Вера Таривердиева

Вера Таривердиева — биография


Вера Таривердиева — российская музыковед, писательница и общественный деятель, наиболее известная как вдова композитора Микаэла Таривердиева.

Детство и семья

Вера Гориславовна появилась на свет 15 мая 1957 года в Алма-Ате, в интеллигентной семье с глубокими культурными и академическими корнями. Ее отец, Горислав Валентинович, прошел фронт Великой Отечественной войны, а в послевоенное время стал доцентом кафедры журналистики Казахского государственного университета. Мать, Татьяна Андреевна, была филологом. Вера унаследовала от родителей не только любовь к слову, но и уважение к гуманитарным наукам.

В семье также росла сестра Наталия, в будущем — известный ученый в области биологии старения. Она возглавила лабораторию молекулярных механизмов старения в Институте цитологии и генетики РАН в Новосибирске. Таким образом, обе дочери выбрали интеллектуальные и творческие направления, однако каждая пошла своим путем — одна в музыку, другая в науку.

Вера Таривердиева
Вера Таривердиева в молодости

Родительская квартира в Алма-Ате хранила атмосферу прошлого: в ней стоял старинный рояль немецкой марки «Беккер», перевезённый в Казахстан в 1928 году вместе с семьей деда по отцовской линии. На этом инструменте Горислав Валентинович часто исполнял марш Франца Шуберта, что, возможно, и стало музыкальной отправной точкой для Веры.

Уже в пятилетнем возрасте она заявила родителям о желании заниматься музыкой. Девочку начали обучать на дому, а преподавателем стал аспирант её отца, Олег Белогрудов, который параллельно являлся учеником композитора Дмитрия Кабалевского. Благодаря качественной ранней подготовке Вера поступила сразу в третий класс алма-атинской музыкальной школы имени Сергея Прокофьева — одного из ведущих музыкальных учреждений региона.

Вера Таривердиева
Вера Таривердиева

В подростковом возрасте, как позже вспоминала сама Вера в интервью программе «Наедине со всеми», её впечатлила песня Микаэла Таривердиева «Маленький принц». Услышанная в 13 лет, она оказалась для неё судьбоносной: мелодия и текст глубоко задели внутренний мир юной слушательницы, положив начало не только её профессиональному пути, но и будущей личной истории.

Образование и начало карьеры

К 1981 году Вера Колосова завершила обучение в Академии музыки имени Гнесиных — одном из самых престижных музыкальных вузов страны. Она выбрала специализацию «аналитическое музыкознание», сосредоточившись на научном осмыслении музыки как феномена культуры.

Вера Таривердиева
Вера Таривердиева

Начало её профессиональной деятельности связано с именем Владимира Горохова, профессора МГУ и докторанта её отца, который пригласил молодую выпускницу работать музыкальным критиком в газету «Советская культура». В советское время это издание играло важную роль в формировании художественных вкусов, культурной политики и музыкального дискурса. Работа в таком органе открывала доступ к важнейшим событиям в музыкальной жизни страны и формировала авторитет Колосовой как аналитика и публициста.

Карьера и творческое развитие

Завершив обучение в Академии имени Гнесиных, Вера Колосова проявила не только академическую глубину, но и исследовательскую изысканность: темой её дипломной работы стала полифония во французской музыке XIII века — период арс антикуа, связанный с зарождением многоголосия в западноевропейской традиции. Выбор столь редкой и сложноустроенной темы свидетельствовал о стремлении к интеллектуальной тщательности и к постижению истоков европейской музыкальной мысли.

Вера Таривердиева

Тем не менее, в профессиональной деятельности Колосова сосредоточилась на современной музыкальной сцене. Работая в газете «Советская культура», она регулярно публиковала статьи о новейших тенденциях в музыке второй половины XX века, от советского авангарда до западных течений. Её материалы отличались ярким аналитическим стилем, способностью выявлять внутренние связи между формой и содержанием музыкального произведения, а также безупречной языковой культурой.

Особое внимание Вера уделяла композиторам, создающим музыку на стыке традиции и новаторства. Среди её публикаций выделялись тексты о творчестве Альфреда Шнитке — одного из главных представителей советского полистилистического направления. Эти статьи не только нашли отклик у читательской аудитории, но и привлекли внимание Микаэла Таривердиева. До того как судьба свела их лично, он, по его собственным воспоминаниям, читал рецензии Веры Колосовой и был поражён их глубиной, эрудицией и точностью формулировок — качествами, редкими даже среди профессиональных критиков.

Вера Таривердиева
Вера Таривердиева

Со временем интерес Колосовой к музыке реализовался и в композиторской практике. В 2000 году она приняла участие в создании музыкального сопровождения к фильму Эльдара Рязанова «Тихие омуты», работая в тандеме с бардом и композитором Сергеем Никитиным. Эта комедийная мелодрама, наполненная тонкой ироничной лирикой, получила музыкальное оформление, в котором сочетались поэтичность и лёгкий фольклорный налёт — качества, характерные как для самого Никитина, так и для художественного вкуса Колосовой. Участие в этом проекте стало заметным эпизодом в её карьере, продемонстрировав её универсальность и способность к творческому сотрудничеству.

Личная жизнь и отношения с Микаэлом Таривердиевым

Первый брак Веры Колосовой состоялся, когда ей было всего 19 лет. По её собственным словам, решающим фактором стала не любовь, а стремление к свободе — желание вырваться из-под родительской опеки, прежде всего со стороны матери. Этот союз продлился недолго, но имел важное последствие: у Веры родился сын Василий, ставший центральной фигурой в её жизни на протяжении многих лет.

Вера Таривердиева
Вера Таривердиева и Микаэл Таривердиев

Судьбоносной для Веры стала встреча с композитором Микаэлом Таривердиевым, к которой привёл профессиональный контакт. В 1983 году, работая в газете «Советская культура», она обратилась к нему с просьбой написать статью о «Музыкальном приношении» Родиона Щедрина. Публикация привела к личному знакомству: композитор пригласил молодого музыковеда на музыкальный фестиваль в Вильнюсе, где между ними возникло взаимное притяжение. В момент начала отношений Таривердиеву было 52 года, Вере — 26.

К тому времени композитор уже имел репутацию человека темпераментного, склонного к ярким и недолговечным романам. Его первая жена, актриса Елена Андреева, родила ему сына Карена, который был всего на три года младше Веры Колосовой. Кроме того, она знала и о резонансных отношениях Таривердиева с Людмилой Максаковой — романе, завершившемся драматичной историей, ставшей основой для фильма «Вокзал для двоих». Несмотря на бурное прошлое композитора, он признавался, что после встречи с Верой всё остальное потеряло значение.

Их роман продолжался в тайне: Вера опасалась, что бывший муж узнает об измене и добьется опеки над сыном. Влюблённые встречались на «подпольных квартирах» и устраивали собственные новогодние праздники, заранее, за несколько часов до полуночи, включая на видеомагнитофоне «Иронию судьбы» и чокаясь под бой курантов на экране. Этот ритуал стал символом их тайного союза.

Вера Таривердиева
Вера Таривердиева и Микаэл Таривердиев в молодости

Отношения длились пять лет, за это время Таривердиев успел заключить ещё один — кратковременный — брак с Элеонорой Маклаковой, который продлился всего год. Развод потребовал ещё одного года юридических формальностей. В 1990 году Вера и Микаэл наконец поженились. Несмотря на официальный статус, в быту Вера продолжала обращаться к мужу на «вы» — жест, отражающий не только уважение, но и их особенную форму общения.

Пара отличалась контрастом в характерах: Таривердиев был педантичным аккуратистом, любившим порядок, Вера — человеком творческим, склонным к свободе и импровизации. Тем не менее, их брак оказался редким примером гармонии. За шесть лет совместной жизни они посчитали лишь три серьёзных конфликта. В шутку супруги договорились считать виноватой в любых семейных размолвках жену — и сдерживали это правило как ритуал.

Вера Таривердиева

Композитор усыновил сына Веры, Василия, но в 13 лет тот решил переехать к биологическому отцу. Этот эпизод, по всей вероятности, стал эмоционально непростым для всей семьи, однако он не разрушил союз супругов.

После смерти Микаэла Таривердиева

25 июля 1996 года, в возрасте 39 лет, Вера Гориславовна овдовела. Смерть Микаэла Леоновича стала поворотной точкой в её жизни, однако она не позволила личной трагедии уничтожить общее творческое наследие. Уже через 41 день после утраты она вернулась к работе и завершила мемуары мужа под названием «Я просто живу», которые были опубликованы в 1997 году в издательстве «Вагриус».

В 1999 году Вера основала Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева, проходящий раз в два года в Кафедральном соборе Калининграда. Она стала арт-директором конкурса и сменила на посту директора собора дирижёра Аркадия Фельдмана. Колосова взяла на себя не только организационную, но и просветительскую миссию, выступая на мероприятиях, давая интервью и поддерживая молодых исполнителей.

Вера Таривердиева
Вера Таривердиева

С течением времени Вера Гориславовна всё активнее участвовала в создании документальных фильмов о жизни и творчестве мужа, а также написала собственную книгу «Биография музыки», посвящённую Микаэлу Леоновичу и его художественному методу.

В ноябре 2020 года при её участии в Санкт-Петербурге прошли памятные мероприятия, приуроченные к годовщине смерти композитора. В Армянской апостольской церкви Святой Екатерины на Невском проспекте состоялся вечер памяти «Микаэл Таривердиев. Я ловил ощущения». На следующий день в Малом зале имени Глинки Санкт-Петербургской филармонии был исполнен концерт «Отражения тишины», где прозвучала полная сюита Таривердиева к фильму «Ольга Сергеевна» — ранее не исполнявшаяся целиком.

Позднее, в декабре того же года, Вера Таривердиева заразилась коронавирусной инфекцией, что помешало ей присутствовать на открытии фестиваля «Декабристские вечера» в Калининграде. Однако заболевание прошло в лёгкой форме, и она всё же успела посетить закрытие мероприятия. Там она присутствовала на концерте органиста Тимура Халиуллина «От барокко до рока» и участвовала в пресс-конференции с министром культуры Калининградской области Андреем Ермаком, обсуждая культурные итоги года и планы на будущее.

Вера Таривердиева

Пандемия повлияла и на организацию конкурса: в 2021 году отборочные туры впервые были проведены в онлайн-формате. Несмотря на сложности, инициатива Таривердиевой по сохранению и популяризации наследия мужа продолжает жить.

В 2022 году опера «Граф Калиостро» Таривердиева была поставлена в Омском государственном музыкальном театре режиссёром Александром Лебедевым. Хотя Вера не смогла посетить премьеру летом, она приехала на один из осенних показов и дала интервью местной прессе, поделившись воспоминаниями о взглядах мужа на театр и музыку.

В настоящее время

Сегодня сохранение и популяризация наследия Микаэла Таривердиева остаются центральной частью жизни Веры Гориславовны. Она продолжает действовать как хранитель памяти о выдающемся композиторе, объединяя музейную, просветительскую и культурную деятельность.

Вера Таривердиева
Вера Таривердиева

В зимнем выпуске телепередачи «Однажды…» 2023 года Вера Таривердиева поделилась редкими подробностями своей нынешней жизни и отношением к памяти супруга. Особое внимание она уделила квартире Микаэла Леоновича, которая с момента его смерти сохраняется в том виде, в каком он её оставил. Интерьер, вещи, атмосфера — всё бережно хранимо без изменений, чтобы передать дух времени и творческой личности. По словам Веры Гориславовны, в будущем квартира должна перейти в распоряжение Национального музея музыки, став мемориальным пространством, открытым для широкой публики.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Вера Таривердиева?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя