Юнна Мориц — биография
Юнна Мориц – поэтесса, переводчик, автор сценариев и поэтических книг. Награждена орденом «Знак Почета» в 1987 году и многочисленными отечественными премиями.
Свой первый стих Юнна Мориц написала в четыре года, и с тех пор не растратила своего дара видеть окружающее глазами детей. Ее стихи учат дружить, любить природу, творить добро. Это особенно актуально в наши дни, когда персонажи детской литературы становятся все более странными и вызывают недоумение родителей. Сложно подсчитать, сколько поколений выросло на ее детских песенках – «Крошка Енот», «Собака бывает кусачей», «Ёжик резиновый», «Большой секрет для маленькой компании», «Земляничный дождик». Сказочный мир поэтессы не оставляет равнодушных – ее поэзию читают и взрослые и дети.
Детство
Юнна Мориц родом с Украины. Она родилась 2 июня 1937 года в Киеве, в еврейской семье Пинхуса Морица, инженера транспортных коммуникаций. Мама девочки в свое время окончила гимназию, попробовала свои силы в нескольких профессиях. Она была преподавателем французского языка и математики, потом устроилась медсестрой.
Детские годы будущей поэтессы нельзя назвать счастливыми. Семья из четырех человек занимала маленькую комнатушку, где не было места даже для самого необходимого. Для Юнны и ее сестренки даже не ставили кровать, во-первых, ее некуда было ставить, во-вторых, ее просто не было.
В 1937 году сталинские репрессии достигли своего апогея, не обошли они стороной и семью Мориц. Отец был арестован в результате доноса, несколько месяцев его пытали, но доказать вину не смогли, и отпустили. Это заключение плохо сказалось на его здоровье, зрение начало падать катастрофически.
В начале войны Морицы эвакуировались на Южный Урал, в Челябинск. Юнне исполнилось 4 годика, когда она представила родителям свое первое сочинение – смешной стишок про ослика, съевшего свою таблетку. После того, как Киев освободили от фашистов, они вернулись в родной город. Девочка пошла в первый класс. Школьный аттестат она получила в 1954-м, и в том же году стала студенткой филологического факультета Киевского университета. Юнна поступила на заочное отделение, так больше времени оставалось на творчество. Ей дали комнату в общежитии вуза, чему она была несказанно рада после тесноты родительского дома.
В то время ее поэзию уже публиковали в газете «Советская Украина». Мориц проучилась только год, а потом решила переселиться в Москву и продолжить обучение в столичном Литературном институте.
Талантливую поэтессу приняли на отделение поэзии, и она продолжила свою творческую биографию. В 1957-м Юнна выпускает свой первый сборник стихов под названием «Разговор о счастье». Она должна была сама обеспечивать себя, поэтому просится на работу в типографию. Ее взяли на должность корректора, работала она ночью, и эта привычка трудиться, когда все отдыхают, осталась у нее до сих пор.
Юнна всегда отличалась активной жизненной позицией, ее интересы распространялись на разные отрасли. По этой причине она оказалась на ледоколе «Седов», который следовал в Арктику. Она увидела много нового и необычного, познакомилась с летчиками, моряками, полярниками, которые работали в очень сложных условиях Крайнего Севера. Ее так поразило увиденное, что поэтесса немедленно отразила его в своих стихах.
Ее стихи отличались остротой, касались серьезных тем, и в 1957-м она чуть не поплатилась за них. Руководство вуза решило исключить студентку из института, как распространителя нездоровых настроений. Но она все же сумела задержаться в стенах этого учебного заведения, и в 1961 году получить диплом. После экспедиции в Арктику Мориц свои впечатления от поездки выплескивает в небольшом сборнике прозаических произведений – «Рассказы о чудесном».
Творчество
Юнна выпускает свою первую книгу под названием «Мыс Желания», по аналогии с Новой Землей, которую поэтесса посетила еще в студенческие годы. Эта книга вышла при активной помощи Н.Тихонова, сама Мориц с этим бы не справилась, потому что уже тогда ей инкриминировали антисоветскую пропаганду. Несмотря на публикацию, автор оказывается в «черных списках», и ее произведения запрещены в СССР. Ее стихи просто перестали публиковать, и длилось это на протяжении десяти лет. На свой страх и риск заведующий поэтическим отделом «Молодой гвардии» В.Цыбин напечатал в этом журнале стих Мориц «Кулачный бой», и был уволен буквально на следующий день.
Юнна Мориц — Кулачный бой
Мне, узкоглазой и ширококостной, Февральским утром в год бы високосный, Когда по небу мечется заря В тулупе красном, речью бы несносной На Лобном месте мне б гневить царя И крикнуть: – Царь! Ты много войска маешь, Но ни черта в стихах не понимаешь, Черства твоя порода и глуха… Опричнина – жестокая затея, Кровопролитье – до-о-о-лгая затея, Опричник зря кровавый бой затеял Со мной на понимание стиха. Вот он впрягает шею, руки, плечи В дилемму – не убить, так искалечить, Но – не читать, не слышать, не видать, Столкнуть с Земли, покончить с днём рожденья, В то солнечное, яркое сплетенье Строфы, – ногой, обутой в хром, поддать! О, как всего, что с лёту не понятно, Боятся те, кто носит крови пятна На рукавах камзола!.. Вникни, царь. Поэт – это священная корова, И если государство нездорово, Ты песню топором не отрицай! Ведь кто бы смог из преданного войска Смочить траву слюной такого свойства, Чтоб ты глотал метафор молоко, И мозг светлел и улыбалось тело?.. Я стóю плахи, но не в этом дело, А дело в том, что царство – велико, А в нём одним опричникам легко. А топоры – не лёд, они не тают, И головы, как яблоки, слетают С мертвецким стуком с Лобного крыльца, И мозг чернеет, истуканом – тело… – Ты стоишь плахи! – Царь, не в этом дело. Казни меня, но государство в целом Вполне достойно лучшего конца!..
Даже в запретах поэтесса сумела найти положительный момент. В эти годы она начала писать для детей, ее печатали в журнале «Огонек» в рубрике «Для младших братьев и сестер». Именно тогда из-под ее пера выходят замечательные строчки, где главные герои – резиновый ежик, пузатый чайник, бегающий пони, понравились миллионам советских детишек. Всего поэтесса выпустила для детей 8 книг, причем на вопрос, для какой возрастной категории она так старается. Юнна неизменно отвечала, что от нуля до 500 лет.
В 1970 году Мориц издает свое второе детище – книгу «Лоза». Туда вошли все наблюдения поэтессы в повседневной жизни, воспоминания о прошедшей войне, зарисовки городской жизни. Стихи получились резкими и суровыми, но сквозь них явно прослеживается чувственность и ранимость автора.
Расцвет творческой деятельности
В годы творческого расцвета Мориц стала автором 8-ми сборников лирики, среди которых самыми заметными стали «При свете жизни», «Избранное», «Суровой нитью», «Синий огонь», «Третий глаз». Поэзия Юнны содержит точные рифмы, метафоры, автор отбрасывает браваду и излишний пафос. Ее герои – темпераментные, категоричные, бескомпромиссные.
Мориц не печатали 10 лет, начиная с 1990-го до начала нового века не вышло ни одной книги автора. Зато потом поклонники поэтессы смогли насладиться чтением сборников поэзий «Лицо» и «Таким образом». На страницах есть ее авторские рисунки. В 2005-м Юнна выпускает еще одну книгу – «По закону – привет почтальону».
Этот сборник – своеобразное обращение к читателям, которые дорожат человеческим достоинством и считают его превыше всего. Мориц много времени отдает переводам, среди которых особое внимание уделяет своим любимым зарубежным поэтам – Р.Гамзатову, О.Уайльду, К. Кавафису, Ф. Гарсиа Лорке, С.Вельхео.
В 90-х поэтесса начала пристально заниматься политикой. Она участвовала в радикально-демократических движениях, давала оценку текущим событиям в стране, выступала на радиостанции «Свобода».
Поэтесса получила множество престижных наград. В ее копилке есть премии им.Сахарова, «Золотая роза», «Триумф», Международной книжной ярмарки.
Мориц жила в эпоху Эфроса, Высоцкого, Самойлова, Берковского, Ахмадуллиной, Вознесенского, Товстоногова, Любимова, Райкина. С кем-то из них она не была знакома, с кем-то встречалась по жизни.
Юнна никогда не считала себя диссидентом или разоблачителем общественного строя. Сама себя называла «чистый поэт», которому чужды компромиссы. Она говорила, что ее учителя – Т.Манн, А.Платонов, Гомер, Пушкин, поэты «серебряного века». В людях она ценит чувство собственного достоинства. Сама поэтесса не привыкла раболепствовать, она говорит открыто все, что думает.
Бомбежки Сербии в 1999 году отозвались в ее душе неизгладимой болью. Юнна написала по этому поводу новую поэму, которую назвала «Звезда сербости», в которой есть такая строчка: «Война уже идет/ Не с сербами, а с нами».
Такой же позиции поэтесса придерживается и в отношении конфликта с Украиной. Себя она характеризует, как противоядие «русофобской отравы». Мориц на протяжении 10-ти лет не приезжала в родную Украину, и понимает, что в ближайшем будущем этой возможности у нее не будет. По этому поводу она пишет стих «Другая Украина», в котором ностальгия по прошлой Украине, такой близкой и понятной ее сердцу.
В 2016 году на своей странице в Фейсбук Морис выложила собственное эссе, в котором затрагивается тема убийства на Донбассе российских представителей СМИ и личность Надежды Савченко, которую обвинили в этом преступлении. После этого ее страница была заблокирована, и никто не назвал причины такого решения.
Несмотря на почтенный возраст, поэтесса пребывает в прекрасной форме, она сумела сохранить нестареющую душу. Продолжает заниматься сочинительством «неклассических» стихов, которым присваивает своеобразные названия – «Куль минации (мгновеники)», «Листопадло», «Найухоемские сигналы».
Личная жизнь
Не только ее творческая биография может похвастаться насыщенностью событиями, не менее интересной была и личная жизнь поэтессы. Она пыталась устроить свою судьбу три раза. Первый раз Юнна сочеталась браком в 60-х, тогда она пошла в ЗАГС с поэтом и переводчиком с эстонского языка Леоном Тоомом. В 1969-м он трагически погибает – выпадает из окна. После этого Юнна жила с писателем Ю.Щегловым (Варшавером).
Третий раз Мориц вышла замуж за поэта Юрия Васильева, который печатался под литературным псевдонимом Голицын. В этом браке в 1971 году она родила своего единственного сына Дмитрия Глинского-Васильева. Он учился на филфаке МГУ, потом стал создателем Русскоязычного общественного совета в Манхеттене и Бронксе, который сам и возглавил.
Поэтесса активно общается в соцсетях со своими многочисленными друзьями и подписчиками, выкладывает фото прошлых лет и современные снимки. Ее лицо в морщинах, но главное, что душа осталась молодой.