Сергей Маковецкий – талантливый актер, мастерство которого признано не только в России, но и за рубежом. Он блестяще исполнял самые разные роли и естественно вписывался в неожиданные амплуа, благодаря чему получил прозвище «гуттаперчевого мальчика». Играя рафинированного интеллигента, Маковецкий выглядел как прирожденный аристократ, а в роли злодея – как дитя беспросветных трущоб. Стать знаменитым артисту помог не только талант, но и упорство, ведь не каждый бы продолжил путь на сцену после отказа Константина Райкина и Олега Табакова.
Будущий актер родился 13 июня 1958 года в поселке Дарница неподалеку от Киева. Мать сама воспитывала сына, ведь отец бросил семью еще до его рождения. Когда парень получал паспорт, он взял фамилию матери, и от непутевого отца у него осталось лишь отчество.
Мать Сергея работала на заводе и семье всегда не хватало денег, но женщина старалась дать сыну все необходимое, чтобы он не чувствовал себя обделенным. Мальчик с детства интересовался творческими видами деятельности – играл на ударных, пел в хоре. Также Сергей посещал бассейн и любил кататься на коньках. В подростковом возрасте будущий артист увлекся водным поло и даже пытался попасть в сборную, но мать не поддержала эту идею.
Свою профессию Маковецкий выбрал под влиянием учительницы английского языка. Педагог едва ли не принудительно приобщила Сергея к театру в 8 классе.
По ее настоянию мальчик принял участие в постановке пьесы «Лес» и сыграл роль Несчастливцева. Ощущения актера-новичка были крайне смешанными – от невероятного страха сцены до наслаждения игрой.
Мечта стать врачом быстро отошла на второй план, и Сергей стал размышлять над тем, где же ему получить хорошее актерское образование. По окончанию школы парень решил покорять Киевский театральный институт. Но Маковецкого ждал провал, хотя причины точно неизвестны – то ли не оказалось мест, то ли он плохо написал сочинение.
Чтобы быть поближе к миру искусства, Сергей пошел работать в театр им. Леси Украинки, но всего лишь на техническую должность. Спустя год настойчивый парень отправился в Москву, надеясь попасть в ГИТИС. Для декламации он выбрал произведение Константина Симонова, однако Райкин даже не дослушал слишком громкого киевлянина и порекомендовал не тешить себя тщетными надеждами. Парень решил не сдаваться и отправился в другие вузы.
Далее Маковецкий попал на экзамен к Олегу Табакову. Монолог булгаковского Лариосика абитуриент исполнил блестяще, но вероятность быстрого ухода Сергея в армию вынудила мэтра отклонить его кандидатуру.
Долгожданное «да» будущей звезде сказали только в Щукинском училище. Парень был зачислен на курс Аллы Казанской. Также талантливый притворщик сумел «откосить» от армии: Маковецкий выступил перед призывной комиссией со спектаклем «Мигрень». Публика не была в восторге, но «белый билет» предоставила уверенно.
В 1980 году Маковецкий закончил обучение и после распределения оказался в театре им. Евгения Вахтангова. Первой профессиональной работой начинающего актера стала пьеса «Старинные водевили». Но в 80-х годах режиссеры еще не доверяли артисту главные роли, поэтому ему приходилось оттачивать свое мастерство, играя второстепенных героев.
Изменения в творческой биографии актера произошли лишь в 1989 году. Тогда Маковецкий сыграл китайца Херувима в ярком спектакле «Зойкина квартира» и был отмечен за эту работу на фестивале под названием «Московская театральная весна» специальной премией.
Спустя год Маковецкий познакомился с талантливым Романом Виктюком. Режиссер сразу отметил неординарного актера и пригласил его в свой театр. После этой судьбоносной встречи Сергей Маковецкий в течение семи лет был главным артистом в театре Виктюка. За это время он сыграл многих персонажей: Шостаковича («Уроки мастера»), Валерио («Любовь с придурком»), Илью («Рогатка») и т.д. Одновременно о молодом артисте узнали за рубежом, ведь актеры театра ставили свои пьесы в разных городах.
Сотрудничество талантливого актера и эпатажного режиссера прекратилось внезапно. Причиной разрыва стали творческие разногласия между Маковецким и Виктюком. В последний раз они сотрудничали при постановке спектакля под пророческим названием «Я тебя больше не знаю, милый».
Следующим этапом в карьере Сергея Маковецкого стали работы в антрепризах. Актер был задействован с постановках Гарольда Пинтера «Любовник» и «Коллекция», а также играл на вахтанговских подмостках Тригорина, Яго, Городничего. Артист не ограничивал себя рамками одной сцены и сотрудничал со многими режиссерами, хотя его постоянным местом работы стал театр им. Вахтангова. Именно здесь он сыграл около двадцати ролей. Поклонники актера могли наслаждаться его игрой в пьесах «Мистерия-Буфф», «Дядя Ваня», «Роза и Крест», «Евгений Онегин» и др.
Кроме того, на сцене «Современника» в пьесе «Пигмалион» Сергей Маковецкий появился в качестве приглашенного актера. В ТЮЗе (Москва) артист блистал в роли Коврина (пьеса «Черный монах»). В дополнение он активно гастролировал по городам России и за границей с моноспектаклем под названием «Неслучайная встреча».
Сергей Маковецкий решил попробовать свои силы в кино еще в конце 80-х годов. Как сообщал сам актер, до этого он лишь приходил к «Мосфильму» и смотрел на него голодными глазами. Первой киноработой Сергея Васильевича стал фильм «Экипаж машины боевой», который снимался на Одесской киностудии.
Успех пришел к артисту в 1987 году, когда на телеэкраны вышла картина «Жизнь Клима Самгина» с его участием. Еще больше внимания Маковецкий привлек к себе после участия в съемках картины «Посвященный» (режиссер – Олег Тепцов) и «Мать» (режиссер – Глеб Панфилов). Критики и телезрители отметили для себя как мастерство, так и харизму молодого актера.
В начале 90-х годов кинокарьера Маковецкого быстро пошла вверх благодаря съемкам в популярных фильмах. Так, в 1992 году артист отметился в киноленте «Патриотическая комедия», где сыграл интеллигента-отшельника.
Следующий год принес Сергею Васильевичу роль в картине «Макаров» с глубоким философским подтекстом. В этом же фильме снялась Елена Майорова, Владимир Ильин и Ирина Метлицкая. Маковецкий перевоплотился в поэта Макарова, купившего пистолет с аналогичным названием. Постепенно оружие превратилось в неотъемлемую часть героя и вытеснило другие аспекты его жизни. За эту роль талантливый актер получил приз на кинофестивале «Золотой овен» и «Киношок», а также от киноакадемии «Ника». В итоге, после выхода «Макарова» на телеэкраны Маковецкий превратился в кинозвезду и вошел в число самых востребованных артистов постсоветского кинематографа.
Режиссеры подметили интересную внешность Сергея Васильевича и стали предлагать ему необычные роли. Так, Вадим Абдрашитов пригласил Маковецкого на главную роль в киноленте «Пьеса для пассажира». Актер предстал в образе бывшего судьи, который стал проводником поезда. В одной из рядовых поездок главный герой встречает пассажира, которого раньше приговорил к заключению.
В 1995 году Маковецкий снялся сразу в нескольких фильмах: мелодраме «Черная вуаль», драмах «Трофим» и «Летние люди». Артист настолько безупречно исполнил свои роли, что кинопресса признала его лучшим актером года.
Сергею Маковецкому неоднократно приходилось играть злодеев. Так, именно такая роль досталась актеру в мелодраме «Прорва» (режиссер – Иван Дыховичный). Не менее интересным был персонаж Маковецкого в трагифарсе «Три истории» (режиссер – Кира Муратова). Он сыграл нелепого душегуба, притащившего в котельную убитую соседку. В этой же картине снялись Олег Табаков и Рената Литвинова.
Апофеозом кинокарьеры Маковецкого стало участие в съемках драмы Алексея Балабанова под необычным названием «Про уродов и людей» (1998 год). В этой киноленте артист сыграл хозяина ателье, увлекающегося порнографическими снимками. Актер настолько искусно перевоплотился в своего персонажа, что зрители по-настоящему страшились его героя.
Тем не менее, Сергею Васильевичу за свою карьеру приходилось и категорически отказываться от некоторых ролей.
К примеру, сценарий о Чикатило актер не стал даже рассматривать и выбросил из дома. Маковецкий не хотел проникать в подсознание монстра и исследовать его психическую болезнь.
