсем другое чувство — сочувствие.
Сам же актёр говорил, что очень любит просто гулять по улицам, особенно часто бывал он на рынке в базарный день, где присматривался к происходящему. Он наблюдал, как люди общаются, торгуются, смеются или нервничают. Да он и сам говорил, что простые публичные места наподобие рынка являются его «учебным классом». Рынок находился недалеко от Черемушкинского парка, и артист наведывался туда в течение 30 лет. Конечно, люди узнавали его, улыбались, старались заговорить. Постепенно он и сам стал главной достопримечательностью, и по городу ходили легенды, что практически каждую неделю можно увидеть этого народного любимца, прохаживающегося среди прилавков.
Последние годы жизни
Жаль, но последние годы жизни пришлись на очень сложный и даже кризисный для страны период. Несмотря на то, что к этому времени в его творческой копилке были очень серьезные роли, например, он сыграл Льва Толстого, на которого был потрясающе похож безо всякого грима, он остался за бортом. Резко, безжалостно. Впрочем, пострадали многие люди, не сумевшие вписаться в новый формат рыночных отношений. Но особенно остро воспринимают это личности творческие, с тонкой душевной организацией.
Остаётся только с ужасом догадываться, что чувствовал артист, когда вынужден был уйти из театра на пенсию по состоянию здоровья и о нем тут же забыли. А ещё, накопленные средства, отложенные на путешествия, вмиг превратились в бумажки.
Надо сказать, что артист не только играл веселых, добрых и смешных людей, но он отчасти и в жизни был таким же простым и неунывающим, как большинство его персонажей. Несмотря на сложные жизненные обстоятельства он тщательно следил за здоровьем, увлекался спортом, много читал, особенно его интересовали стихи. Одним из основных увлечений жизни были шахматы, и близкие вспоминают, что играл он вполне прилично. Актёр не курил и не пил, он любил здоровый образ жизни, не позволял себе ничего лишнего.
Личная жизнь
У Николая Парфёнова было два брака. О первом браке известно очень мало. Молодые расстались довольно скоро, и это нанесло серьёзную душевную травму Николаю, который по характеру вовсе не был повесой и безмерным любителем женщин. Этот развод подкосил его, и он даже не собирался жениться вообще. Но друзья свели его с милой образованной, воспитанной женщиной, которая имела весьма опосредованное отношение к актерской среде, но работала с артистами, организовывая их гастроли. Этот брак продлился 47 лет.
От первого брака у Николая Парфёнова осталась дочь, а во втором браке у него детей не было. Однако у его избранницы, для которой этот союз тоже был не первым, имелось двое детей от предыдущих отношений. Актёр одинаково хорошо и по-доброму относился к своей родной дочери и к приемным детям.
В конце жизни его жена слегла и была практически парализованной, много времени он посвящал уходу за ней. В средствах массовой информации бытует версия, что после смерти супруги актёр пытался попасть в дом престарелых, но принимали туда при одном условии: квартиру нужно было отдать государству. Его вторая жена тайно прописала свою внучку в их общую квартиру, поэтому Николаю Парфёнову было отказано в пребывании в доме престарелых, а внучка отказываться от московской прописки не захотела.
Также на многочисленных сайтах, посвященных творчеству артиста, фигурирует информация, что приемные дети после смерти своей матери практически бросили артиста на произвол судьбы. Так ли это было на самом деле, сказать сейчас сложно, но в многочисленных материалах и воспоминаниях, посвященных судьбе артиста, упоминается лишь такая информация. Однако некоторую поддержку он получал от своей сестры и от родной дочери. Умер он в январе 1999 года, похоронен на Химкинском кладбище в семейной могиле Парфёновых. Организацией похорон занимались дочь и сестра. Они утверждали, что некоторое время даже хранили прах артиста в урне в квартире, надеясь, что кто-то из бывших коллег по театру придёт проситься, но этого не случилось.
Избранная фильмография
- 1944 — Родные поля
- 1970 — Кремлевские куранты
- 1971 — Долгие проводы
- 1980 — Вечерний лабиринт
- 1984 — Очень важная персона
- 1990 — Мой муж — инопланетянин
- 1992 — На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди