Сергей Сергеевич Жилин

Сергей Жилин — биография


Сергей Сергеевич Жилин – российский пианист, дирижёр, бэнд-лидер, аранжировщик, композитор и педагог. Руководитель коллектива «Фонограф-Симфо-Джаз», сопровождающего телевизионные вокальные конкурсы, такие как «Голос».

Один из лучших джазменов страны, Сергей Жилин, не только активно выступает с концертами и гастролирует, но и записывает пластинки — на сегодняшний день в его активе 18 релизов на различных носителях: CD, VHS, DVD. Это как концертные записи, так и студийные работы, где музыкант реализует себя в различных составах: от сольных импровизаций и фортепианных дуэтов до головокружительных джем-сейшнов, с джазовыми, блюзовыми и рок-музыкантами.

Детство. Увлечения

Сергей Сергеевич Жилин родился 23 октября 1966 года в Москве. Его бабушка была педагогом по фортепиано и скрипке. Поэтому с ранних лет Сергей прилежно учился игре на фортепиано.

Он занимался в среднем по восемь часов в день. А когда в шесть лет начал учиться в музыкальной школе при Московской консерватории, то на занятия по специальности уходило не меньше времени. В итоге, он достиг хорошей крепкой формы. Но по остальным предметам у Жилина был полный провал. В короткие сроки он стал чемпионом школы по количеству двоек. А всё потому что у Сергея было слишком много увлечений – и театральная студия, и авиамодельный кружок, и гонки на велосипедах, и лыжи зимой и футбол во дворе, да ещё два вокально-инструментальных ансамбля. После восьмого класса его отчислили. Многие из тех, кого оставили учиться дальше, став повзрослее, занялись далеко не музыкой, а уж собственного оркестра больше ни у кого не появилось, кроме Жилина. Отчисление несколько ударило по самолюбию музыканта. Спустя годы он получил полное образование, но только не в России, а в Сан-Марино. У него есть диплом магистра Международной академии наук.

Сергей Сергеевич Жилин
Сергей Жилин в детстве

А пока Жилин не стал отчаиваться, пошёл в ПТУ обучаться специальности электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов. Его выбор пал на это учебное заведение, потому что там была база одного из ансамблей, в которых он играл, плюс это было близко от дома.

Если в подростковом возрасте Сергею Жилину нравились классические композиторы (особенно Григ и Рахманинов), то повзрослев, он увлёкся джазом, к чему бабушка относилась весьма неодобрительно. А началось увлечение с пластинки «Ленинградский диксиленд», случайно попавшей ему в руки.

Однажды, работая над очередной моделью самолёта, Сергей нарушил правила техники безопасности и его большой палец правой руки угодил в сверлильный станок. Палец остался цел, но пострадал (до сих пор не сгибается). Мать горе-авиатора очень расстроилась, она хотела, чтобы он был пианистом. Стоит ли говорить, как переживала бабушка. Сергей и сам успел расстроиться, потому что в джазовой студии «Замоскворечье», куда он ходил в то время, должен был состояться концерт в четыре руки, он боялся подвести товарища. Руководитель студии, увидев гипс на пальце Жилина, объявил зрителям, что гипс наложен специально, чтобы продемонстрировать публике что музыкант может справиться и четырьмя пальцами. И он действительно смог.

Музыкальная карьера

В джазовой студии ДК «Замоскворечье», куда с 1982 года ходил Сергей Жилин, постепенно сложился сыгранный коллектив, который в 1983 году получил название «Фонограф». Основой ансамбля стал фортепианный дуэт Сергея и того приятеля, которого он с покорёженным пальцем так боялся подвести на концерте, Михаил Стефанюк.

Сергей Сергеевич Жилин
Сергей Жилин на концерте

Весной 1983 года руководство ДК «Замоскворечье» одобрило проведение на его территории джазового фестиваля. С тех пор он стал проводиться ежегодно, а «Фонограф» неизменно был одним из участников фестиваля. На один из концертов в студию пришёл композитор Юрий Саульский и, услышав регтаймы Скотта Джоплина и собственные обработки «Фонографа», он пригласил ребят на Московский джазовый фестиваль.

Это было в 1986 году. Но прежде Жилину пришлось отслужить в армии, куда его призвали в 1984-м. Здесь ему повезло дважды. Первое то, что на службу его направили в Ансамбль песни и пляски военно-строительных частей Москвы. Второе то, что здание, где располагался военный оркестр, было поблизости от ДК «Замоскворечье». Солдат Жилин частенько уходил в «самоволку», сигая через забор части, чтобы поспеть на репетицию в студии. В военном оркестре он нашёл двух музыкантов, которые смогли заменить ушедших из «Фонографа» басиста и контрабасиста.

Состав участников джаз-бенда с течением времени много раз менялся и расширялся. Но тогда, в 1980-е годы, сформировался основной костяк, появилась вокалистка – джазовая певица Алла Сидорова.

После успешного выступления на Московском джазовом фестивале, коллектив выступил на фестивале «Московская осень», ежегодно устраиваемом Союзом композиторов. Публика принимала новичков благосклонно, а вот в прессе появились рассуждения, не рано ли «Фонографу» выходить на одну сцену с великанами джаза.