В ХХI век актер вошел со статусом звезды российского кино. Но он не боялся нестандартных работ, которые делали его еще более знаменитым. Неожиданно Маковецкий снялся в видеоклипе Алсу под названием «Зимний сон». Юная Алсу предстала в образе Лолиты, Сергей Васильевич – Гумберта, а роль третьей-лишней досталась Елене Яковлевой. Этот клип стал чрезвычайно популярным, что в свою очередь положительно сказалось на карьере актера.
В 2000 году Маковецкий участвовал в съемках боевика «Брат-2», в котором также играли Сергей Бодров, Виктор Сухоруков, Дарья Юргенс и др. В этом же году на телеэкраны вышел исторический фильм «Русский бунт», основу которого составили два произведения Александра Пушкина – «История Пугачева» и «Капитанская дочка».
Сергей Васильевич стал одним из самых высокооплачиваемых российских актеров, но мог сняться даже бесплатно, если роль была интересной или чем-то примечательной. Так, Маковецкий отметился в короткометражном фильме «Ты да я, да мы с тобой» только по одной причине – актер увидел сходство с судьбой своего двоюродного брата. Его напарником в этой киноленте стал Владимир Стеклов.
В 2004 году на телеэкраны вышел фильм-катастрофа «72 метра» (режиссер – Владимир Хотиненко), который рассказывает о затонувшей подводной лодке «Курск». История о трагических событиях нашла отклик в душах тысяч телезрителей. Вместе с Сергеем Маковецким над фильмом работали такие звезды как Марат Башаров, Чулпан Хаматова, Владислав Галкин и др.
Знаменитый артист сотрудничал с самыми именитыми российскими режиссерами. Он дважды работал с Эльдаром Рязановым – при создании комедий «Карнавальная ночь-2» и «Ключ от спальни». С Никитой Михалковым артист трудился над драмой «12». В этой картине ему досталась роль ученого-физика, ставшего инициатором раскола. Кроме того, в 2010 году Сергей Васильевич появился еще в одной работе Михалкова – продолжении знаменитого фильма «Утомленные солнцем».
Также Маковецкий снимался во многих телесериалах. Но это были неординарные фильмы, превращающиеся в событие года. Так, в телесериале «Гибель империи» артист исполнил роль офицера Нестеровского, а в киноленте «Косвенная улика» сыграл Феонова. К тому же Маковецкий участвовал в создании знаменитых сериалов «Жизнь и судьба», «Ликвидация», «Петр Первый. Завещание», которые стали рекордсменами по количеству просмотров.
В 2006 году актер снялся в черной комедии «Жмурки» Алексея Балабанова. Персонаж Корона был написан специально под Сергея Васильевича. Трио Маковецкого, Анатолия Журавлева и Григория Сиятвинда напоминало известную компанию из Бывалого, Труса и Балбеса.
Одним из ярких фильмов с участием звезды, заслуживающих особого внимания, является драма «Девушка и смерть» (2012 год), режиссером которой выступил нидерландец Йос Стеллинг. Также следует отметить трагифарс Евгения Шелякина «ЧБ» (2014 год) и триллер Павла Лунгина «Родина» (2015 год).
Отдельного внимания заслуживает драма Владимира Хотиненко под названием «Поп» (2009 год). За свою роль в этом фильме Маковецкий получил Орден святителя Иннокентия. Кроме того, в 2015 году актер снялся в сериале «Тихий Дон» (режиссер – Сергей Урсуляка). Впоследствии мастерство звезды было отмечено кинопремией «Золотой орел» и призом фестиваля «Виват кино России!».
Ряд удивительных событий определило личную жизнь артиста. Маковецкий познакомился со своей женой Еленой Демченко во время съемок киноленты «Я сын трудового народа», которые проходили в Одессе. Встреча молодых актеров произошла совершенно случайно.
Как-то на киностудии Елена общалась с коллегами, и в ходе разговора один из них отметил, что женщину с ребенком никто не захочет взять замуж. Но актриса самоуверенно заявила, что если она пожелает, то на ней женится первый встречный. Таким «первым встречным» стал Сергей Васильевич. И когда Елена шутливо предложила пожениться, актер уверенно заявил: «Женюсь!». Затем женщина поинтересовалась датой свадьбы, и Маковецкий ответил, что бракосочетание будет «на майские». Именно так актер и сделал – в мае взял в жены женщину, которая была старше него на 18 лет.
