Валентина Сперантова — биография
Валентина Александровна Сперантова – известная в советское время актриса кино и театра. Заслуженная артистка Советского Союза.
Детство и юность
Кто из советских зрителей не помнит образ уборщицы по имени тетя Глаша из кинокартины «Большая перемена», впервые появившейся на большом экране в 1972 году. Эту женщину, которую словно «бес попутал» включить звонок с урока несколькими минутами ранее, знает, наверное, каждый, кто родился и жил в советское время. К слову, знаменитую роль исполнила любимая многими актриса Валентина Сперантова.
Несмотря на тот факт, что фильмография народной артистки в большей степени представляет собой эпизодические роли, «народная бабушка» с каждой из них справлялась просто блестяще. Биография актрисы достаточно трагична, но комедийные роли удавались ей мастерски.
Валентина Александровна родилась 24 февраля 1904 года в городке под названием Зарайск, который сегодня территориально относится к Московской области. Актриса по национальности, указанной в ее документах русская, так же как вся семья, которую по праву можно назвать многодетной. Отцом девушка стал Александр Дмитриевич Сперантов, занимавший должность уездного секретаря. Кроме Валентины родители воспитывали еще восьмерых братьев и сестер будущей звезды.
Когда девушке исполнилось всего десять лет, неожиданно умер отец, и вся забота о многочисленных наследниках легла на Матрену Федосеевну. Мама актрисы в условиях политической нестабильности и финансовых проблем делала все, чтобы в их семье царила атмосфера тепла и любви. Однако 1914 год принес новые трудности, связанные с началом Первой мировой войны.
Валентина старалась помочь матери в воспитании младших братьев и сестер, занявшись их творческим воспитанием. Девушка с удовольствием устраивала разнообразные творческие вечера и спектакли, которые показывала не только родственникам, но и соседям. Валентина сама шила костюмы и мастерила декорации.
Любовь девушки к театральным представлениям «захватила» и ее одноклассников, которые стали с удовольствием помогать артистке в ее постановках. Дети самостоятельно организовали своеобразный драматический кружок. Здесь они «оживляли» литературные произведения великих классиков, включая Александра Пушкина и разнообразные народные сказки. Вместе с тем Валентину Сперантову пригласили в любительский театр, где девушка выходила на подмостки в самых разных образах. К слову сказать, театром на то время руководила известный в стране скульптор Анна Голубкина.
В 1918 году девочку, которая отличается талантом и природным даром отметил один из артистов приехавший из Москвы. Именно он пригласил будущую артистку в столицу, обещая оказать содействие в ее поступлении в театральное училище. Кроме того, молодой человек обещал помочь в поисках работы и жилья. Эти невыполненные обещания стали первым большим разочарованием в жизни юной девушки, так как слова оказались лишь пустыми звуками. Тем не менее, поездка в Москву сыграла важную роль в дольней шей жизни Валентины Александровны. Будучи в городе совершенно одной, девушка уже собирала чемодан и планировала возвращение, однако заболела тифом.
За время болезни Сперантова смогла переубедить себя и приняла решение остаться. Валентина сдала экзамены и стала студенткой Высшей художественно-технической мастерской, однако спустя несколько месяцев забрала документы. А все потому, что узнала о наборе в студию известную как «Молодые мастера». Сперантова сдала вступительные экзамены и стала обучаться в заведении, которое современники знают как «ГИТИС». Выпускницей высшего учебного заведения Валентина Александровна была в 1925 году.
Фильмография и театральные подмостки
Сразу же после окончания учебы, артистку пригласили в труппу Первого государственного театра, который известен поклонникам как Театр юного зрителя. В те времена юная артистка постоянно волновалась по поводу своего внешнего вида. При росте в сто пятьдесят два сантиметра ее вес составлял всего сорок четыре килограмма, однако Валентину смущали непослушные волосы и круглые глаза. Тем не менее, по мнению окружающих на сцене девушка становилась прекрасным лебедем.
Здесь непременно нужно упомянуть тот факт, что долгое время Валентина исполняла исключительно мужские роли. Так, в 1925 году поклонники увидели ее в образе Джо Гарнера в спектакле «Том Сойер», а в 1932-м это была роль Мишки в постановке «Ровесники». За роль Тома Кенти, которую Сперантова исполнила в 1939 году в одноименной пьесе Сергея Михалкова, девушку назвали «главным мальчишкой в Советском Союзе».
На одном из спектаклей с участием любимицы публики присутствовал ирландский драматург Бернард Шоу. Какого же было его удивление, когда ему рассказали, что женщина тридцати лет исполнила роль мальчишки. Иностранец, которого проводили за кулисы к Валентине Александровне, преклонил колени перед артисткой и поцеловал ее руку, в знак уважения ее таланту.
С 1942 году Сперантова был частью бригады, которая отправлялась на фронт со спектаклями и показывала их в разных частях и формированиях Красной Армии. В 1944 году девушку пригласили в коллектив Государственного центрального театра для детей, который позднее был переименован в Академический молодежный театр России. Здесь у актрисы стали появляться женские роли. Среди самых ярких и запоминающихся образ миссис Гарпер в пьесе «Том Сойер», Коробочки в постановке «Мертвые души», Феклы Ивановны по произведению Николая Гоголя «Женитьба». Далее последовала работа над постановкой «Снежная королева», где актриса в свое время появилась как в образе Кая, так и в роли Герды.
На подмостках детского театра известная артистка работала вплоть до своей кончины. В последние годы жизни, ей все больше предлагали образы пожилых женщин, бабушек и матерей.
Работая в театре, Валентина Александровна также успевала заниматься озвучиванием мультфильмов для «Союзмультфильма». Так, ее голос можно услышать в «Тимуре и его команде», «Бумбараше», «Дядя Степа», «Мальчиш-Кибальчиш», «Золотая антилопа» и «Конек-Горбунок».
В 1953 году Сперантова сыграла свою первую роль в кинематографе. Эта был образ в комедийной киноленте «Алеша Птицын вырабатывает характер».
Спустя несколько лет в фильмографию добавился образ Савиной Клавдии Васильевны в фильме «Шумный день». Благодаря этой роли актрису узнала и полюбила вся страна. Стоит вспомнить и тот факт, что Екатерина Фурцева, которая на то время занимала пост министра культуры Советского Союза, не пропустила ленту в прокат. А все из-за того в картине использовались не цензурные выражения, худшее из которых было «дура». Но здесь на сторону режиссера Георгия Натансона встали представители партии, и фильм был показан на большом экране. Позже было отмечено, что за первые два месяца в прокате картину посмотрело рекордное количество зрителей. Их число превысило отметку в восемнадцать миллионов.
Последней ролью в кинематографе для артистки стал образ в комедийной ленте «Четыре беспокойных дня в Кудиновке», которая была показана в 1978 году.
За талант и яркие роли актриса удостоена нескольких государственных наград. В 1946 году она стала заслуженной артисткой, а спустя четыре года получила звание «Народной». За роли в таких фильмах как «Обратный адрес» и «Звоните и приезжайте» Сперантова получила премию имени Н.К. Крупской.
Личная жизнь
За свою жизнь известная актриса была замужем два раза. В первый раз она сочеталась официальными узами с Николаем Гусельниковым, который работал на стройке. В этом браке появилась старшая дочь актрисы Оксана. Через десять лет совместной жизни Николай по приглашению отправился в Казахстан на заработки. Валентина уже была известной в стране и не хотела бросать работу. В новой стране мужчина встретил другую женщину, расстояние убило любовь и постепенно их брак сошел на нет.
Вторым супругом артистки был Михаил Никонов, известный как руководитель театра имени Мейерхольда. В этом союзе родилась дочка, которую назвали Натальей. Супруги прожили вместе счастливые тридцать лет, пока Никонов трагически не скончался, немного не дожив до своих пятидесяти пяти лет. Потерю супруга женщина переживала очень тяжело.
Смерть
В семидесятых годах актриса стала жаловаться на боли в сердце. Врачи порекомендовали ей уменьшить нагрузки, однако женщина продолжала работать в прежнем режиме, не отменяя и не отказываясь ни от одной из предложенных работ. Вместе со съемками Валентина работала на радио и преподавала в театральном училище имени Щепкина.
В конце 1977 года Сперантовой стало хуже, и ее госпитализировали. Народная артистка скоропостижно скончалась 7 января 1978 года. Официальной причиной смерти врачи указали острую сердечную недостаточность.
Народную артистку похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. Фотография, которая изображена на надгробии, рассказывает, что любимая многими артистка нашла покой рядом с любимым супругом.