Сара Бернар — биография
Сара Бернар – французская актриса театра и кино, исполнительница главных ролей в постановках «Дама с Камелиями», «Гамлет», «Федра» и многих других.
Божественную, но вместе с тем земную Сару Бернар в начале 20-го века считали самой знаменитой актрисой за всю историю. Сейчас, по прошествии стольких лет, с этим утверждением можно поспорить, ведь с тех пор в кинематографе появлялось множество намного более ярких звезд. Несомненно одно – для своего времени это была великая личность с удивительным талантом, которым продолжают восхищаться зрители следующих поколений.
Детство и юность
Генриетт Розин Бернар родилась 22 октября 1844 года во французской столице. Сведений о ее отце не сохранилось, а вот о биографии матери информации достаточно. Юдифь Бернар была дочерью голландского предпринимателя Морица Баруха Бернардта, еврея по происхождению. В юности девушка жила в Амстердаме и работала модисткой, но потом перебралась в Париж, где стала куртизанкой.
После рождения Генриетт сразу же отлучили от матери и отправили на воспитание к няне в Бретань. Однажды девочка на мгновение оказалась без присмотра и получила сильный ожог от раскаленных углей камина. После этого несчастного случая мать забрала ее к себе в Париж, где устроила в школу мадам Фрессард. Здесь в течение двух лет будущая актриса осваивала письмо, счет и занималась в театральном кружке. Во время одного из спектаклей Сара увидела вошедшую в зал мать, которая вдруг приехала навестить ее. С юной артисткой случился нервный припадок, она напрочь забыла текст и не смогла продолжить выступление. Страх сцены преследовал Бернар всю жизнь, даже когда она стала мировой знаменитостью.
Нервные приступы стали учащаться, а вскоре к ним прибавился постоянный кашель. Доктора подозревали туберкулез и ставили неутешительные прогнозы. Мнительная Сара заставила мать купить ей розовый гроб, который стал ей обычной кроватью до конца жизни. Однажды Юдифь решила, что избавить дочь от припадков поможет замужество, но об этом девушка и слышать не хотела. Когда в очередной раз мать подняла эту тему, юная Бернар устремила взгляд в небеса и патетически произнесла, что отныне ее участь – служение Богу.
Сцена была настолько драматической, что присутствовавший при диалоге любовник матери посоветовал записать Сару на курсы актерского мастерства, которые проходили в Парижской консерватории. Чтобы поступить в престижное учебное заведение, артистке требовалось подтянуть технику речи. Эту услугу любезно предоставил писатель Дюма-старший, сразу же разглядевший актерский талант будущей звезды.
С 1857 года в течение пяти лет Генриетт обучалась в драматической школе. После выпускных экзаменов студентка оказалась на втором месте по успеваемости среди всех учеников.
Театр и кино
В сентябре 1862-го Сара Бернар дебютировала на театральной сцене. Восемнадцатилетняя актриса выступила в театре «Комеди Франсес», представ перед публикой в спектакле «Ифигения в Авлиде» по пьесе драматурга Жана Расина. Первый выход Бернар на подмостки не впечатлил ни зрителей, ни критиков. По словам руководителя театра, чуть ли не единственным достоинством худосочной девушки был ее мелодичный голос.
Вскоре между Сарой и ведущей актрисой труппы мадам Натали разгорелся конфликт, и в результате начинающую артистку выгнали. На некоторое время она уехала в Бельгию, где имела все шансы повторить судьбу матери и стать содержанкой. Однако амбициозная особа мечту о театральной сцене оставлять не собиралась.
В начале актерской карьеры Бернар работала в театрах «Порт-Сен-Мартен» и «Жимназ», где ей доставались в основном второстепенные роли. В середине 1866-го девушка присоединилась к труппе «Одеон» и стала получать более значимых персонажей. Внимание зрителей она ощутила после участия в постановке «Король лир», где ей доверили сыграть Корделию. Как никому другому Саре удавались сцены гибели героинь, таких как Жанна д’Арк, Клеопатра, Маргарита Готье, Дездемона.
Свою первую мужскую роль актриса исполнила в 1869 году: это был персонаж Занетто в спектакле «Прохожий» по пьесе Франсуа Коппе. Позже Сара примеряла на себя образы Лорензаччо в пьесе Мюссе, герцога Рейхштадтского в постановке «Орленок» по произведению Ростана. Самая знаменитая мужская роль исполнительницы – Гамлет – была сыграна ею уже на шестом десятке.
Во время войны с Пруссией Бернар отказалась от эвакуации и осталась в Париже. В «Одеоне» был организован госпиталь для раненых солдат, и артистка вместе с другими сердобольными женщинами стала сестрой милосердия. Когда в 1872 году Сара вернулась на сцену и исполнила главную роль в постановке «Рюи Блазе», публика встретила ее восторженными овациями.
