Виктор Сергеев — выдающийся кинорежиссёр и продюсер, известный как в Советском Союзе, так и в современной России. Он также занимал должность директора киностудии «Ленфильм». Виктор Сергеев удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.
Виктор Анатольевич Сергеев появился на свет 3 апреля 1938 года в городе на Неве, известном тогда как Ленинград. Его отец, принадлежавший к военной профессии, был призван на фронт с началом военных действий. В 1945 году, после завершения борьбы в Великой Отечественной войне, семье Сергеева было предписано переехать в Калининград, где и прошли ранние годы жизни Виктора.
Завершив образование в средней школе, Виктор Анатольевич определился с выбором своего будущего пути, поступив на факультет журналистики Ленинградского университета, который в настоящее время известен как Санкт-Петербургский государственный университет. Однако путь его учебы был недолгим – всего три года (с 1957 по 1960 год), и он так и не был завершен.
Информация о высшем образовании Виктора Анатольевича окутана тайной и разночтениями. Окончательно диплом о высшем образовании он получил лишь в 1972 году, став выпускником Ленинградского института культуры имени Крупской. Специализация его обучения до сих пор вызывает вопросы: существуют данные как о режиссерском, так и о заочном отделении факультета культурно-просветительской деятельности, точность которых до сих пор не установлена.
После завершения своего обучения в сфере журналистики, Виктор провел четыре года, трудясь на киностудии «Беларусьфильм», где занимал должности помощника и ассистента режиссера. В 1966 году он решил вернуться в Ленинград и начал работать на студии «Ленфильм».
Интересный момент в его биографии связан с 1966 годом, когда Сергеев впервые попробовал себя в роли сценариста. Он принимал участие в создании документального фильма под названием «Пот», который, однако, был запрещен цензурной комиссией как дискредитирующий советский строй. Пленка была уничтожена, и до сих пор неизвестно, о чем именно был этот фильм.
В 1968 году Сергеев испробовал себя в актерском мастерстве, снявшись в эпизодической роли в фильме Виктора Трегубовича «На войне как на войне». После этого и до 1986 года он продолжал работать в кинематографе, в основном исполняя обязанности помощника или ассистента режиссера. Важный вклад в его профессиональное развитие внесли совместные проекты с известными деятелями советского кино: Александром Ивановым, Владимиром Венгеровым и Динарой Асановой.
Особенно Виктор ценил опыт сотрудничества с Игорем Масленниковым над созданием культового сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», а также работу с мексиканским режиссером Серхио Ольховичем над историческим фильмом «Надежда».
Первый опыт Сергеева в роли второго режиссера пришелся на 1983 год, когда он совместно с Жаком Требута работал над мини-сериалом «Жизнь Берлиоза».
Свой дебют в качестве самостоятельного режиссера Виктор Анатольевич осуществил в возрасте 50 лет, в 1988 году, выпустив фильм «Клад» — комедийный боевик, где снимались известные актеры того времени: Александр Абдулов, Дмитрий Харатьян и Лев Дуров.
В интервью 2004 года для «Радио Свобода» режиссер признался, что дебютировать в таком возрасте было не просто, но профессиональный интерес побудил его двигаться вперед. В 1990 году, на волне перестройки, Сергеев выпустил фильм «Палач», охарактеризованный им как «жестокий», исходя из убеждения, что в хорошие времена должно быть место и для зловещего кино.
В 1991 году режиссер создал «Гения», комедию с криминальным уклоном, которая стала культовой благодаря как режиссуре, так и блестящему исполнению главных ролей Александром Абдуловым и Иннокентием Смоктуновским.
«Шизофрения», политический детектив 1997 года, встретил прохладный прием критиков, но представлял собой новаторский жанр для постсоветского кинематографа. Производство картины чуть не было свернуто в 1996 году из-за финансовых трудностей, но в итоге фильм был завершен и удостоен нескольких наград.
С 1997 года Сергеев возглавил «Ленфильм», что на время отстранило его от режиссерской деятельности. В 2002 году он вернулся к кинематографу, продолжив снимать в преимущественно криминальном жанре. К его последним работам относятся сериалы «Убойная сила», «Небо и земля», «Призвание» и фильм «Новые приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина».
Виктор также занимался продюсированием, в числе прочего став одним из создателей фильма «Молох» Александра Сокурова, награжденного на Каннском кинофестивале.
В последние годы жизни Сергеев работал над проектом «Паранойя», являющимся духовным продолжением «Шизофрении» и основанным на документальных материалах, что отражало его непреходящий интерес к российскому политическому кино. К сожалению, этот проект так и остался нереализованным из-за его смерти.
Судьба подарила Виктору Сергееву две женщины, ставших для него не просто спутницами жизни, но и музами, вдохновившими на многие творческие свершения.
Алевтина Иванова вошла в его жизнь, как весенний ветер, несущий обновление и надежду. В то время она уже воспитывала сына Никиту, мальчика с огромными глазами и не менее великой мечтой стать актером. Виктор, с первого взгляда полюбивший и женщину, и ее сына, с радостью принял роль отца для Никиты, вложив душу в его поддержку и образование. Однако судьба оказалась жестокой: потеря Никиты, ушедшего из жизни в расцвете лет от лейкоза, стала первым ударом, который пришлось пережить этой небольшой семье.
Трагедия смерти Алевтины, которая неожиданно скончалась от сердечного приступа, оставив Виктора в одиночестве с болезненной раной в сердце, стала вторым ударом. Но жизнь продолжалась, и Сергеев нашел в себе силы двигаться дальше.
Ирина Каверзина, ленфильмовская художница по костюмам, встретилась с Виктором на пути его творческого поиска. Их союз был озарен взаимным вдохновением и теплом. В их семье родился сын, судьба которого оборвалась в молодости, добавив еще одну страницу в книгу семейных трагедий Виктора и Ирины. Оставшись вдвоем, они смогли найти утешение в воспитании внучки, которая стала для них светом в конце туннеля, надеждой и смыслом продолжать жить и творить.
В последние годы своего земного пути Виктор Анатольевич испытывал серьезные проблемы со здоровьем, однако не прекращал творческую деятельность. Его жизнь оборвалась 19 ноября 2006 года в столице России, Москве, где причиной кончины стало заболевание лейкоз. После его кончины, тело было перевезено в Санкт-Петербург, где и нашло свой последний приют. Местом упокоения Виктора Анатольевича Сергеева стало Комаровское кладбище, где его могила и по сей день напоминает о великом вкладе, который он внес в российскую культуру и кинематограф.