Асеев Николай Николаевич – русский поэт конца девятнадцатого начала двадцатого века. Переводчик, редактор, преподаватель, создатель «Левого фронта», исследователь русского стиха. Автор более тридцати книг в прозе и стихах.
О Николае Асееве говорили, что он умрет если у него забрать бумагу и перо. В свое время Владимир Маяковский говорил, что у Николая уверенная хватка напоминающая его собственную. Алексей Крученых назвал молодого поэта «чистым золотом» или «импульсом».
Детские годы Николая Николаевича проходили в Курской губернии где он родился 28 июня [10 июля] 1889, в местечке под названием Льгов.
В одном из справочных изданий «Словарь псевдонимов» указанно что настоящая фамилия поэта звучит как Штальбаум. Однако еще при жизни самого Асеева вышло уже четвертое издание того же справочника, в котором он дал опровержение этой информации.
Когда мальчику было всего восемь лет мать мальчика Елена Николаевна, в девичестве Пинская умерла. Отец занимал должность страхового агента и ему по работе приходилось много ездить. Некоторые командировки были достаточно продолжительными, а потому воспитанием юного отпрыска полностью занимался дед, любитель охоты и рыбной ловли. Спустя несколько лет отец и вовсе женился во второй раз. В последствии Асеев вспоминал, что именно дедушка рассказывал ему захватывающие случаи, что происходили во время охоты. Некоторые выдумки в своей уникальности не уступали знаменитому барону Мюнхайзену. «Я его слушал, открыв рот и стараясь не пропустить ни одного слова. И хотя даже в том возрасте понимал, что большая часть историй это всего лишь выдумка, история так захватывала, что казалось будто она и в самом деле происходила. Оживали Робин Гуд, Рабле и Свифт, хотя в те времена я о них и вовсе еще ничего не слышал».
В положенное время Николая отдали в реальное училище Курска. После окончания мальчик переезжает в Харьков, где продолжает свое обучение уже в другом учебном заведении на филологическом факультете. Этот город совершенно не нравился будущему поэту. Для себя он нашел только одно место, где бывал с удовольствием – дом сестер Синяковых. Спустя время именно их, критики назовут музами футуризма. Из воспоминаний Лили Брик стало известно, что в доме также часто бывали Григорий Петников, который ухаживал за Верой, Борис Пастернак за Надеждой. За Марией ухаживал Давид Бурлюк, а за Ксений Николай Асеев, с которым они впоследствии поженились. Был еще Велимир Хлебников, который влюблялся в каждую из сестер по очереди.
После окончания обучения в Харькове отец молодого писателя настоял на продолжении учебы уже в Москве. Здесь он поступает в коммерческий институт, а в свободное время посещает лекции филологического факультета в том же институте. Этот период времени подарил писателю знакомства с Валерием Брюсовым, Вячеславом Ивановым, Федором Сологубом. Главной же встречей стало знакомство с Владимиром Маяковским. Уже позже Асеев скажет: «Встреча с Маяковским изменила ход судьбы. Он стал для меня самым близким человеком».
В 1913 году в альманахе «Лирика» впервые появляются стихотворения, подписанные именем Николая Асеева. В тот же год писателем была организованна футуристическая группа, в которую вошел так же Сергей Боров и Борис пастернак. К группе под названием «Центрифуга» в скором времени присоединились Григорий Петников, Велмир Хлебников, Божидар и Мария Синякова. В течение следующих четырех лет мир увидели сразу пять сборников стихов – «Ночная флейта», «Леторей», «Зор», «Четвертая книга стихов» и «Оксана».
Начало первой мировой войны и уже в 1915 году Николая Николаевича Асеева призывают в ряды войск. В перерывах между обстрелами части, Асеев успевал устроить своеобразные чтения. На них он с удовольствием декламировал сослуживцам стихи, а потом попытался организовать спектакль по одному из рассказов Льва Толстого. Что именно не устроило командование непонятно, однако Асеев оказался арестованным. Туберкулезная болезнь в тяжелой форме позволила уехать домой на лечение. Однако спустя год о нем снова вспомнили, и Николай новь отправился на войну.
От дальнейшей службы спасла неожиданная революция, о чем впоследствии написал Асеев. «Сейчас я двадцатисемилетний поэт, после событий февраля 1917 года, который словно оттолкнулся от стены, держась за которую учился ходить. Рафинированный интеллигент, которому больше нет нужды носить каторжный костюм военного, ведь нет больше силы, которая могла заставить».
В том же 1917 году Николай, взяв свою жену переезжает во Владивосток. Там он занял пост начальника биржи труда и вступает в ряды местной партии рабочих и солдатских депутатов. Вторым его рабочим местом стала местное периодическое издание, в котором кроме своих стихов он печатал конечно же Петра Незнамова, Владимира Маяковского и Василия Каменского.
В период жизни во Владивостоке в творческой биографии Николая Асеева появляется такой сборник стихов как «Бомба». Один из экземпляров был отправлен лучшему другу Владимиру Маяковскому. Вскоре пришел ответ, в котором было всего несколько строк, написанных на книге поэта: «Бомбой с удовольствием взорван. Жму руку- за!».
