Семен Гудзенко – советский поэт, журналист, военный корреспондент. Представитель поэтов фронтового поколения, автор стихов о войне.
«Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого не жалели…». Эта строка из поэзии о войне знакома каждому, только мало кто знает имя ее автора – Семена Гудзенко, одного из самых ярких представителей фронтового поколения поэтов. Сейчас его почти не помнят, стихи перестали переиздаваться, и только истинные знатоки его биографии знают, что в 2002-м, в Киеве, на доме, где когда-то родился и жил литератор, установлена мемориальная доска с барельефным портретом. Он жил и работал в России, но с большой любовью относился к своей малой родине, и признавался в этом постоянно – в письмах и дневниках.
Родной город Семена (Сарио) Гудзенко – Киев, столица Украины. Именно там, в доме №3 по улице Тарасовской он и родился 5 марта 1922 года. Родители-евреи, Петр и Ольга Гудзенко переселились в Киев из Белой Церкви буквально за несколько месяцев до рождения сына. Отец работал инженером, мама учительствовала в школе. Дед по отцовской линии – Кун Меерович Гудзенко, мещанин из Белой Церкви. Двоюродный брат Семена – Михаил Рогинский приобрел популярность в СССР и Франции, он известный художник.
Настоящее имя поэта, полученное при рождении от матери – Сарио. Почему женщина назвала мальчика итальянским именем, теперь сказать трудно. Имя звучало слишком по-взрослому для малыша, поэтому все ласково называли его Сарик.
В Семена он превратился в 1943 году, уже став автором многих стихов о войне. Молодой человек подумал, что его настоящее имя звучит несерьезно, слишком опереточно, что ли, а из «Сарика» он уже давно вырос. Он решил, что должен соответствовать духу того времени, и подобрал себе имя, которое казалось ему настоящим, мужским – Семен. Его стихи вышли одновременно на страницах двух газет – «Смена» и «Знамя», и поэт в письме матери написал, чтобы она не удивлялась, когда увидит стихи, под которыми стоим имя автора – Семен Гудзенко. Он сообщал, что это его стихи, просто он сменил имя, так как Сарио не очень хорошо сочетается с фамилией. И спрашивал, не обидел ли он ее своим поступком.
Первая проба пера Гудзенко состоялась еще в раннем детстве, ему было всего пять лет. Спустя два года, в 1929-м, мальчик стал первоклассником киевской 45-й школы. Параллельно с занятиями в школе он занимался в литературной студии Дворца пионеров. Его друг, который посещал ту же студию, позже вспоминал, что Сарио обладал удивительной памятью. Гудзенко знал наизусть несколько сотен произведений разных поэтов, русских и зарубежных. Читал Маяковского, Тихонова, Багрицкого, Симонова, Хлебникова, Киплинга, Сашу Черного, Вийона, Анненского. Руководителю их студии очень нравилось общаться с начитанным мальчиком, между ними часто возникала полемика на почве литературы.
Первые литературные пробы Гудзенко были написаны на украинском языке, ведь он родом из Киева. Потом он попробовал писать на идише. В пятнадцатилетнем возрасте Сарио сочинил стих, приуроченный к 100-й годовщине со дня смерти Пушкина. Его напечатали весной 1937 года на страницах журнала «Молодая гвардия». За это юного поэта ждала престижная награда, путевка во всесоюзную детскую здравницу «Артек».
Самыми главными чертами характера юного поэта были принципиальность, доброта, отзывчивость, благодаря которым он подружился со многими ребятами из «Артека». Семен возглавил волейбольную команду пионерского лагеря.
В 1939-м Гудзенко окончил среднюю школу, и понял, что хочет посвятить свою жизнь литературному творчеству. В Киеве тоже можно было найти возможности для реализации своей мечты, но молодой человек захотел получить высшее образование в Москве. Поэтому сразу после получения школьного аттестата отправился в столицу СССР.
Позади остался теплый зеленый Киев, впереди – мечта о литературном поприще. Семен, как и многие приезжие, выделялся на фоне столичной молодежи. Широкие парусиновые брюки, ковбойка с закатанными выше локтя рукавами и обнаженными загорелыми крепкими руками, выдавали в нем провинциала. Именно таким он приехал на Киевский вокзал столицы.
В том же году Гудзенко поступил в МИФЛИ – Московский институт философии, литературы и истории м.Чернышевского. Семен долгие годы вел дневник, куда записывал свои мысли, переживания, впечатления. Перед отъездом в Москву молодой человек записал очередную свою мысль о том, что если человек ни разу не познал горе или любовь, то стихов ему лучше не писать.
Сам будущий поэт с жадностью накинулся на изучение поэзии и литературы, он старался взять для себя что-то новое, неизвестное ему ранее. В этот период его любимыми авторами стали Джек Лондон и Эрнест Хемингуэй, Велимир Хлебников и Николай Тихонов. Он пристально следил, как формируются поэты уже нового, его поколения – Константин Симонов и Борис Пастернак. В стихах Гудзенко того времени прослеживается подражание поэту Багрицкому. Его увлекла поэзия Маяковского, но чуть позже пришло разочарование его творчеством.
В мае 1941-го Семен дописал последнюю страницу своего дневника, и начал следующий, которому придумал шутливое название – «Жалобная книга». В нем была одна-единственная запись, которую мог понять только такой же бедный студент, как сам Семен – «денег нет, и занять не у кого». У Гудзенко как раз начались экзамены после второго курса, когда СССР подвергся нападению немецких оккупантов. Творческая натура поэта, как впрочем, и многих его друзей, тонко чувствовала ситуацию в стране, он жил предчувствием неизбежности войны.
Прошло всего три недели после нападения Германии на Советский Союз, как Семен и несколько его однокурсников отправились в призывной пункт, чтобы записаться на фронт. Вначале парню отказали из-за плохого зрения, но потом все же отправили на фронт. Фашисты вплотную подступали к его родному городу Киеву, и он не мог оставаться в стороне. Семен воевал в Отдельной мотострелковой бригаде особого назначения, и очень гордился тем, что так же, как остальные советские люди ведет борьбу с оккупантами.
Вместо дневника у Семена появилась военная книжка, куда он записывал боевые эпизоды и стихи. Но это было потом, а вначале он конспектировал туда занятия по подрывному делу. Гудзенко и его сокурсники учились на филологов, занимались спортом, а теперь им предстояло пройти ускоренную программу, и стать разведчиками и подрывниками.
Не прошло и трех месяцев, как первый отряд специального назначения уже совершил вылазку по вражеским тылам. В сентябре 1941-го фашисты стояли на подступах к Москве, и новоиспеченных разведчиков учили вести уличные бои в городе. 6 ноября Семен и другие курсанты разведгруппы давали присягу на территории Литинститута, а на следующий день участвовали в легендарном параде на Красной площади. 8 ноября ребят уже отправили в прифронтовую полосу. В составе диверсионной группы Гудзенко побывал на территории нескольких оккупированных областей – Калужской, Смоленской, Брянской.
2 февраля 1942 года осколок мины попал Семену в живот. Молодой человек понимал, что ранения на войне неизбежны, и если ему уготована такая судьба, то предпочел быть раненым куда угодно, в плечо, руку, ногу, но не в живот. Он понимал, что такая рана если не станет смертельной, то выведет его из строя, возможно, навсегда. Так и случилось, после лечения в госпитале, Семену вынесли вердикт – к строевой службе непригоден.
Биография Семена Гудзенко складывалась на зависть его коллегам-литераторам. Многим хотелось стать лидером своего поколения, а удалось это только избранным, среди которых оказался и Семен.
В поэзии Гудзенко очень точно передан быт солдата, его окопная жизнь, победный клич, который призывал жить и идти на смерть, ненависть и боль, наполнявшие душу и тело каждого фронтовика и работника тыла. В военные годы он написал множество стихотворений, среди которых особое место занимают эти: «Мое поколение», «Я был пехотой в поле чистом», «На снегу у белизны госпитальной», «Могила пилота», «Небеса», «Мы не от старости умрем», «Надпись на камне», «Баллада о дружбе», «Победитель», «Первая смерть», «Подрывник».
Силу таланта молодого литератора оценили гости первого творческого вечера Гудзенко, состоявшегося весной 1943-го. По словам поэтессы Маргариты Алигер, поэзия Семена очень земная, с биением живого пульса и трепещущей настоящей жизнью.
Победитель Мускулистый, плечистый, стоит над ручьем. И светило восходит за правым плечом. И солдатских погон малиновый цвет повторяет торжественно майский рассвет. Он стоит у вербы на родном берегу, трехлинейку привычно прижав к сапогу. И от яловых, крепко подбитых сапог разбегаются ленты проезжих дорог. Он на запад ходил, на востоке бывал и свободу граненым штыком отстоял. Победитель стоит — крутолобый, большой, с благородной, широкой и чистой душой. И его гимнастерки зеленый отлив повторяет расцветку и пастбищ, и нив. Это он в сорок пятом на дымный рейхстаг поднял красный, крылатый, простреленный флаг. Он стоит над прозрачным весенним ручьем, и увенчана каска рассветным лучом. И родимых небес голубые шелка окаймляют штандарт боевого полка.
Стихи, прочитанные молодым литератором на вечере, родились в военное время. Семен долго лечился после ранения, его переводили из одного госпиталя в другой, но писать стихи он не перестал, выкладывал на бумаге все, что довелось увидеть и пережить в первый год войны.
Летом 1942-го Гудзенко, подлечившись и выписавшись наконец-то из госпиталя, поступил на работу в газету «Победа за нами». Вечерами он выступал со своими стихами перед студентами Литературного института и в клубе МГУ.
В 1943-м его приняли на должность военного корреспондента в газету «Суворовский натиск». В составе различных выездных редакций Гудзенко побывал на территории всей страны. Победный май застал спецкора в Будапеште. Заслуги поэта перед родиной были оценены очень высоко, он награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
После победы Семен продолжал сотрудничество с военной газетой, работал корреспондентом. За несколько лет успел побывать в Западной Украине, Средней Азии, Туве. Застать журналиста в Москве было еще той задачей, большую часть времени Семен проводил в поездках. Он ехал в Курскую область смотреть на ход посевных работ, в Украину отправлялся, когда приходило время собирать урожай. Кроме обязанностей корреспондента, поэт встречался с людьми, читал собственные стихи, оценивал творчество начинающих поэтов, помогал им редактировать их произведения. Ежегодно выпускал по одному сборнику своих стихов. В 1947 году вышла книга под названием «После марша», в 1948-м – сразу две, «Закарпатские стихи» и «Битва», в 1949-м – «Поездка в Туву», в 1950-м – «Дальний горизонт». Спустя три года, в 1953-м, незадолго до своей смерти поэт выпустил свой последний сборник, получивший название «Новые края».
Сложно представить, какой обширной была бы библиография поэта, если бы судьба дала ему шанс прожить долгую жизнь, а не уйти в расцвете сил.
Несмотря на то, что Семен ушел слишком рано, он успел устроить свою личную жизнь, и даже оставить после себя ребенка, дочь Катю. Его избранницей стала искусствовед Лариса Жадова, дочь советского военачальника. С ней Гудзенко обрел счастье, именно она подарила поэту возможность испытать радость отцовства. Семен обожал свою дочурку Катю, родившуюся в 1951 году.
В 1957 году, после четырех лет со дня смерти мужа, Лариса снова выходит замуж. Ее избранник тоже поэт – Константин Симонов. Мужчина удочерил девочку, дал ей свою фамилию. В настоящее время Екатерина Симонова-Гудзенко трудится на должности заведующей кафедрой истории и культуры Японии института стран Азии и Африки.
Проблемы со здоровьем начались у Семена еще осенью 1951 года. Мужчина страдал от сильных головных болей, обратился за помощью к медикам, которые нашли у него опухоль головного мозга. Причина ее возникновения – военная контузия. Гудзенко предложили сделать операцию, он согласился. Вскоре провели еще одно хирургическое вмешательство, но легче поэту не стало. Он не поднимался с постели, знал, что ему осталось слишком мало времени, и до последней минуты сочинял стихи. Несколько последних месяцев перед смертью он уже сам не записывал поэтические строки, просто диктовал.
Семен Гудзенко умер 12 февраля 1953 года в больнице, в отделении нейрохирургии. Место, где поэт нашел свой вечный покой – Ваганьковское кладбище.
Он не дожил до своего 31-го дня рождения всего несколько недель, ушел в расцвете сил и славы. Поэт обладал удивительной внешностью, открытым благородным, очень красивым лицом, на котором отражались все его чувства и эмоции. Простосердечный, общительный, отзывчивый, невероятно веселый и юморной, ему бы жить и жить. Важно то, что в его короткой, но такой насыщенной жизни, было все – дружба, любовь, работа, и его невероятной силы стихи.
Комментарии
Класс👍👍👍
Я узнала об этом замечательном Поэте только прочитав Стихотворение "Нас не нужно жалеть....", к сожалению... Как было бы хорошо, чтобы нас ещё в школе знакомили с такими Поэтами, как Семён Гудзенко! Надеюсь, последние события в России послужат началом другого подхода к воспитанию у молодёжи патриотизма и любви к Родине на примерах таких замечательных Стихов!
Очень актуально в наше время!!!
"Когда на смерть идут - поют, а перед этим можно плакать..." - одно из самых сильных стихотворений про Великую Отечественную.
Очень жалко!