Всеволод Мейерхольд (настоящее имя – Карл Казимир Теодор Мейергольд) – русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика».
Основываясь на традиционном театре, Всеволод Мейерхольд, вдохновлённый революцией, использовал нетрадиционные режиссёрские приёмы и ставил спектакли нового формата. Он придумал собственный метод монтажа сценического действия и биомеханику. Его жизнь трагически оборвалась, но он успел сделать многое для развития театрального искусства. Константин Станиславский, несмотря на все разногласия, называл Мейерхольда своим единственным творческим наследником.
Карл Казимир Теодор Майергольд родился 9 февраля (28 января) 1874 года в Пензе. Он был восьмым ребёнком в семье обрусевшего немца, винозаводчика Эмилия Фёдоровича Майергольда. Мать будущего режиссёра, Альвина Даниловна (урождённая Неезе), в отличие от мужа была возвышенной натурой и привила Карлу, да и другим своим детям, любовь к театру. Она часто дома устраивала театрализованные музыкальные вечера. Карл Мейерхольд с лёгкой руки матери стал участником Пензенского кружка любителей театрального искусства, где исполнил свою первую значительную роль в театре – играл Репетилова в спектакле «Горе от ума». В 18 лет он там поставил свой первый спектакль, премьера которого совпала с днём смерти его отца. Однако из-за этого печального события премьеру не стали отменять.
После окончания мужской гимназии в 1895 году Мейерхольд поступил на юридический факультет Московского университета. Через год он проявил свой бунтарский характер – отошёл от семейных традиций, приняв православие (родители были лютеране), поменяв имя на Всеволода в честь любимого писателя Гаршина, поменяв учебное заведение и женившись на подруге детства актрисе Ольге Мунт.
Толчком к таким кардинальным переменам стала постановка Константина Станиславского «Отелло». Посмотрев неординарный спектакль, Мейерхольд понял, что театр – его призвание и перешёл из университета на актёрский курс театрально-музыкального училища при Московском филармоническом обществе к соратнику Станиславского, режиссёру и драматургу Владимиру Немировичу-Данченко. В 1898 году он, один из 14 избранных выпускников, стал участником труппы только что созданного его педагогами Московского Художественного общедоступного театра. Первыми ролями Мейерхольда в МХТ были – Василий Шуйский в постановке «Царь Фёдор Иоаннович» по пьесе А. К. Толстого, принц Арагонский в «Венецианском купце» по Шекспиру и Треплев в «Чайке» А. Чехова. За два сезона им было сыграно 18 ролей, но слава пришла к Мейерхольду не на актёрском поприще.
В 1902 году начинающий режиссёр осуществил свои первые постановки. Вместе с группой актёров после ряда разногласий с Немировичем-Данченко он покинул Художественный театр и создал «Товарищество новой драмы» в Херсоне. С актёром Александром Кошеверовым Мейерхольд ставил пьесы того же А. Чехова, Г. Гауптмана, М. Горького и А. Толстого. За три сезона было создано порядка 200 спектаклей. Именно тогда в мейерхольдовских постановках зародился неповторимый «почерк» – ставились акценты не на психологизме (как у Станиславского), а на внешней выразительности и пластике. Недавно возникший театр много гастролировал. Но поскольку провинциальные города были неподходящим местом для творческих экспериментов, Мейерхольд уехал в Москву, где Станиславский предложил талантливому ученику совместную работу по созданию филиала МХТ – Театра-студии на Бородинской. В качестве режиссёра в 1905 году Мейерхольд готовил три спектакля, однако им не суждено было выйти, поскольку на генеральных репетициях Станиславский категорически отверг выбранный Мейерхольдом способ построения мизансцен и закрыл студию.
Новым этапом творческих исканий Мейерхольда было сотрудничество с петербургской актрисой Верой Комиссаржевской. Он стал главным режиссёром её Драматического театра на Офицерской улице и поставил там 13 спектаклей, воплотив, наконец, свои некоторые идеи по созданию зрелищного театра. Его постановка «Балаганчика» А. Блока в 1907 году положила начало так называемого «условного театра», идущего от текста, а не от действия. Однако и этот спектакль, и постановки по пьесам уже популярных авторов интеллектуальной драмы (Г. Ибсена, М. Метерлинка, Л. Андреева) не принесли успеха театру на Офицерской, публика всё реже стала посещать студию. Вера Фёдоровна, как бы она не обожала Мейерхольда и его творчество, вынуждена была его уволить.
И всё же «Балаганчик» Мейерхольда вызвал большой резонанс как в зрительских кругах, так и среди критиков Петербурга. Мнения были диаметрально противоположные. Но так или иначе, спектакль стал явлением в театральной жизни столицы и автора постановки пригласили сначала в Мариинский, а затем в Александринский театр освежить закоренелое ритуальное однообразие и академизм этих театров. Он страстно проработал в императорских театрах 10 лет, постоянно конфликтуя с их изнеженными высокомерными актёрами. В экспериментальном духе Мейерхольд сумел поставить 21 драму и 10 музыкальных спектаклей, включая шедевральный «Маскарад» по М. Лермонтову на сцене Александринского театра. Режиссёрская партитура «Маскарада» гармонично связала филигранную работу художника А. Головина, музыку, игру актёров, мизансценический рисунок, ритм и темп в единое целое. Буржуазный по сути спектакль готовился шесть лет, на него были потрачены небывалые для тех времён средства. Вышел он в дни февральской революции 1917 года и стал своего рода последним аккордом в творчестве Мейерхольда перед тем, как режиссёр окунулся в стихию агитационного театра.
Грянула Октябрьская революция, которая явно нуждалась в таких новаторах и бунтарях как Мейерхольд. И ему, жаждущему экспериментировать, эпоха перемен пришлась по душе. Режиссёр сменил свои элегантные наряды и шарфы на рабочую куртку и фуражку со звездой. Далее он вступил в ряды РКП(б), стал заведовать Курсами мастерства сценических постановок, к годовщине революции поставил первый гротесковый советский спектакль «Мистерия-буфф» по В. Маяковскому, оформленный художником-авангардистом К. Малевичем. Ведя курсы мастерства, для создания актёров нового типа, Мейерхольд придумал особую систему упражнений с тем, чтобы актёры были сродни цирковым – мобильными, физически сильными и способными быстро выполнять любую задачу на сцене. Свою систему он назвал биомеханикой.
В 1919–1920 годах, гастролируя по Крыму и Кавказу, Всеволод Мейерхольд угодил под арест белогвардейцев, провёл несколько месяцев в новороссийской тюрьме и чуть не был расстрелян, но смог избежать злой участи, благодаря очередной смене власти.
Осенью 1920 года по приглашению наркома просвещения А. Луначарского режиссёр возглавил театральный отдел Наркомпросса. На этом посту он стал вести борьбу с академическими театрами (больше всех досталось его бывшим учителям) и официально объявил новый курс искусства — «Театральный Октябрь». Смысл курса состоял в том, что в связи с переменой государственного строя всем художникам необходимо выпускать только политизированные спектакли. После реорганизации театрального отдела, Мейерхольда освободили от должности, но зато ему дали возможность организовать собственный театр в Москве. Поначалу театр назывался «Театр РСФСР-1», в 1923 году был переименован в театр имени Всеволода Мейерхольда (ТиМ), а в 1926 году получил статус государственного. На его сцене режиссёр поставил вторую редакцию «Мистерии-буфф», следуя своей программе «Театрального Октября».
С 1921 года Мейерхольд стал преподавать в экспериментальной мастерской государственных театральных курсов, формируя новый тип актёров по собственной системе. Его имя не сходило с афиш, со страниц театрального журнала, «Крокодила» и «Смехача», газетных столбцов. Он был героем комических куплетов, театральных пародий и миниатюр. Неудивительно, что каждое его выступление на какой-нибудь конференции или в диспуте, долго разбиралось, его речи воспринимали как творческий постулат. Наряду с Владимиром Маяковским он был лидером нового революционного искусства. В Политехническом музее и театре «Эрмитаж» регулярно проходили его публичные ожесточенные споры с другим гигантом театра –Александром Таировым.
В личной жизни режиссёра на пике его славы тоже происходили изменения. В 1924 году он, оставив троих дочерей, развёлся с тихой безропотной Ольгой Мунт и женился на пришедшей в его театр роковой красавице Зинаиде Райх, которая прежде работала секретаршей в Наркомпроссе. Этот брак мгновенно стал объектом злословия со стороны газетных циников и досужих сплетников. Историю их любви превратили в банальную мелодраму. Писали, что престарелый известный режиссёр ушёл из семьи к молоденькой статистке. Однако всё обстояло не так. Райх после брака с взбалмошным неспокойным Сергеем Есениным смогла, наконец, осуществить свою мечту о семейном очаге. Она стала не только первой актрисой театра Мейерхольда и его единомышленницей, но и заботливой женой, мягким другом.