Сергей Сергеевич Жилин
Сергей Жилин с коллективом «Фонограф»

На эстрадном конкурсе, проходившем в Ялте в 1992 году, который для «Фонографа» вполне удачно закончился, Жилин познакомился с Павлом Овсянниковым, художественным руководителем и главным дирижером Президентского оркестра РФ. Павел Борисович оценил хороший уровень игры пианиста, способность подбирать аранжировки на ходу и стал привлекать музыканта к выступлениям своего оркестра. Так, Сергей Жилин оказался на сцене с бывшим президентом США Биллом Клинтоном, который в 1994 году приехал в Россию с визитом. Услышав оркестровые звуки, Клинтон взял саксофон (а он неплохой саксофонист), и в паре с Жилиным, сидевшим за роялем, сыграл «Summertime», потом «My Funny Valentine». С тех пор к Сергею Жилину прочно прикрепился титул «пианиста, который играл джаз с американским президентом».

Потом Жилин аккомпанировал на приёме Лайзы Минелли, Тома Джонса, были и совместные выступления с рядом разных российских звёзд. Наступил момент, когда Овсянников предложил Жилину работать в президентском оркестре на постоянной основе. Предложение было заманчивое. Ему предлагалась и интересная работа, и высокая зарплата. Но тогда пришлось бы распрощаться с «Фонографом», со своим детищем, можно сказать. На это он пойти никак не мог.

Уже в 1995 году проект Жилина преобразовался в культурный центр «Фонограф», который объединил «Джаз-трио», «Джаз-квинтет», «Джаз-секстет» и «Дикси-бенд». Сегодня «Фонограф» объединяет десять музыкальных коллективов.

В 2001 году во время фестиваля «Джаз над Волгой», проходящем в Ярославле, музыканты «Фонограф джаз-бенда» познакомились с американскими джазменами из Барлингтона (США). Те пригласили «Фонограф» на свой фестиваль. В Америке выступление коллектива было воспринято очень хорошо и оказан тёплый приём. Им даже пришлось дать шесть концертов вместо запланированных пяти.

Сергей Сергеевич Жилин

Но самой выдающейся вехой на творческом пути «Фонограф-Джаз-Квартета» было выступление в программе «офф» на самом престижном европейском джазовом фестивале в Монтре в июле 2002 года. В этой части программы обычно выступают внеконкурсные коллективы, которые приезжают в Монте за свой счёт. Однако Жилин, получив приглашение на фестиваль, смог договориться с организаторами, что «Фонографу» оплатят дорогу, проживание и заплатят гонорар. Это был исключительный случай, когда исполнители программы «офф», выступали на таких условиях. Все четыре концерта в Монтре прошли при полных аншлагах. Причём организаторам после первого концерта бенда пришлось поменять зал на более вместительный и начать продавать билеты, хотя на концерты «офф» вход обычно свободный. Невзирая на усталость, после своих концертов музыканты «Фонографа» остались для участия в ночном джеме.

В 2002 году Жилин впервые встал за дирижёрский пульт. «Фонограф» выступил в качестве аккомпанирующего оркестра в мюзикле «Чикаго» в Московском театре эстрады. Музыканты, собранные для этого проекта, почти все вошли в дальнейшем в состав «Фонограф-Биг-Бэнда».

«Джаз-бенд» ориентирован на современное электронное звучание, сочетание драйва и легкости. Сергей Жилин сам делает аранжировки исполняемых произведений.

Начиная с 2002 года, для коллектива наступила телевизионная эра. Первым проектом, который коллектив «Фонографа» стал украшать музыкальным сопровождением, были «Танцы со звездами».

Сергей Сергеевич Жилин

В 2006 году Жилин стал музыкальным руководителем, дирижёром, а позже и участником шоу «Две звезды» (в компании Анжелики Варум) на Первом канале. А с 2012 года оркестр «Фонограф-Симфо-Джаз» обеспечивает музыкальное сопровождение участникам шоу «Голос», шоу «Можешь? Спой!» и «ДОстояние РЕспублики».

В 2019 году в Государственном Кремлевском дворце «Фонограф-симфоджаз», излагающий классическую музыку на языке джаза, представил обновленную программу «Легендарные мелодии ХХ века».

Вместе с «Джаз-квартетом» Сергей Жилин регулярно выступает с «Посвящением Оскару Питерсену», своему любимому пианисту. У «Фонограф-джаз-бенда» есть своя фирменная программа под названием «На бис!», погружающая слушателей в мир самбы, блюза, latin jazz и прочих американских стилей.

За выдающиеся заслуги, концертные и студийные проекты в 2005 году Сергей Сергеевич был награждён званием «Заслуженного артиста РФ».

Личная жизнь

Свою личную жизнь джазмен тщательно скрывает. Известно только, что в первом браке у Жилина родился сын и что его второй женой была солистка одного из коллективов «Фонографа». А по большей части он женат на своей работе.

Дома у Сергея Сергевича нет никаких музыкальных инструментов. Всё, что ему нужно есть в звукозаписывающей студии, где он проводит большую часть своего времени.

Когда есть свободная минута, Жилин расходует её на занятия спортом, он ходит в тренажёрный зал.

Одним из увлечений музыканта является коллекционирование галстуков.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Сергей Сергеевич Жилин?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя