Василий Суриков – русский живописец, автор легендарных полотен «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» и многих других. Его масштабные исторические картины стали достоянием отечественного искусства.
Картины русского художника Василия Сурикова знают и почитают во всех уголках планеты. Его исторические полотна «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин» стали мировыми шедеврами живописного искусства.
При жизни картины Сурикова много критиковали за «скученность лиц» и «композиционную кашу», а некоторые критики называли его работы «парчовыми коврами». Однако спустя время в этих так называемых недостатках искусствоведы разглядели всю прелесть суриковского стиля. В его живописи не было ничего западного, только национальный колорит и верное следование лучшим традициям древнерусских художников.
Великий русский живописец родился в Красноярске 24 января 1848 года. Суриковы являлись потомками казачьего рода, среди их предков даже был атаман одного из сибирских казачьих полков. Отец семейства, Иван Васильевич, занимал должность коллежского асессора, а мать Прасковья Федоровна вела домашнее хозяйство.
Когда Василию пришла пора учиться, семья переехала в село Сухой Бузим, куда отца назначили руководить акцизным управлением. Мальчика определили в церковно-приходскую школу, где он окончил два класса. Далее Суриков поступил в уездное училище, из-за чего ему пришлось покинуть дом родителей. Вскоре от туберкулеза умер отец, и матери ничего не оставалось, как собрать детей и вернуться в Красноярск.
Тогда у Суриковых был собственный двухэтажный особняк. На его содержание, да и на жизнь после смерти кормильца денег практически не было. Поэтому мать отдала второй этаж под съем, и таким образом в семье появились хоть какие-то средства.
Рисовать Вася начал еще в училище. Там же стал брать уроки у педагога Николая Гребнева, который выявил наличие у юноши уникального художественного дара. Первую полноценную картину молодой живописец создал в 1862 году: это была акварель «Плоты на Енисее». В настоящее время эта работа хранится в красноярском музее-усадьбе художника.
После окончания училища Василий устроился на работу писцом в губернское управление. О дальнейшем образовании пришлось забыть: финансовое положение семьи было плачевным. В свободное от работы время молодой человек продолжал рисовать, и вскоре его картинами заинтересовался местный губернатор Замятин. Чиновник нашел для подающего надежды живописца мецената, готового оплатить за его обучение в Академии художеств. Поступить с первого раза не получилось, поэтому Суриков записался на курсы живописи Общества поощрения художников Санкт-Петербурга.
Вторая попытка поступления оказалась более удачной: Василий стал вольнослушателем Академии. Прошел целый год, прежде чем юношу наконец приняли в основной класс. Студент учился старательно, внимая каждому слову преподавателя П. П. Чистякова. Прилежное отношение к учебе дало свои плоды: за годы, проведенные в Академии Суриков неоднократно удостаивался медалей и денежных поощрений. В молодости художник много времени уделял композиции, поэтому однокашники дали ему прозвище «Композитор».
Профессиональная биография живописца началась с создания полотна «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картина была написана в 1870-м, а позже автор решил продать ее П. И. Кузнецову. Первоначальная версия работы сейчас хранится в Красноярске, где сейчас открыт художественный музей имени Сурикова.
В середине 1870-х живописец побывал в гостях у Кузнецова, владевшего золотыми приисками в Хакассии. Новые места вдохновили Василия Ивановича на написание картины «Милосердный самаритянин», которую он оставил в дар гостеприимному хозяину. Работу оценили и искусствоведы, наградив талантливого автора Малой золотой медалью.
Художника неоднократно просили написать портреты на заказ, но он неизменно отказывался. Однако портретный жанр в своем творчестве он использовал охотно. В галерее Сурикова есть галерея графических изображений музыканта Ф. ф. Пелецкого, у которого он, к слову, брал уроки игры на гитаре.
Написанные в дальнейшем полотна прославили художника на весь мир. Пропуском в мир искусства стало полотно «Утро стрелецкой казни», над которым живописец трудился почти три года. После успеха картины Василий Иванович стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Суриков чувствовал, что ему необходимо творчески развиваться. Он давно задумывал путешествие за границу, но мечту долго не удавалось осуществить из-за финансовых проблем. Тогда автор продал свое полотно «Меншиков в Березове», а на вырученные деньги смог наконец отправиться в поездку. Художник побывал во Франции, Италии, Германии и Австрии, где своими глазами увидел работы прославленных мастеров.
С начала 1880-х Суриков трудился над полотном «Боярыня Морозова». Четкое следование композиции заставляло автора каждую работу начинать с зарисовки. Порой Суриков работал над эскизами по нескольку лет, и только потом переносил их на холст.
Морозова овладела мыслями Василия Ивановича после рассказов о ней, услышанных от тети Ольги Дурандиной. В самом начале работа застопорилась из-за того, что автор никак не мог подобрать подходящий типаж. Наконец он нашелся в лице другой тетки – Авдотьи Торгошиной.
Когда картина была завершена, ее разместили в галерее Передвижной выставки, проходившей в 1887 году. После успешной демонстрации «Боярыни Морозовой» живописец вернулся в родные края, чтобы понаблюдать за августовским солнечным затмением. Сегодня этюд с изображением этого природного явления находится в картинной галерее Твери.
До 1887 года портреты по-прежнему мало интересовали Сурикова. Но вдруг в творчестве художника случился переворот, и он начал творить именно в этом направлении. Появились полотна с изображением матери, брата, жены, а также автопортреты.
В 1888-м Василий Иванович овдовел. Собрав детей, он на время переехал в Красноярск и начал трудиться над полотном «Взятие снежного городка». Окончательные штрихи к картине живописец сделал спустя два года.
Василий Иванович любил переносить на холст случаи из реальной жизни. Так и с этой картиной – на ней изображена старинная снежная забава, в которой участвовал и стар, и млад. Идею подсказал младший брат, изображенный на полотне в санях. Побывав с картиной на международной выставке в Париже, Суриков удостоился золотой медали.
Живописец часто ездил по необъятным просторам Сибири, встречаясь с хакасами, остяками, вогулами. Он слушал истории местных обитателей, изучал их быт и этнические особенности. Собрав солидный багаж материала, автор приступил к работе над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Полотно писалось не только в Сибири, но и на берегах могучего Дона.
На момент возвращения в Красноярск художник уже загорелся следующей идеей – создать историческое полотно о переходе отрядов Суворова через Альпы. Образом для великого русского полководца послужил казачий офицер в отставке Ф. Ф. Спиридонов, работавший в те годы над родословной Суриковых. Для создания зарисовок пейзажа живописец отправился в Швейцарию, где провел несколько лет за работой над эскизами. Полотно «Переход Суворова через Альпы» было завершено к 100-летнему юбилею легендарного похода. Картина побывала на выставках в Москве и Петербурге, а после стала экспонатом императорской коллекции.
«Зиму в Москве» Суриков создавал три года. Ценители искусства увидели ее в 1887 году, когда автор уже начал работать над «Степаном Разиным». Несколько лет создатель трудился над этюдами на берегах сибирских и кубанских рек, долго не мог найти прототип.
Одновременно с этим шла работа над другими полотнами. В начале 20-го века Василий Иванович изучил события Красноярского бунта, и решил создать очередную историческую картину. Вскоре мастер представил полотно «Красноярский бунт 1865 года», после чего его сделали членом Союза русских художников.
После прочтения книги «Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков» писателя Забелина художник вдохновился на создание полотна «Посещение царевной женского монастыря». Прототипами главных героинь стали собственные внучки автора.
Побывав на озере Шира, Суриков начал писать картину «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Эту работу живописец завершить не смог – она так и осталась эскизом.
Несколько лет художник ухаживал за внучкой декабриста Свистунова, слывшей невероятной красавицей. Темноглазая Елизавета Августовна Шаре тоже поддалась обаянию сибиряка, и зимой 1878 года молодые люди вступили в брак. В семье родилось две дочери – Ольга и Елена. Суриковы обосновались в небольших апартаментах на Зубовском бульваре.
К сожалению, счастье в личной жизни творца было недолгим. Через десять лет после свадьбы красавица-жена умерла, оставив убитого горем супруга вдовцом. Суриков впал в жуткую депрессию, перестал писать картины, а вместо этого проводил долгие часы на могиле любимой женщины. Так продолжалось довольно продолжительное время, но потом художник все же нашел в себе силы вернуться к творчеству.
Дочь Оля подарила создателю внучку Наташу, которая стала мамой двоих хорошо известных в нашей стране личностей – Никиту Михалкова и Андрея Кончаловского.
Под конец жизни Василий Иванович стал испытывать множественные проблемы со здоровьем. Последним его путешествием за границу стала поездка в Испанию, куда он отправился в поисках вдохновения.
В тот же период в родном для творца Красноярске открылась художественная школа. Суриков вернулся на родину и занялся созданием пейзажей. Состояние его уже тогда было неважным.
Вскоре по настоянию врачей живописец отправился в Крым, чтобы пройти курс лечения. В начале весны 1916 года стало известно, что гениальный художник скончался от ишемической болезни сердца.
Согласно завещанию Сурикова, его похоронили на Ваганьковском кладбище, неподалеку от могилы любимой жены. В 1959 году советские кинематографисты сняли художественный фильм, посвященный биографии живописца.
Комментарии
Это ГЕНИЙ русского изобразительного искусства.