Валерий Гатаев — биография
Валерий Гатаев – популярный отечественный кино и театральный актер. В 1986 году получил звание Народного артиста РСФСР.
Валерий Гатаев получил всесоюзную славу, как исполнитель роли главного героя в исторической драме «Тени исчезают в полдень». Он сыграл Фрола Курганова просто великолепно, однако это чуть не сломало его профессиональную карьеру. Другим режиссерам казалось, что он не сможет выйти из образа своего персонажа, и по этой причине они боялись приглашать артиста на съемки своих фильмов. Время доказало, что Гатаеву под силу перевоплотиться в героя любого жанра, причем, из любой эпохи. Он умел передать на экране настоящую глубину человеческих чувств, отличался особым шармом и невероятным чувством юмора.
Детство и юность
Родился Валерий Гатаев 16 сентября 1938 года в Казани. Национальность актера точно неизвестна, но можно предположить, что он был татарином. В начале Великой Отечественной войны отец Валерия ушел на фронт и не вернулся, поэтому все заботы по воспитанию детей выпали на долю матери. Она работала сутками напролет, чтобы прокормить семейство. В школе Валерий не блистал успехами, учился очень плохо, часто приносил домой двойки и тройки. Окончив семилетку, парень устроился на завод.
О профессии актера Валерий никогда не мечтал, он ни разу не был в театре, а в кино попадал, когда получалось пробраться в зал без билета. Поэтому подарком судьбы всегда считал случайную встречу с режиссером Марком Донским, который как раз снимал фильм «Здравствуйте, дети!». Один из артистов заболел, и ему срочно искали замену. И тут Донской увидел на улице красивого статного парня – Гатаева, и предложил ему попробовать себя на съемочной площадке. Валерию очень понравилось сниматься в кино, тем более, что съемки проходили в Геленджике – море, солнце, нетрудная работа, больше похожая на отдых, к тому же, оплачиваемый. Валерий решил, что он тоже выучится на артиста, и по возвращению в родной город стал студентом Казанского театрального училища. Позже он получит еще одно театральное образование – в филиале школы-студии МХАТ, который открыли в Калинине (сейчас Тверь) в 1962 году.
Творческая биография артиста началась с театра города Ульяновска, потом он перешел на службу в Тверской драмтеатр, на сцену которого выходил на протяжении последующих двадцати лет. Гатаева задействовали в постановках «Красавец мужчина» по пьесе Островского, «Вишневый сад» и «Борис Годунов».
Георгий Товстоногов пригласил Валерия Гатаева на работу в Ленинградский театр им.Ленинского комсомола, и артист на протяжении года трудился в труппе этого театра. Но ему приходилось часто выезжать на съемки, а это очень не нравилось режиссеру. По этой причине Гатаев ушел из театра в Северной столице, и вернулся в Тверь.
Фильмы
Свою первую роль главного героя Гатаев получил в фильме «Дочь Стратиона», вышедшем на экраны в 1964 году. Он сыграл немецкого разведчика, который выдавал себя капитаном Советской армии и получил задание разыскать командира местного партизанского формирования. Его роль досталась Николаю Крюкову. Позже оба актера встретились еще раз — на съемочной площадке картины «Туманность Андромеды» по роману Ивана Ефремова. Им достались роли членов экипажа, отправившегося в межпланетную экспедицию.
Пиком актерской популярности Гатаева стала картина «Тени исчезают в полдень», где он блестяще сыграл Фрола Курганова. Неувядающая сага режиссеров Валерия Ускова и Владимира Краснопольского принесла популярность не только Валерию Гатаеву, всесоюзную славу приобрели Петр Вельяминов и композитор Леонид Афанасьев.
Художественный совет долго не утверждал Гатаева и Вельяминова на роли главных героев. Режиссерам пришлось дать обещание, что если кадры с ними не понравятся, то они переснимут их за счет собственных средств. Однако время доказало, что выбор режиссеров оказался правильным, актеры очень органично вписались в свои образы, выглядели правдиво и натурально. Чиновникам пришлось поменять свое мнение и отношение к ним.
Когда на экраны вышла мелодрама «Вечный зов», снятая тем же творческим тандемом, где Вельяминов снова сыграл главную роль, то зрители решили, что Антон, старший из братьев Савельевых – это Гатаев. На самом деле его сыграл Валерий Хлевинский, такой же харизматичный и запоминающийся артист, как и Валерий. Лента снята по роману Анатолия Иванова.
К сожалению, ролей, аналогичных Фролу, у Гатаева больше не было. Режиссеры с опаской относились к артисту, подозревая, что ему не удастся выйти из этого образа, и он начнет проецировать его на свои последующие роли. Однако было одно исключение – роль Григория Котовского в картине «Последний гайдук». Пока столичные режиссеры не решались приглашать Гатаева в свои проекты, их молдавские коллеги сделали ставку на известного артиста, и не прогадали. Котовский в исполнении Гатаева получился очень колоритным и неординарным.
По мнению критиков, Валерий Гатаев стал заложником одного образа, точно так же, как и его коллега Вячеслав Тихонов после съемок в фильме «Семнадцать мгновений весны». Режиссерам казалось, что предел Гатаева – простой, немногословный русский мужик, и на большее он не способен. Именно по этой причине его все чаще приглашали на незначительные роли.
В 70-х Валерия Гатаева позвали на съемки картины о Георгии Седове, где он перевоплотился в матроса. Потом он появился в ленте «Последний побег», где сыграл отчима героя Алексея Серебрякова. После этого фильмография артиста пополнилась лентой «Корабль пришельцев» и фильмом «Его батальон» по произведению Василя Быкова. Снимался актер и в боевиках об оборотнях в погонах.
