Питер Брейгель

Питер Брейгель — биография


Питер Брейгель – живописец и график из Нидерландов, основатель династии художников Брейгелей. Писал пейзажи и жанровые сцены, носил прозвище «Мужицкий».

Картины Питера Брейгеля – это застывший кусочек средневековья, дошедший до нас через века. В отличие от многих своих коллег живописцев, он родился и умер в Нидерландах, и его творчество часто называют вершиной нидерландского Ренессанса. В нем жило такое понятие, как национальное своеобразие, основой которого стали самобытные нидерландские традиции. Брейгель стал выразителем своего времени и народного колорита. Его народность проявлялась во всем – мыслях, жизненной философии, народной мудрости, иногда горькой и ироничной, но всегда мужественной. Питер оставил после себя не только огромное творческое наследие, но и династию талантливейших художников, хотя узнать это ему не довелось.

Детство

Биографы Питера Брейгеля изрядно «попотели», прежде чем смогли собрать воедино разрозненные факты его жизненного пути, и сложить из них стройную биографию художника. Точная дата и место рождения Брейгеля неизвестно до сих пор. Предполагают, что он родился в небольшом городке Бреда, на территории современной провинции Северный Брабант. И случилось это знаменательное событие в 1525 году. По другой версии, местом его рождения стала деревня Брегел, о чем и говорит его фамилия. По мнению этих искусствоведов и исследователей жизни и творчества Питера, он родился намного позднее официально указываемой везде даты.

Не нашлось точных сведений и о детстве будущего известного художника. Предполагают, что Питер родом из крестьянской семьи, и поэтому очень удивительно, что у него вдруг проявились творческие наклонности, хотя в семье не наблюдалось одаренных людей.

Где-то в 1540-е годы Брейгель, двадцатилетний юноша, поступил в ученики к художнику Куку ванн Альсту, который передавал ему азы графики и живописи. После того, как его учитель умер, Питер поступил в гильдию живописцев Антверпена, и в 1551-м нашел себе нового наставника в лице художника Иеронима Кока. Брейгель одновременно учился у Кока и служил ему. Иероним стал для молодого дарования главным заказчиком.

Живопись

Прослужив некоторое время в мастерской своего нового наставника и работодателя, Брейгель впервые увидел картины известного художника Иеронима Босха. Эстампы этих полотен, которыми торговал Кок в своей мастерской, произвели на него неизгладимое впечатление. Питеру захотелось самому воспроизвести на холсте необычные сюжеты этих картин. Иеронима Босха называли «мастером ужаса», и его картины действительно вызывали какой-то мистический страх.

Питер Брейгель
«Большие рыбы поедают малых»

Заинтересованность Питера увидел Иероним Кок, и он решил получить выгоду от наивного молодого художника. Кок попросил Брейгеля сделать несколько набросков в манере Босха, и он согласился. Спустя некоторое время Кок сумеет выгодно продать работы Питера, подделав на них подпись Босха, и выдавая их за произведения известного художника. Одной из таких картин оказалось полотно под названием «Большие рыбы поедают малых».

Питер Брейгель любил не только живопись, его манили путешествия. На протяжении нескольких лет художник побывал в Европе, посетил Италию, Швейцарию, Францию. Все, что он увидел во время этих поездок, нашло отражение на холсте. К примеру, солнечная Италия вдохновила мастера на написание картины «Пейзаж с Христом и апостолами». Это полотно считается первым профессиональным в творческой биографии художника. После посещения швейцарских Альп, родилась целая серия невероятной красоты пейзажей.

В 1561-м Питер ушел из мастерской Кока, и переехал в Брюссель. Там он писал свои картины для кардинала де Гранвела и других богатых коллекционеров, среди которых особое место занимал купец по имени Николас Йонгелинк.

В 1557 году живописец создал цикл гравюр-иллюстраций семи смертных грехов.

Питер Брейгель
«Триумф смерти»

Самым значимым полотном Брейгеля того времени считается картина получившая название «Триумф смерти». На ней изображена пустынная земля, буквально усыпанная скелетами и людьми, находящимися на грани смерти. Изображены там и орудия пыток, которые приводят в ужас даже спустя несколько веков. И среди этого ужаса явным диссонансом выглядит человек, играющий на лютне, как бы подчеркивающий безысходность происходящего.

Не меньшего внимания знатоков удостоилась и картина «Вавилонская башня», а также цикл полотен, объединенный названием «Картины месяцев и времен года». Питер стал автором 6 (по некоторым данным 12) полотен, передающих прелести разных времен года. К сожалению, до наших дней дошли только пять из них, в том числе «Жатва» и «Охотники на снегу».

Картины Брейгеля – это простые и понятные образы, преклонение перед красотой природы, сценки деревенской жизни, обычные работяги, с их незамысловатым образом жизни. На полотнах нидерландского художника запечатлены одежда и домашняя обстановка простых людей, это видно по картинам «Крестьянская свадьба», «Фламандские пословицы».

Известно, что художник не писал портреты на заказ и обнаженную натуру. Есть несколько портретов, предположительно авторства Брейгеля, но только один из них точно его кисти – «Портрет старой женщины», написанный в 1564 году. Скорее всего, к Питеру часто обращались за портретами, но живописец не брался за такие заказы.

Питер Брейгель
Картина Питера Брейгеля «Портрет старой женщины»

Свыше трех десятков из примерно 45-ти полотен Брейгеля, посвящены природе, деревне, ее жителям. Главные герои полотен художника – безликие крестьяне. Питер никогда не показывал их лица на холсте, но в последних его работах наметилась совершенно другая тенденция.

Интерес Брейгеля к индивидуальным персонажам своих полотен рос с каждой новой работой. Теперь фигуры на картине становятся все более крупными, а вот окружение их становится все более зависимым. Подобную тенденцию можно рассмотреть в полотнах Брейгеля «Разоритель гнезд», «Притча о слепых», «Мизантроп», «Калеки».

Личная жизнь

Питер сумел не только реализоваться, как художник, но и встретить девушку своей мечты, с кем обрел счастье в личной жизни. Ее звали Мария (Майкен), она дочь первого наставника Брейгеля – Кука ванн Альста. Питер признался ей в любви, позвал замуж, и девушка ответила согласием. Влюбленные поженились в 1563 году, и после свадьбы переехали в Брюссель, к матери новоиспеченной жены Питера, художницы Майкен Верхюлст. Мария родила своему супругу троих детей – двух сыновей, Питера и Яна и дочь Марию.

Питер Брейгель

Как сложилась судьба дочери художника, никто не знает. Зато точно известно, кем стали сыновья Брейгеля, они продолжили дело отца, и тоже снискали славу живописцев.

Питер Брейгель Младший писал картины определенной тематики, за что его прозвали «Адским». Ян Брейгель Старший наоборот, получил прозвище «Райский». А сам основатель династии Брейгелей – Питер удостоился прозвища «Мужицкий». После этого их никогда не путали. Внуки выдающегося художника – Абрахам и Ян, уже третье поколение художников семейства Брейгель.

Питер Брейгель
Портрет семьи Яна Брейгеля сына Питера Брейгеля Старшего

В этой ситуации удивительно то, что любовь к изобразительному искусству передалась, скорее всего, на генном уровне, от отца к сыновьям. Ведь иначе никак нельзя объяснить этот феномен, потому что Питер скончался, когда его старшему наследнику Питеру только что исполнилось пять лет, и он не успел познакомить своих мальчиков со всеми тонкостями своего мастерства.

Смерть

Питеру Брейгелю было немногим более сорока лет, когда Брюссель был оккупирован испанскими войсками под руководством герцога Альбы. Город погрузился в хаос, людей сковал постоянный страх за свою жизнь, они перестали доверять друг другу. Перед герцогом стояла задача – уничтожение еретиков в Нидерландах. На протяжении нескольких следующих лет Альба отправил на смерть несколько тысяч жителей города. Атмосфера террора и бесконечного страха пагубно сказалась на здоровье художника. Он слабел день ото дня, пока не скончался 5 сентября 1569 года. По данным библиографов,  причиной смерти Питера Брейгеля стала неизвестная болезнь. Местом упокоения художника стала брюссельская церковь Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Там же в 1578 году похоронили и его любимую жену. На месте захоронения супругов Брейгелей Ян Брейгель Старший установил памятную доску.

Питер Брейгель
Последняя картина Питера Брейгеля «Сорока на виселице»

Последними работами Брейгеля называют два полотна – «Сорока на виселице» и «Торжество правды». Первую он оставил по завещанию своей жене, а вот существование второй находится под большим вопросом. До наших дней полотно не дошло, и многие историки считают, что у них есть все основания утверждать, что такого полотна вообще никогда не было.

Большинство полотен из творческого наследия великого художника находятся в музеях Европы или в коллекции частников. Ни один российский музей не может похвастаться наличием в его экспозиции хотя бы одного полотна Питера Брейгеля.

Питер Брейгель
Памятник Питеру Брейгелю

В 2011 году на экраны вышла лента польского режиссера Леха Маевского под названием «Мельница и крест». В ее основе – биография нидерландского художника, а также сюжеты его прославленных картин. Фильм очень понравился зрителям, вызвал положительные отзывы кинокритиков. К тому же, ему присуждены и многие престижные кинонаграды. Роль Питера Брейгеля досталась известному актеру Рутгеру Хауэру, его партнерами по съемочной площадке стали Шарлотта Рэмплинг, Майкл Йорк, Йоанна Литвин.

Известные произведения

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Питер Брейгель?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя