Петр Кончаловский – известный русский и советский художник. В 1943 году удостоился Сталинской премии I степени, в 1946 году получил звание народного художника РСФСР, спустя год ему присвоили звание академика АХ СССР.
История знает немало примеров того, как творческие люди оставались непонятыми своими современниками, и признание их таланта и выдающихся заслуг приходило только после смерти. Петру Кончаловскому повезло, он стал популярным еще при жизни. Его живопись и графика ценится не только на родине, многим европейским коллекционерам хотелось бы приобрести его бессмертные произведения.
Родился будущий прославленный живописец 9 (21) февраля 1876 года в городе Славянск Харьковской губернии, в семье дворянина Петра Кончаловского, успешного издателя и переводчика. Ранние годы жизни Петра прошли в имении его родителей, однако отца вскоре обвинили в революционной деятельности, и арестовали. Он отбывал наказание в Холмогорах, а семья отправилась в Харьков. Именно в этом городе восьмилетний мальчик поступил в художественную школу.
В 1889-м Кончаловские снова переезжают, теперь их местом жительства стала Москва. Петр все больше увлекается искусством живописи, он учится на вечерних курсах в Строгановском училище. Отец настаивал, чтобы сын выбрал себе другую профессию, хотел видеть его студентом факультета естественных наук Московского университета. Петр сразу поддался на уговоры отца, но, любовь к живописи оказалась сильнее. Он упрашивает отца, и для продолжения учебы любимому делу, уезжает в Париж.
На протяжении двух лет, в 1896-1898-м, молодой человек посещает академию Жулиана. В этот период приходит осознание, что живопись – это его настоящее призвание, и он хочет посвятить этому занятию всю свою жизнь. Во Франции Петр получил достаточно высокую оценку своему творчеству. По возвращении на родину, Кончаловский продолжил обучение в Академии художеств, его наставником стал живописец-баталист Павел Ковалевский.
Петр мало интересовался батальными картинами, его привлекал ботанический сад, где он просиживал часами, увлеченно рисуя природу. В 1907-м Петр Кончаловский получил диплом об окончании Академии художеств.
Творческая биография живописца насыщена самыми разнообразными событиями. Несколько раз он менял направление своего творчества, вначале увлекся классической живописью, потом долго искал способы проявить свой индивидуализм в искусстве, и в конце предпочел реалистичную стилистику. Этот путь художника хорошо прослеживается в его автопортретах, написанных в разные годы, в различных направлениях и цветовых решениях.
В самом начале, работы Кончаловского можно было спутать с живописью Константина Коровина, но после посещения Парижа и знакомства с картинами Ван Гога, он полностью изменил свой стиль. Сам Петр признавался, что именно великий фламандец помог ему увидеть собственное творчество в совершенно новом свете.
В картинах, написанных Кончаловским в те годы, прослеживается его увлечение творчеством Анри Матисса и Поля Сезанна, работами которых он не переставал восхищаться.
В 1910-х годах Кончаловский и его коллеги стали организаторами художественной группы под названием «Бубновый валет». Они демонстративно пренебрегали реалистической живописью, увлекались формализмом, взяв за основу своего творчества кубизм, постимпрессионизм, фовизм.
Именно в это время начинает формироваться собственный стиль художника Петра Кончаловского. Его картины стали насыщенными, плотными, яркими, в них присутствовали исключительно нужные детали, ничего лишнего. К тому же, они отличались статичностью – портреты, натюрморты, композиционная живопись была лишена всяческой динамики.
В 1912-м Петр предложил Антону Рубинштейну помощь в постановке его оперы «Купец Калашников». Художник написал все декорации, создал костюмы героям постановки. Кончаловскому очень понравилась собственная работа, всю свою жизнь он считал ее лучшим произведением, выполненным в жанре лубок. Именно в те годы полотна Петра начинают наполняться внутренней энергией, «движением». Яркий пример этому – картины «Сухие краски» и «Печка».
В начале Первой мировой войны Кончаловский отправился на фронт, однако лично для него она закончилась достаточно быстро. После контузии в 1915 году он оказался в тылу на лечении, и больше на передовую не попал.
Спустя некоторое время живописец стал участником «Выставки картин левых течений», покинул «Бубновый валет», и вошел в состав другого творческого объединения – «Мир искусства».
После Октябрьской революции Петр Кончаловский начал работать в стиле реализм, хотя все так же использовал в своих работах яркие краски. Он увлекся «радостью жизни», и прекрасно совмещал ее с реалиями действительности. От этого его картины получались как комическими, так и трагическими. Свидетельство тому – портрет режиссера Всеволода Мейерхольда, ушедшего из театра. Художник использует менее яркие краски, и вся гамма чувств режиссера буквально отпечаталась на его лице.
Кончаловский часто писал натюрморты, особенно с цветами. Нельзя сказать, что он очень любил это занятие, но считал его необходимым, так же, как для пианиста гаммы – трудно, но необходимо.
Среди самых заметных «цветочных» работ художника – «Пионы у окна», «Сирень в корзине», «Всякие цветы».
В творческой биографии художника был период, когда он увлекся Михаилом Лермонтовым. В 1927-м Петр Петрович побывал на Кавказе и по возвращению в Москву он написал целую серию полотен, посвященных творчеству великого русского поэта. В 40-х годах Кончаловский написал портрет Лермонтова, где он запечатлен на станции Казбек, по пути в свою первую ссылку.
Приход к власти советов не отразился на творчестве художника, он не лез в политику, да и в открытую конфронтацию с ней не вступал.
Однажды Кончаловскому предложили написать портрет вождя всех народов, но он сумел выкрутиться из этого щекотливого положения, не обидев власть имущих своим отказом. Художник сказал, что он реалист, и для изображения кого-либо на полотне ему мало фотографии, нужна живая натура. Но допустить, чтобы Петр писал великого вождя с натуры, не представлялось возможным, и его отказ не посчитали как пренебрежение к власти. Несмотря на эти обстоятельства, в 1943 году художник удостоился Сталинской премии. Так отметили его многолетний вклад в развитие искусства.
Свою первую и единственную жену Петр знал с детства. В четырнадцатилетнем возрасте он познакомился с дочерью художника Василия Сурикова – Ольгой, и именно с ней обрел счастье в личной жизни. На протяжении следующих двенадцати лет после знакомства они почти не общались. Наконец-то Петр набрался смелости и написал письмо, в котором признавался ей в любви. После этого состоялось первое свидание, а спустя три дня влюбленные решили пожениться. Они обвенчались 10 февраля 1902 года.
Супруги очень нежно относились друг к другу, Петр называл супругу Лёлечка, она его – Дадочка.
В 1903 году родилась их дочь Наталья, спустя три года семья стала больше еще на одного человека – сына Михаила. Дочь живописца – известный писатель, сын продолжил дело отца и тоже стал художником. Родители очень нежно и трепетно относились к детям, но и не баловали их сверх меры. Кончаловский принимал самое непосредственное участие в воспитании детей, он читал им сказки, укладывал спать и передавал им основы живописи.
У Ольги оказался властный и жесткий характер, но он никак не проявлялся в отношении к супругу. Еще до того, как пойти под венец, он договорились создать необыкновенную семью, и это у них получилось. Ольга ни разу не попрекнула мужа, а он в свою очередь относился к ней с глубоким уважением. Она была для него не просто женой, в лице Ольги Петр получил настоящего советчика и друга. Прежде чем принять какое-нибудь решение, Кончаловский всегда советовался с женой. Это правило распространялось и на творческие вопросы.
Известный живописец не дожил до 80 лет всего три недели. Его сердце остановилось 2 февраля 1956 года. Могила Петра Кончаловского находится на Новодевичьем кладбище.
В 2017-м, в Москве, на Большой Садовой улице открыли музей-мастерскую Петра Кончаловского. В доме под номером 10 Кончаловские проживали с 1912 года. Именно этот дом описывает Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита».
На церемонию открытия пригласили потомков известного художника, среди которых наибольшую популярность приобрели внуки Кончаловского – Никита Михалков и Андрей Кончаловский.