В те годы слава артистки уже гремела по всему миру, и руководство театра «Комеди Франсез» вновь предложило ей сотрудничество. В доме Мольера дива исполняла роли в трагедиях Вольтера и Расина, а также в драмах Виктора Гюго. В 1880-м исполнительница покинула стены театра и создала собственную труппу, с которой отправилась на гастроли в Соединенные Штаты. После американского турне Бернар вернулась в Европу и дала несколько десятков выступлений. В Россию исполнительница приезжала три раза, побывав в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове и Одессе.
Во время гастролей в Северной столице Сара побывала на приеме у государя Александра III, где встретила князя Волконского, Константина Станиславского, Ивана Тургенева и Антона Чехова.
«Наполеон в юбке» — такое прозвище дали знаменитой француженке в России. На родине ее считали современной Жанной д’Арк, а вот в Америке сравнения были далеко не всегда лестными. Многие общественные организации США говорили о ней, как о «нашествии проклятой змеи и исчадии французского Вавилона».
Именем актрисы называли парфюмерную продукцию, мыло, пудру, перчатки. Свои баснословные гонорары Бернар нередко жертвовала на благотворительность, чем заслужила еще большую любовь поклонников. В начале 20-го века совместно с Энрико Карузо исполнительница организовала серию выступлений в помощь солдатам из России, пострадавшим в период русско-японской войны.
Специально для Бернар драматурги создавали пьесы, носившие в основном трагедийный характер. Викторьен Сарду написал «Федору», «Колдунью», «Флорию Тоску», а Эдмон Ростан «Орленка», «Самаритянку» и «Принцессу Греза!». В пьесе «Смех лангусты» Марелла Сара Бернар сыграла саму себя.
В 1893-м француженка основала театр «Ренессанс», а еще через некоторое время свои двери распахнул театр «Насьон». На сцене последнего состоялась премьера спектакля «Флория Тоска» драматурга Сарду.
В начале нового столетия артистка приняла участие в съемках немого кино, представив одного из персонажей в «Дуэли Гамлета». Позже Бернар снялась еще в нескольких картинах, самыми известными из которых стали «Королева Елизавета» и «Дама с камелиями».
Художники конца 19-го века создали множество портретов легендарной актрисы. Ее образ сохранили такие мастера, как Бастьен Лепаж, Жорж Клерен, Болдини и Гандар. Чешский иллюстратор и основатель «ар нуво» Альфонс Муха сделал десятки рекламных афиш для выступлений французской знаменитости. До наших дней сохранилось большое количество фотографий звезды, сделанных в основном мастером жанра Нодаром.
Во время очередных гастролей в 1905 году исполнительница травмировала ногу, и спустя десять лет пришлось прибегнуть к ее ампутации. Несмотря на физическое увечье, Бернар продолжала выступать и радовать публику полюбившимися спектаклями. Так, в постановке «Дама с камелиями» артистка сыграла лежа и сидя на кровати. Даже во время Второй мировой Сара не оставила сцену, продолжив гастролировать вместе с фронтовой бригадой. За самоотверженный актерский труд во имя поддержания боевого духа солдат актрису наградили Орденом Почетного легиона.
В свободное от спектаклей время Бернар писала книги, создавала скульптурные композиции. Она стала автором произведений «Моя двойная жизнь», «Мемуары одного стула», где рассказала о своей творческой биографии.
В некоторых источниках утверждается, что артистка сыграла шекспировскую Джульетту на восьмом десятке жизни, но официального подтверждения этому факту нет.
Сцену «божественная Бернар» покинула в 1922 году, за несколько месяцев до смерти.
Личная жизнь
Свою личную жизнь актриса старалась не афишировать, оттого ее персона обрастала самыми невероятными слухами. Саре приписывали многочисленные любовные романы, в том числе с членами монарших семей Европы.
В середине 1860-х у знаменитости родился сын Морис, предположительно от принца Генри де Лине. Поговаривали, что престолонаследник даже хотел жениться на диве, но испугался гнева влиятельных родственников.
В списке возлюбленных Бернар такие известные люди, как Пьер Бертон, Филипп Гарнье, Жан Муне-Сюлли. В 1880-х Сара гастролировала в Петербурге, где познакомилась с будущим супругом Аристидисом Дамалой, который служил дипломатом.
Брак с греком был недолгим – пылкая страсть угасла уже через полгода. Еще один интересный роман случился с актрисой, когда ей исполнилось 66 лет. Американский киноактер Лу Теллеген был моложе звезды чуть ли не в два раза, но это не помешало влюбленным быть счастливыми в течение четырех лет.
Смерть
В 1922 году здоровье Сары Бернар резко ухудшилось: у нее стали отказывать почки. Врачи не смогли вылечить этот недуг, и 26 марта 1923 года великая актриса скончалась.
На похоронах знаменитой француженки собралось несколько тысяч ее поклонников. Гроб с покойной несли ведущие артисты театра, причем дорога до кладбища была полностью усыпана камелиями.
Фильмография
- 1900 Дуэль Гамлета
- 1912 Дама с камелиями
- 1912 Королева Елизавета
- 1913 Адриана Лекуврёр
- 1915 Жанна Доре
- 1917 Французские матери
- 1923 La voyante