1922 год. Луначарский, который на тот момент занимал пост наркома просвещения приглашает Николая Николаевича вернуться в Москву. Поэт в это время активно печатал сборники своих стихов. Читателям особенно пришлись по вкусу «Совет ветров», поэмы «Буденный» и «Синие гусары».
Совет ветвей, совет ветров Совет ветвей, совет ветров, совет весенних комиссаров в земное черное нутро ударил огненным кресалом. Губами спеклыми поля хлебнули яростной отравы, завив в пружины тополя, закучерявив в кольца травы. И разом ринулась земля, расправив пламенную гриву, грозить, сиять и изумлять не веривших такому взрыву. И каждый ветреный посыл за каждым новым взмахом грома летел, ломал, срывал, косил — что лед зальдил, что скрыла дрема. И каждый падавший удар был в эхе взвит неумолканном: то — гор горячая руда по глоткам хлынула вулканным. И зазмеился шар земной во тьме миров — зарей прорытой. «Сквозь ночь — со мной, сквозь мир — за мной!» — был крик живой метеорита. И это сталось на земле, и это сделала страна та, в которой древний разум лет взмела гремящая граната. Пускай не слышим, как летим, но если сердце заплясало,- совет весны неотвратим: ударит красное кресало!
Николай Николаевич в свое время сотрудничал с кинематографом. Именно ему было предложено написать сценарии к таким известным картинам советского периода как «Федькина правда» от режиссера Ольги Преображенской и «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», которые снял Лев Кулешов. Кроме того, Асееву посчастливилось быть причастным к созданию легендарной картины «Броненосец «Потемкин»» от режиссера Сергея Эйзенштейна.
Объединение «Левый фронт искусства» был создан совместно с Владимиром Маяковским, Борисом Кушнером и Осипом Бриком. Каждый из участников активно призывал соединить искусство с материальным миром. Поэты призывали больше писать о потребностях общества, происходящих событиях и окружающем мире и меньше внимания уделять вымыслам и фантазиям. Асеев по этому поводу говорил так: «Искусству сегодня нужно учить у комбайна и станка». Кроме поэтов и писателей в объединении были художники. Среди которых Варвара Степанова, Любовь Попова и Владимир Татлин. А также архитекторы (Буров и братья Веснины) и кинематографисты «Трауберг, Эйзенштейн и Вертов).
На протяжении многих лет Асеев крепко дружил с Маяковским, называя друга «самой яркой фигурой» среди всех знакомых ему поэтов современников. Кукрыниксы решил нарисовать шарж на тему дружбы, где изобразил Маяковского в виде создания большой медведицы, а Асеева поместил рядов как Малую. Но были и другие мнения по поводу дружбы двух поэтов. Общий друг обоих Алексей Крученых описывал эти взаимоотношения следующим образом: «Маяковский – это стихотворение. И именно он служит. Асеев – служит стиху. Но именно он тот импульс, звездочка, иголка, чистейшее золото». По словам Варлама Шаламова в тот период Москва ждала больше творчества именно от Асеева, нежели от Владимира Маяковского, который вполне был способен создать «много шума, спора, зрелища и хорошей остроты».
В тридцатые годы двадцатого столетия Асееву пришлось поработать в качестве преподавателя, редактора и даже переводчика. В этот период Николая избирают в редакционную коллегию периодического издания «Литературная газета». Немного позже принимают в правление писательского Союза. Этот период так же ознаменовался творческим поиском жанров. Так появились праздничные стихи, отклики на «злобу дня», а также политические фельетоны. Самыми известными из них стали «Берлинский май» и «Надежда человечества».
После того как Владимир Маяковский умирает, поэт пишет огромное количество статей, посвященных ему. В 1940 году появляется поэма «Маяковский начинается», посвященная лучшему другу. Стоит отметить, что за эту работу Асееву вручили Сталинскую премию.
После окончания Великой отечественной войны поэт продолжил свой творческий путь. Он писал стихи и плотно занялся переводом зарубежной литературы включая Мао Цзэдуна.
1961 год в печати появляется книга под названием «Зачем и кому нужна поэзия» — в которой вспоминал обо всех поэтах современности – Есенине, Маяковском, Саянове, Хлебникове, Твардовском. Эта же книга показала мысли поэта о происхождении русского стиха. Спустя время в литературном журнале появилась рецензия на книгу от академика Дмитрия Лихачева, который описал сборник как блестящий и интересный. Асеев же отправился преподавать в Литературный институт, а также взялся помогать молодым поэтам в издании их произведений. Среди них Юрий Панкратов, Андрей Панкратов, Виктор Соснору.
В личной жизни Николая Асеева была лишь одна настоящая любовь. Ею стала одна из сестер Синяковых Ксения Михайловна.
Именно ей молодой поэт посвятил одно из знаменитых стихотворений «За косы ее золотые…».
Последние годы жизни для поэта проходили достаточно сложно, так как он много болел. Из воспоминаний супруги поэта Ксении Асеевой: «Его последний день прошел так – я пришла к нему в больницу «Высокие горы», он сел на кровати и стал декламировать мне стихи. Он уходил из жизни с любимыми стихами на устах…».
Николай Николаевич Асеев умер 16 июля 1963 года в Москве.
Жена поэта после его смерти жила в гражданском браке с Анатолием Зверевым, который был значительно младше ее.