Жизнь эффектной творческой пары со временем стало омрачать то обстоятельство, что у Зинаиды Райх была психическая болезнь, которая прогрессировала в моменты сильного эмоционального напряжения. Актриса могла впадать в апатию или, наоборот, проявлять агрессию. Она всегда была желанной гостьей на правительственных приёмах. Однажды на большом мероприятии в Кремле она закатила публичную сцену не больше не меньше как М. Калинину, известному своим пристрастием к молоденьким балеринам, выкрикнув: «Все знают, что ты бабник!». Мейерхольд частным образом консультировался с психиатрами, но отдавать супругу в клинику не решался.
Когда в 1937 году на Мейерхольда посыпалась критика, болезнь Райх обострилась, и она написала Иосифу Сталину откровенное письмо, которым хотела защитить своего мужа, но вышло так, что погубила и его, и себя.
Приход Зинаиды Райх в ТиМ в 1924 году привнёс свои коррективы в жизнь театра. Мейерхольд уволил прекрасную актрису Марию Бабанову, исполнявшую прежде все главные роли. Уволился великий Эраст Гарин. А после того как режиссёр распределил роль Гамлета своей жене, Николай Охлопков сгоряча подал заявку на роль Офелии и был за это уволен. Райх была очень пафосной актрисой, что далеко не всем нравилось.
В 1928 году ГосТиМ чуть не закрыли из-за того, что Мейерхольд с Райх задержались на несколько дней во Франции, куда они ездили для лечения и ведения переговоров о предстоящих гастролях. Незадолго до этого из зарубежных гастролей в СССР не вернулись Михаил Чехов и Алексей Грановский. Власти предположили, что Мейерхольд поступит также. Но это было абсолютно исключено. Надо было понимать, насколько режиссёр был честен и верен революционным идеям. Двумя годами позже во время гастролей в Берлине при встрече с Михаилом Чеховым он признался в этом бывшему мхатовскому актёру.
В 1934 году Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» с Зинаидой Райх в роли Маргариты Готье. Спектакль не понравился Иосифу Сталину. Он счёл его слишком буржуазным. Актриса написала волнительное письмо руководителю государства. Откровенные письма Сталину в 1930-е годы считались очень плохим тоном, поэтому власти незамедлительно затеяли травлю Мейерхольда и его супруги. Началось всё с того, что в газете «Правда» появилась статья Платона Керженцева «Чужой театр» с яростной критикой «буржуазных формалистских позиций» ТИМа, а в январе 1938 года театр закрыли.
Простив все обиды, Мейерхольда «приютил» Станиславский, взяв его вторым режиссёром в свой Оперный театр. После смерти Станиславского в августе 1938 года Мейерхольд возглавил театр. Он закончил постановку оперы «Риголетто», начал репетировать оперу «Игрок» и балет «Стальной скок», но этим спектаклям не суждено было встретиться со зрителями.
В ночь с 19 на 20 июня 1939 года Мейерхольда арестовали в Ленинграде. В его московской квартире был произведён обыск, а через несколько дней Зинаида Райх была жестоко убита в собственной постели. Убийц впоследствии так и не нашли.
Несколько месяцев Мейерхольда продержали в Лубянской тюрьме. После допросов и пыток он подписал все обвинения против себя и нескольких деятелей культуры, на которых ему указали, но перед смертью от своих показаний отказался. 2 февраля 1940 года его расстреляли, обвинив в контрреволюционной деятельности. Последней весточкой от режиссёра из тюрьмы было горькое письмо Председателю Совета Народных Комиссаров СССР В. Молотову, где он рассказал об унижениях и избиениях 66-летнего старика.
В 1955 году Всеволод Мейерхольд был посмертно реабилитирован. Поскольку доподлинно неизвестно, где находится его могила, внучка режиссёра Мария Валентей установила на могиле Зинаиды Райх общий памятник. Он находится на Ваганьковском кладбище в Москве.
Комментарии
А как человек может родиться в 1974 и умереть в 1940???????
Вопрос некорректный. Современный театрал знает режиссера только по биографическим описаниям. Не убедительно. Я лично верю Остапу Бендеру, который в поисках стульев забрел в театр, где шла "авангардная" постановка. По стилю похожая на стилистику Мейерхольда. Агафья Тихоновна шла по канату и "гукалась" на стул. Умному герою такое действо не понравилось. И мне тоже...
Похорон Мейерхольда не было. Он же был расстрелян в застенках, прах свалили в общую могилу. Похоже, что это фото с похорон Есенина.