Владимир Федоров — известный советский и российский артист, также прославившийся как физик-ядерщик. Особую популярность снискал за исполнение образов героев-карликов, среди которых наиболее знаковой стала роль Черномора в киноленте-сказке «Руслан и Людмила».
С рождением Владимира Анатольевича Федорова медицинские работники настойчиво советовали его матери отречься от младенца, мотивируя это тем, что уход за ребенком с диагнозом карликовости будет чрезвычайно обременительным. Они предлагали использовать его тело для научных целей, однако мать Владимира, проявив невероятное мужество и решимость, отвергла эту идею, настаивая на том, что она воспитает своего первого ребенка, невзирая на все трудности.
Внешне Владимир был похож на своего дедушку, что вызывало у его родителей опасения на протяжении десяти лет после его рождения относительно возможности завести еще детей. Однако, когда появились двое его братьев, оказалось, что они не унаследовали генетические особенности деда и родились со стандартным ростом.
Родители Владимира мечтали о достойном наследнике и относились к его необычности с пониманием. В воспитании они не уходили в крайности, наоборот, делали акцент на развитии его способностей и умений. Его игрушками часто были инструменты, такие как гайки и отвертки, а уже в шесть лет он проявил глубокий интерес к радиотехнике – области, в которой его мать, инженер-конструктор, могла его поддержать и наставить. Рождение и воспитание в Москве давали Владимиру Федорову прекрасные возможности для развития.
Жизнь семьи Федоровых резко изменилась, когда Владимир учился в седьмом классе: его мать попала в больницу, а отец ушел к другой женщине. Владимиру, как старшему сыну, пришлось брать на себя заботу о младших братьях. Он начал зарабатывать, фотографируя и ремонтируя электроприборы, что позволило ему поддерживать семью.
Несмотря на сложности, Владимир не оставлял учебу, усердно изучая физику. После окончания школы он поступил в МИФИ, где обучался на физика-ядерщика, а затем посвятил два десятилетия работе в Курчатовском институте. В дальнейшем Владимир Анатольевич Федоров сделал блестящую карьеру научного сотрудника, автора многочисленных научных работ, которые были переведены на различные языки мира.
Будучи истинным представителем технических наук, Владимир Анатольевич Федоров долгое время был вдали от сценического искусства, предпочитая не ступать на театральные подмостки и избегая мест, связанных с Мельпоменой. Однако судьба распорядилась иначе, и в 1972 году, во время посещения джаз-клуба, к нему подошел ассистент режиссера Александра Птушко с предложением испытать себя в роли волшебника Черномора в новом кинопроекте по мотивам произведения Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Владимир, вопреки собственным убеждениям, согласился, и так началась его карьера в кинематографе.
К началу 80-х годов Федоров уже имел за плечами внушительный опыт в кино, снявшись в семи фильмах. Хотя его роли были в основном эпизодическими, он имел удовольствие работать в проектах с участием таких мастеров сцены, как Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Зиновий Гердт, и Ролан Быков в комедии Марка Захарова «12 стульев», где ему досталась роль вора.
Владимир Анатольевич превосходно сыграл роль шута в фильме «Легенда о Тиле», в роли пирата появился в «Кольцах Альманзора», а в экранизации знаменитого произведения Николая Гоголя «Нос» ему досталась роль карлика.
Главным творческим достижением Федорова стала его роль в научно-фантастическом фильме 1980 года «Через тернии к звездам», где он блестяще исполнил образ Туранчокса, диктатора-технократа, правителя планеты, страдающей от техногенной катастрофы. В этом проекте его партнерами стали Александр Лазарев, Вацлав Дворжецкий, и Елена Фадеева.
На протяжении следующего полутора десятков лет Владимир Анатольевич был востребован в кинематографе, участвуя в проектах, требующих актера его роста. Он работал в лентах, ставших классикой советского кино. В частности, он оставил яркий след в гриме инопланетянина в желтых штанах в фантастической трагикомедии Георгия Данелии «Кин-дза-дза». В 1985 году он сыграл в сказке «После дождичка в четверг», где среди звездного актерского состава включающего Олега Табакова, Татьяну Пельтцер, и Георгия Милляра, Федоров предстал в образе оборотня (Волосатенького), сопровождая таких персонажей как Кощей Бессмертный, Баба-Яга и Жар-птица.
В конце 1980-х Владимир Бортко поручил Федорову роль существа в фантастической драме по повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», где он убедительно изобразил переходный этап превращения собаки в Шарикова, роль которого исполнил Владимир Толоконников.
В 90-х годах Владимир Федоров играл роли, отражающие дух времени – от киллера до бизнесмена, включая и образ заключенного. Новое тысячелетие принесло ему возможность воплотить в жизнь персонажи из классических литературных произведений. Так, в экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» режиссера Владимира Соловьева он сыграл стрелочника, а в фильме по «Преступлению и наказанию» Федора Достоевского – секретаря Лужина.
Завершающей точкой в его актерской карьере стала роль могильщика по кличке Великан в криминальном боевике «Бомбила-3» 2013 года.
Личная жизнь Владимира Анатольевича Федорова была полна драматичных поворотов, напоминающих сценарий захватывающего киноромана. По словам актера, в любовных делах ему долгое время не везло, причем его предпочтения в женщинах усложняли ситуацию: его влекли высокие блондинки. Первый серьезный романтический опыт Владимир Анатольевич получил в 25 лет, причем весьма необычным образом – его первая партнерша оказалась случайной знакомой, из прически которой внезапно выпала банка из-под килек в томате, на которой держалась вся прическа.
Через два года после этого события Федоров встретил женщину, за которую вскоре женился, однако их брак оказался недолгим: супруга ушла к другому мужчине, что стало для Владимира настоящей трагедией, чуть не стоившей ему жизни.
После этого он еще трижды вступал в брак. От второй жены, Али, у него родился сын, который, к сожалению, умер в родильном доме. Позднее у пары появился еще один сын, Михаил, который трагически погиб от рук воров, проникших в их дом.
С этой женой актер прожил 15 лет, но в конце концов оставил семью, поскольку семейная жизнь его утомила. Когда он попытался возобновить отношения, было уже поздно – брак не удалось восстановить.
В третьем браке у Владимира родились две дочери, одна из которых унаследовала отца и тоже стала карликом. Во время этого брака Федоров завел роман с молодой поклонницей Верой, которая была младше его на 35 лет. Его жена Елена также нашла себе нового партнера. Не выдержав жизни в таких условиях, Владимир ушел к сыну, куда вскоре переехала и Вера. В итоге они поженились и обвенчались в церкви.
В последние годы своей жизни, находясь в преклонном возрасте и пережив инсульт, Владимир Анатольевич Федоров столкнулся с ограничениями, которые не позволяли ему вести активный и насыщенный образ жизни. Несмотря на уход из мира кино, он продолжал оставаться преданным своей первой любви – науке, которой посвятил значительную часть своей жизни.
В дополнение к перенесенному инсульту, Федоров боролся с сердечно-сосудистыми заболеваниями, что стало серьезным испытанием для его здоровья. К сожалению, 18 мая 2021 года Владимир Анатольевич скончался. Официальная причина его смерти не была объявлена публично. Его уход стал большой потерей для мира кино и науки, а также для всех, кто знал его и ценил как талантливого актера и ученого.