Валерий Гергиев – знаменитый российский дирижер с мировым именем, художественный руководитель и директор театра оперы и балета в Санкт-Петербурге. Народный артист РФ, обладатель высоких государственных наград.
Валерий Гергиев – выдающийся музыкант, дирижерским талантом которого давно восхищается весь мир. Человек, обнаруживший уникальный дар еще в студенческие годы, сегодня открывает волшебный мир русского искусства отечественному и зарубежному слушателю.
Будущий дирижер родился в Москве 2 мая 1953 года в семье Тамары Тимофеевной Лагкуевой и Абисала Заурбековича Гергиева. Помимо сына, названного в честь Героя Советского Союза летчика Валерия Чкалова, у пары росли две девочки – Света и Лариса.
В годы Великой Отечественной Гергиев-старший был командиром батальона. К несчастью, Абисал Заурбекович рано ушел из жизни, и матери пришлось одной поднимать троих детей.
Когда Валерию исполнилось семь лет, параллельно с поступлением в 1 класс Тамара Тимофеевна отдала его в музыкальную школу. На тот момент там уже обучалась старшая дочь Лариса. Однако, мальчик не сразу проникся миром музыки и педагога слушал неохотно: он то и дело выглядывал в окно, завистливо наблюдая, как дворовая ребятня играет в футбол. Преподаватель провел небольшой тест – наиграл мотив и предложил Валере повторить ритм. Не удовлетворившись результатом, попросил проделать то же самое снова. В итоге учитель объявил: у Валеры отсутствует музыкальный слух, пусть уж лучше занимается спортом. Спустя много лет, вспоминая этот эпизод своей биографии, Гергиев объяснил, что педагог просто не понял его – он импровизировал, пытаясь усовершенствовать звуковой ряд.
И все же, мать добилась зачисления сына в музыкальную школу. Как вскоре выяснилось – не напрасно: в короткий срок за мальчиком закрепилась репутация лучшего ученика.
В 1972 году юноша стал студентом Ленинградской консерватории, попав на курс основателя ленинградской школы дирижерского искусства Ильи Мусина. По воспоминаниям Валерия Абисаловича, студенческое общежитие консерватории стало для него настоящей школой жизни.
Здесь же в сердце Гергиева навсегда поселилась любовь к русской классической музыке и творениям Рихарда Вагнера. Это чувство пришло с первой же нотой, и стало спутником дирижера на всю жизнь.
Талант Валерия Гергиева ярко проявился еще в студенчестве. В 1976 году в составе российских конкурсантов он прибыл в Берлин, где проходил международный фестиваль молодых дирижеров им. Герберта фон Караяна. Молодому музыканту удалось выиграть гран-при этого престижного конкурса. В этом же году состоялся Всесоюзный конкурс дирижеров в столице России, где Валерия вновь ждал успех.
Дирижерским дебютом Валерия стала оркестровая постановка оперы «Война и мир» Сергея Прокофьева. Затем последовали четыре года руководства Государственным оркестром Армении, после чего музыкант стал худруком и главным дирижером Кировского театра.
В начале становления на руководящем посту Гергиев стал основателем тематического фестиваля по музыкальным произведениям Модеста Мусоргского. Сейчас такие мероприятия стали для театра традиционными.
Создавая постановки шедевров русской оперы, Валерий Абисалович приглашает именитых режиссеров и сценаристов со всего света. С 1990 года был проведен ряд фестивалей, посвященных Петру Чайковскому, Сергею Прокофьеву, Николаю Римскому-Корсакову, Дмитрию Шостаковичу.
В 1990 годах маэстро часто давал гастроли за границей. Так, в 1992 году Гергиев впервые выступил в качестве дирижера оркестровой постановки «Отелло» в Нью-Йоркской Метрополитен-опере. А в 1995 году музыкант был приглашен в Роттердам, дирижировать филармоническим оркестром. С этим коллективом в качестве приглашенного дирижера Гергиев проработал вплоть до 2008 года.
Вскоре Валерий Абисалович выступил основателем благотворительного «Фонда Валерия Гергиева», оказывающего поддержку музыкально-просветительским проектам. Маэстро стал инициатором проведения нескольких музыкальных конкурсов и фестивалей, проводимых по всему миру.
В 2007 году в биографии дирижера произошел ряд значительных перемен. С самого начала года он стал руководителем симфонического оркестра в Лондоне. По оценке критиков, коллег и поклонников, творчество Гергиева всегда яркое и неординарное, со свойственной только ему манерой прочтения произведений.
В 2012 году Гергиев совместно с Джеймсом Кэмероном принял участие в масштабном проекте – трансляции балета «Лебединое озеро» в трехмерном изображении.
В 2014 году состоялся большой концерт, посвященный великой балерине Майе Плисецкой. Вместе с музыкантами театра оперы и балета Санкт-Петербурга маэстро выступил с оркестровым произведением французского композитора Мориса Равеля «Болеро». В концертную программу также включили одноактный балет Жоржа Бизе «Кармен», оркестрованный Родионом Щедриным и «Адажиетто» из «Симфонии №5» австрийского композитора Густава Малера.
Одно из главных достижений Валерия Абисаловича и дело всей его жизни – это знаменитая «Мариинка», которой он руководит уже почти четверть века. Возглавив Мариинский театр в середине 1990-х, Гергиев приложил все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы российскую труппу признали лучшей во всем мире.
Со своими артистами художественный руководитель работает практически без выходных. Более чем за 20 лет в стенах театра воспиталось множество оперных исполнителей с мировыми именами. Гергиев вдохнул новую жизнь в репертуар, сделав упор на произведения классических русских композиторов. Постоянным партнером Гергиева стал другой именитый музыкант – Юрий Башмет. Вместе они участвуют в концертах, организовывают музыкальные конкурсы, выступают с мастер-классами в учебных заведениях по всей стране.
В мае 2016 года в сирийской Пальмире оркестр Мариинки под управлением Валерия Гергиева представил грандиозный концерт под открытым небом «С молитвой о Пальмире».
В молодости у маэстро были романтические связи, как правило, это были оперные дивы. Мама дирижера, Тамара Тимофеевна, просила сына не торопиться с выбором и подумать, сможет ли избранница стать верной женой и хорошей матерью. Поэтому молодой музыкант жениться не торопился.
Свою судьбу он встретил в 1998 году в Санкт-Петербурге, где проходил музыкальный фестиваль. Избранницей, поразившей сердце маэстро, стала девушка осетинской национальности – Наталья Дзебисова, студентка владикавказского музыкального училища. Изначально она обратила на себя внимание дирижера, став лауреатом конкурса. Вскоре симпатия переросла в настоящее чувство, и у влюбленных вспыхнул роман. Первое время молодые скрывали свои отношения – Наталья моложе Валерия почти вдвое.
Свадьба, прошедшая с кавказским размахом, состоялась в 1999 году. Поздравить молодоженов приехали гости со всей страны – почти тысяча человек. На следующий год в семье произошло счастливое событие – родился сын, которого в честь дедушки назвали Абисалом. Еще через год у пары родился второй мальчик – Валера, а в 2003 году появилась долгожданная дочь Тамара. Фото семьи знаменитого дирижера можно легко найти в Интернете.
В прессе появлялась информация, что у маэстро есть дочь Наталья – внебрачный ребенок от филолога Елены Остович.
Валерий Абисалович – футбольный болельщик. Его симпатии принадлежат санкт-петербургскому клубу «Зенит» и владикавказской команде «Алания».
Сейчас жизнь Валерия Гергиева неразрывно связана с творческой деятельностью: он придумывает новые проекты, принимает участие в концертах, продолжает руководить родным театром. После финала шоу «Ты супер! Танцы» Гергиев пообщался с участниками проекта, приехавшими из бывших союзных республик. Встреча начинающих артистов с маэстро состоялась после оперной постановки «Рождественская сказка».
В конце прошлого года Мюнхенский филармонический оркестр под управлением Валерия Гергиева дал заключительные годовые концерты. Так же в декабре на сцене мюнхенской филармонии «Гастайг» была представлена опера «Очарованный странник» композитора Родиона Щедрина. Фестиваль с участием Мариинского театра Гергиева, посвященный русскому композитору, прошел чуть позже на столичной сцене зала Чайковского.
Комментарии
ооо заябись
Спасибо , отличный дирижер.!
Очень непонятно . Я лично училась с Валерием в Орджоникидзевском училище искусств и Лариса тоже училась там же. Я на хородирижерском ,а они на фортепианном. А дирижировать он начал в училище, учился у Брискина. Под его дирижированием мы пели кантату Москва. Почему о жизни и учебе во Владикавказе ет ни слова. Теперь это учебное заведение носит имч Валерия Гергиева
Очень много читать а так норм
Уважаемый Валерий Абисалович!
Приношу тысячу извинений за беспокойство. Прекрасно сознаю объем Вашей занятости и отчаянно надеюсь, что произойдет чудо и поможет найти у Вас время и, главное, желание прочитать более чем странное обращение неведомой старой особы. Почему я обращаюсь к Вам? Потому что Вы единственный в нашей стране человек (я не шучу), способный понять причину моего к Вам обращения с проблемой, мучающей меня уже несколько лет. Недавно я вдруг поняла, что ее решение по плечу только человеку, способному совершить сверхчеловеческий концерт 5 мая 2016 года в амфитеатре Пальмиры прямо под открытым небом. Только моя проблема будет посильнее Пальмиры. Проблема заключается в создании «Планеты Чайковского»- музея-заповедника из четырех исторических мемориальных усадеб, в которых жил и создавал свои бессмертные творения П.И. Чайковский, и превращение города Клина в город Чайковского - своеобразный культурный Международный музыкальный центр – музыкальную Мекку - город международных фестивалей, привлекающий подобно Авиньону, Зальцбургу, Бонну, Вероне, Байройту и другим европейским городам огромное число туристов, любителей музыки со всех концов мира.
Немалую роль в этом и в развитии туризма может сыграть и сам город Клин - один из древнейших, неподражаемых и неповторимых русских городков. Возможно, его географическое расположение способствовало концентрации какой-то особенной мистической энергетики, способствующей пробуждению и расцвету творческих сил, располагающих к отдыху и творчеству, служащих источником творческого вдохновения. Городок, прославившийся тем, что именно здесь рождались открытия мирового масштаба в самых разных областях науки, рождались шедевры живописи, поэзии, музыки, известные во всем мире. Одно простое перечисление фамилий сделает честь любому городу. Немного городов в мире имеют такое богатейшее прошлое. Клин имеет все данные для того, чтобы стать крупным культурным туристическим центром.
Вы полагаете, что я кандидат в Кащенко. Отнюдь. Просто я полвека своей жизни отдала музею в Клину и не понаслышке знаю, что такое этот музей и каковы его возможности. Нельзя забывать, что культура – это не только наше прошлое, но и будущее. Сохранение исторической памяти – один из ключевых приоритетов. «Как говорится, если в зеркало смотрится обезьяна – лик пророка оттуда не выглянет».
Однажды мне на глаза попался потрясший до глубины души афоризм. «Есть только две бесконечности: Вселенная и человеческая глупость».
Иначе как понять существующий чудовищный, не поддающийся осознанию совершенно необъяснимый парадокс. Чем провинился Петр Ильич что его любимая страна, для авторитета которой, он столько сделал и продолжает делать постоянно «умывает руки» от необходимости беречь и заботиться о местах, которые были ему дороги и где рождалась его благословенная музыка, которая дарит человечеству неисчерпаемое наслаждение.
В книге отзывов посетителей музея есть такая запись. «Чайковский имел задание спасти людей земли от разрушения духовного. Музыку его никто не превзошел, так как по своим вибрациям она имеет высочайший энергетический уровень. Спасти человечество от гибели - это задание Творца. А задача музейных хранителей сберечь все то, что окружало и помогало в творчестве для воплощения идеи Творца». Свое мнение высказал Д.Д. Шостакович. «Нет ни одного русского композитора конца XIX или первой половины XX столетия, который не был бы обязан той или иной стороной своего творчества Петру Ильичу Чайковскому... Подобно Пушкину, он вошел в самую основу основ русского национального сознания. Без Чайковского мы не можем жить в дни нашей национальной скорби, имя его сопровождает нас и в дни побед, и в годины величайшего творческого подъема русского национального духа...».
В сентябре 2019 года Президент РФ В.В. Путин дал Поручение Правительству и Министерству культуры РФ о переводе музея-заповедника в федеральное подчинение. Музей Чайковского в Клину должен был быть включен в государственный реестр особо ценных объектов культурного наследия народов РФ и передан на федеральный уровень. Однако до сих пор никаких изменений в судьбе музея не произошло. Ни проекты восстановления усадебных построек и сооружений, ни проект реставрации и реконструкции мемориального парка так и не были осуществлены. Исторические усадьбы окончательно поставлены на грань катастрофы и без надлежащей защиты медленно, но верно подвергаются уничтожению. Не исключение составляет и территория усадьбы самого музея. В связи с расширением музейно-просветительной работы, в музее возникла острая необходимость в корректировке проекта и строительстве дополнительного музейного концертно-выставочного комплекса для организации и проведения музыкальных и музейно-выставочных мероприятий, с большим концертным залом, выставочными залами, хранилищами коллекций, помещениями для работы исследователей и проведения научных конференций, работы с детскими коллективами, работы по различным музейным программам и приема туристических групп.
В феврале 2023 г. я получила ответ из Администрации Президента. Оказывается, по информации Аппарата Правительства Российской Федерации, поручение Президента Российской Федерации от 13.09.2019 № Пр-1819 снято с контроля письмом Администрации Президента Российской Федерации от 05.03.2022 А8-3232-2 по докладу Правительства Российской Федерации.
Снято, не смотря на то, что из всех щелей звучит Чайковский, недавно его фотография с автографом В.И. Федосеева отправилась в космос. Не за горами очередной 17-й Международный конкурс им. Чайковского, очередной Музыкальный фестиваль в Клину (опять под открытым небом), в ноябре исполняется 130 лет со дня кончины композитора. В следующем году исполняется 130 лет со дня создания музея. Ничего не свято!!!!!!
Подскажите, что нужно сделать, как победить культурологическую шизофрению.
Да, для осуществления задачи создания в Клину музыкальной Мекки необходимы колоссальные средства. Но источником их может стать некоторая часть фантастических средств, обнаруживаемых и изымаемых у очередных разоблаченных мошенников, небольшие отчисления от исполнения произведений Чайковского на сценах театров, концертных залов, филармоний, добровольные пожертвования от концертов многочисленных лауреатов Международных конкурсов им. Чайковского, Благотворительных фондов, пожертвования меценатов и поклонников творчества композитора и некоторые бюджетные средства. Уверена, что в этом может поучаствовать и помочь весь мир.
Дело остается за малым. Должен появиться дирижер, руководитель оркестра, где будут жестко распределены все обязанности, и где в итоге будет потрясающий результат на все времена, пока живо человечество. Конечно, это должна быть специальная программа на много лет.
Позвольте безумное предложение включить в программу Оргкомитета 17-го конкурса посещение музея по окончания конкурса не только участниками конкурса, но и специальной комиссией для рассмотрения вопроса о создании «Планеты Чайковского». Для этого существует некая программа с аналогичным названием.
Все, что я Вам написала, мое личное видение проблемы.
«Кончаю. Страшно перечесть….».
Всего самого доброго, с низким поклоном и не иссякающей верой и надеждой.