Валентина Владимирова — биография
Валентина Владимирова — актриса советского кинематографа, достоверно создавшая на экране образы обычных русских женщин, заслуженная, искренне любимая народом, артистка РСФР, наиболее известная зрителю по работам в картинах «Поэма о море», «Угрюм-река», «Председатель», «Белый Бим чёрное ухо», «Любушка», «Тени исчезают в полдень».
Детство и юность
Родилась Валентина в небольшом украинском селе Одесской области, в 1927 году, 22 ноября. В годы войны ее родная Васильевка была оккупирована фашистами. Когда село освободили, девушке довелось много и тяжело трудиться, пахать землю, строить избы, ухаживать за скотиной. После окончания войны Валя поступила в Харькове в инженерно-экономический институт.
Впервые попав в театр, девушка стала мечтать об актерской профессии. Оставив экономический вуз, Валентина поехала в Москву, чтобы учиться во ВГИКе. На экзамене она прочитала фрагмент из рассказа «Русские люди», что в будущем стало основной темой ее творчества. Во время учёбы девушка играла в русских драмах и украинских комедиях, девчонок и старух, несчастных и счастливых, влюбленных и страдающих. Тогда же Валя познакомилась с оператором Валерием Владимировым, своим будущим мужем. Они прожили вместе тридцать девять лет, в их дружном браке родилась Оксана, дочь.
Творческий путь
Окончив в 1955 году ВГИК, Валентина Владимирова пришла в Театр-студию киноактёра. Она рассказывала, что сразу после учебы легендарный Довженко пригласил молоденькую выпускницу в свой фильм «Поэма о море», произнеся фантастическую фразу о том, что она может выбрать себе любую роль из предложенного сценария. Валя захотела сыграть мать четырех детей — Марию Кравчину.
С легкой руки Довженко, ее стали часто снимать, а в каждой новой роли ей снова доставались заботы — хозяйство, трактора, дети, коровы, гуси… Валентина реально оценивала свои внешние и актерские данные и верила, что все ее роли не случайны. Она не мечтала о леди Макбет или королеве Марии Стюарт. Владимирова с удовольствием играла то, что ей предлагали, вкладывая в маленькие роли все, что знала и умела сегодня, не пряча ничего в надежде на какое-нибудь невероятное предложение. Сам процесс творчества доставлял ей и подлинную радость, когда все задуманное получалось на экране, и искреннее огорчение, когда хотелось что-нибудь исправить, сделать интереснее, глубже.
Последние годы жизни
В последние годы Валентина Харлампиевна иногда жаловалась друзьям, что жизнь ее оказалась прожита напрасно. В 1992 году, во времена всеобщего кризиса, она ушла из театра на пенсию. Неожиданно вскоре ее муж погиб в автокатастрофе. Перед этим с ним случился инсульт. Валентина ухаживала за мужем, буквально вытащив его с того света. Однажды он, вопреки просьбам жены, отправился в поездку, из которой уже не вернулся.
После его смерти Валентина Харлампиевна переехала из московской квартиры в небольшой пригородный домик. Она сама ходила за водой, собственноручно колола дрова, стала обычной сельской женщиной. Коллеги ее не навещали, а сама она лишь изредка приезжала в столицу.
В марте 1994 года соседи нашли Валентину Владимирову в ее подмосковном доме, она сидела за столом и, как казалось, просто тихо спала. О смерти актрисы ее поклонники и коллеги узнали лишь через несколько месяцев.
Валентина Владимирова — удивительная и достоверная в своей творческой биографии. Ее героини, простые земные женщины, продолжают и сейчас жить рядом с нами.
Избранная фильмография
- 1955 — Первый эшелон
- 1960 — Прыжок на заре
- 1968 — Виринея
- 1970 — Кража
- 1971 — Старики-разбойники
- 1974 — Любовь земная
- 1975 — Единственная
- 1980 — Последний побег
- 1992 — Белые одежды