Супруги счастливо живут вместе больше 30 лет и воспитывают сына Елены Дениса (от первого брака). Хотя актеры не имеют общих детей, это не мешает им быть полноценной дружной семьей. Сергей Васильевич отличается надежностью, и жена ни разу не усомнилась в его верности.
Тем не менее, в одном из интервью артист сознался, что в молодости мог выпить лишнего. После одной из таких пьянок Елена решила бросить мужа. Именно страх потерять жену и травмировать сына заставил Маковецкого отказаться от алкоголя.
Супруги часто посещают вместе кинофестивали, что вызывает повышенный интерес у журналистов. Всех интересует, как выглядит пара с настолько большой разницей в возрасте. Но Сергей и Елена отлично выглядят и прекрасно дополняют друг друга.
Актера часто приглашают на различные ток-шоу, ведь он умеет заинтересовать публику. В 2017 году Маковецкий стал гостем передачи Юлии Меньшовой «Наедине со всеми». Сергей Васильевич рассказал о своих последних фильмах, личной жизни и даже о внуках, ведь у его приемного сына уже двое детей.
Актер всегда отличался скромностью и сдержанностью. Об этом свидетельствует тот факт, что он 15 лет прожил в общежитии. За это время артист успел получить звание заслуженного артиста. Также Сергей Васильевич не забывает те места, где он родился и провел свое детство. Каждый год Маковецкий приезжает в Киев и посещает могилу матери.
Режиссеры высоко ценят талант актера и, как и раньше, приглашают сниматься в своих картинах. В 2017 году Маковецкий снялся в сериале «Трасса смерти» вместе с такими артистами как Андрей Мерзликин и Агния Кузнецова.
Также в этом году на телеэкраны вышла драма Андреса Пуустусмаа «Зеленые коты», в которой одну из главных ролей исполнил Сергей Маковецкий. Фильм рассказывает историю о двух жуликах, которые после выхода из тюрьмы должны адаптироваться к изменившейся реальности. Герои часто сталкиваются с трудностями и попадают в нелепые ситуации, выбивающие их из колеи.
В 2018 году на телеэкраны вышло четыре фильма, в создании которых принимал участие и знаменитый актер. Так, Маковецкий исполнил небольшую, но запоминающуюся роль в картине Бориса Хлебникова «День до…». Также актер отметился в сериалах «Ненастье», «Годунов» и «Зулейха открывает глаза».
Сергея Маковецкого любят миллионы поклонников, и он продолжает играть самые необычные и яркие роли. В начале 2019 года на телеэкраны вышел комедийный фильм «Подкидыш», рассказывающий историю о пятилетней девочке, потерявшейся в Москве. Маковецкому досталась особенная роль – таксидермиста Шкурина. Как рассказал сам актер, он не любит чучела животных, но в фильме ему пришлось перевоплотиться в человека, который видит в этой работе смысл жизни.
Также в мае 2019 года состоялась презентация комедии Сергея Саркисова «На Париж». Главные роли в этом колоритном фильме исполнили: Сергей Маковецкий, Евгений Стычкин и Дмитрий Певцов. Сюжет ленты повествует о том, как весной 1945 года четыре танкиста, которые еще вчера штурмовали Берлин, решают отпраздновать победу в Париже. В итоге, они отправляются в столицу Франции на трофейном автомобиле, а по дороге их ожидает множество приключений.
Комментарии
Первой женой Маковецкого была киевлянка, актриса Людмила Логийко, преждевременно ушедшая из жизни из-за тяжелого заболевания - рак. Люда была младше Маковецкого примерно на год, была счастлива с ним, но. к сожалению, недолго.
Очень нравится и как актёр и как человек
старый конченый пидераст обращается в рекламе к людям с возгласа Эй....... посмотрел бы я на его рожу если к нему так обратиться
КОНЕЧНО !!!
Сказать нравится ничего не сказать сергей маковецкий в своем деле уникум он чудо талантище дай бог ему и дальше быть сосудом в котором никогда не закончится живительная влага счастья ему покоя душевного и много много чудесных работ
Недавно посмотрела передачу Бориса корчевникова о Сергее Маковецком и ещё больше влюбилась в этого актёра, потому- что он оказался ещё и человеком хорошим. @&