Далее Гатаев засветился в эпизоде фильма «Роковые яйца» по одному из произведений Булгакова, он сыграл корреспондента. Позвали артиста и в сериал «Каменская». Его герой – бизнесмен Виталий Кабанов, имеющий криминальное прошлое. В «Одном шансе на двоих» Гатаев стал главарем мафии, которого ограбила героиня в исполнении Ванессы Паради.
Валерий Гатаев, Георгий Мартиросян и Юрий Шлыков появились в картине «Плащаница Александра Невского». Их герои расследовали похищение церковных ценностей. В «Расколе», фильме о формировании большевистской партии, присутствовали такие исторические персонажи, как Владимир Ленин, Лев Троцкий, император Николай II, Юлий Мартов. Гатаеву предложили перевоплотиться в Дмитрия Сипягина, тогдашнего министра внутренних дел.
В 90-е годы работы у актера почти не было. Он сосредоточился на театральных постановках, так как кинематограф пришел в полный упадок. Все изменилось в новом веке. В 2002 году, по приглашению режиссеров Ускова и Краснопольского Гатаев засветился в мелодраме «Две судьбы». Он сыграл доктора. В главных ролях этой картины снимались Екатерина Семенова, Анжелика Вольская, Дмитрий Щербина. Далее копилка работ артиста пополнилась картинами «Дружная семейка» и «Колхоз интертеймент». В этих лентах он сыграл милиционеров. В фильме «Nexf 3» актер перевоплотился в тюремного заключенного.
Последней работой в творческой биографии Гатаева стала лента «Громовы. Дом надежды», где он появился в одном из эпизодов. Режиссеры этой семейной саги – Тимур Бекмамбетов и Александр Баранов.
Личная жизнь
Валерий Гатаев официально женился два раза. Первый раз он повел в ЗАГС девушку по имени Людмила, студентку музыкального училища. Их знакомство состоялось в Казани, Гатаев долго не решался подойти к понравившейся девушке, ему казалось, что рядом с ней он будет выглядеть неотесанным мужланом. Но однажды все же решился, пригласил ее прогуляться, и Мила согласилась. Вскоре влюбленные поженились, а в 1966 году у них родился сын Артем. Коллеги артиста видели, как он бережно относится к жене и сыну, говорили, что он настоящий семьянин, душа компании и надежный друг. Он прожил с Людмилой два десятка лет, ни разу не посмотрел в сторону другой женщины. Но потом влюбился.
В Тверском театре появилась молодая актриса – Ольга Дубовицкая, получившая распределение после окончания вуза. Девушка училась вместе с Ириной Розановой и Романом Мадяновым. Вначале Валерий просто помогал девушке освоиться в театре, потом разобраться с ролью, и не заметил, как влюбился. С этого и начались крутые перемены в его личной жизни. Он не захотел обманывать жену, поэтому подал на развод. Валерий был старше своей молодой возлюбленной на 25 лет, но это не стало помехой их счастью.
В 1987-м по приглашению Татьяны Дорониной Гатаев отправился в Москву. Они пригласила его в МХАТ им.Горького, во главе которого оказалась в результате разделения театра. Валерий согласился, но с одним условием – в труппу возьмут и Ольгу. Именно Доронина помогла молодоженам получить небольшую комнату недалеко от театра, а когда через два года Ольга родила двойняшек Татьяну и Марию, то выхлопотала актеру трехкомнатную квартиру в Сокольниках.
Дочери не пошли по стопам родителей, хоть и собирались стать актрисами. Их отговорила мама. Однако их профессии тесно связаны с театром. Одна дочь получила диплом экономического факультета ВГИКа, вторая – продюсерского.
Сын Гатаева от первого брака – Артем Гатаев, на протяжении двух десятков лет возглавляет специальный отряд быстрого реагирования Управления Росгвардии Тверской области, имеет звание полковника. Женат, супруга Татьяна родила двух дочерей, в которых Валерий Гатаев души не чаял, так же, как и в дочерях. Награжден правительственными наградами, в том числе, медалью «За отвагу», орденами «За заслуги перед Отечеством» и Мужества.
Есть информация, что именно Артем Гатаев предложил использовать другое название отрядам милиции специального назначения. Он придумал аббревиатуру СОБР – спецотряды быстрого реагирования.
Смерть
Сердце Валерия Гатаева остановилось 24 июня 2011 года. На протяжении нескольких последних лет доктора диагностировали у артиста атеросклероз сосудов ног, ему было тяжело ходить, но он по-прежнему оставался оптимистом, руководил профкомом театра. Артист умер от сердечного приступа.
Местом вечного упокоения Валерия Гатаева стало столичное Троекуровское кладбище. На могиле артиста установили памятник, где он изображен в роли Фрола, ставшей главной в его творческой карьере. Его помнят именно таким – главным героем картины «Тени исчезают в полдень».
Избранная фильмогарфия
- 1964 — Дочь Стратиона
- 1967 — Туманность Андромеды
- 1971—1974 — Тени исчезают в полдень
- 1973 — Сибирский дед
- 1980 — Последний побег
- 1985 — Корабль пришельцев
- 1990 — Очищение
- 1990 — Футболист
- 1991 — Плащаница Александра Невского
- 1991 — Похороны на втором этаже
- 1993 — Раскол
- 1994—1995 — Роковые яйца
- 1998 — Один шанс на двоих
- 1999 — Каменская-1
- 2002 — Две судьбы
- 2005 — Сыщики-4
- 2005 — Тайский вояж Степаныча
- 2007 — Громовы. «Дом надежды»