Жан Маре — биография
Жан Маре – популярный французский актер, известный своими ролями в картинах «Орфей», «Парижские тайны», «Железная маска», «Граф Монте-Кристо», «Фантомас», «Принцесса и чудовище». Награжден Военным Крестом, орденом Почетного Легиона, премией Луи Деллюка, получил главный приз на венецианском МКФ «Серебряный лев» и четыре премии «Бэмби».
В отношении Жана Маре природа не поскупилась, и наделила его тысячей талантов. Он состоялся не только как талантливый актер, но и художник, дизайнер, скульптор, декоратор. Сам Пабло Пикассо давал высокую оценку его работам, он считал, что Маре напрасно тратит свое время на актерство, из него мог бы получиться выдающийся художник. Обладая редкой мужской красотой, он имел миллионную армию поклонниц, которые считали его «принцем обаяния».
Детство
Жан Альфред Виллен-Маре (полное имя артиста) родился в небольшом портовом городке Шербур 11 декабря 1913 года, в довольно необычной семье. Отца звали Альфред Эммануил Виллен-Маре, он ветеринар. Мама – Мари-Алин Воссор, профессиональная аферистка, хотя многие сходились во мнении, что на воровство ее толкала болезнь – клептомания. Периодически попадаясь на кражах, Мари-Алин отправлялась в тюрьму, исчезая из жизни сыновей на некоторое время. Родители развелись, когда Жану исполнилось 4 года. Мать забрала его и старшего сына Анри, и переехала с ними в Париж.
Перед самым рождением Жана умерла его сестра Мадлен, и маме очень хотелось, чтобы у нее родилась девочка-ангелочек. Но это был сын, и у матери началась депрессия. Она не пыталась сделать из него маленькую леди, наоборот, прививала ему такие черты, как храбрость и мужественность, но мальчик прекрасно понимал, что не оправдал надежды матери. Однажды на чердаке дома Жан нашел сундук с детскими нарядами мамы, напялил на себя платье и пошел в магазин. Продавцы вели себя с ним, как с юной леди, и мальчику это очень понравилось.
Самым выдающимся событием детских лет стал поход в кинотеатр. Он был потрясен фильмом «Тайны Нью-Йорка», где главную роль сыграла Перл Уайт. Под впечатлением от увиденного, Жан решил, что тоже посвятит свою жизнь актерству. Вместе с мамой мальчик часто бывал и в театре. Однажды он смотрел постановку, где главную героиню звали Розали. Ему так понравилось это имя, что он стал называть им свою маму. Мать в ответ звала сына своим Кабишу, по имени второго ключевого персонажа этого спектакля.
По мере взросления Жанно, как звали его близкие люди, становился все более хулиганистым и неуправляемым. Он очень любил маму, а она оказывала на него не самое благоприятное воздействие. Мальчик тоже начал постоянно врать, воровать и драться. Любил подшутить над педагогами в колледже Сен-Жермен-ан-Ле, куда его отдали учиться. К слову сказать, учился он отвратительно, часто пропускал занятия. Жан придумал себе новое развлечение – переодевался в девушку, и заигрывал к преподавателям, которые даже не подозревали подвоха. Когда обман раскрывался, Маре исключали из учебного заведения. В итоге он сменил три колледжа. В шестнадцатилетнем возрасте Жан Маре получил аттестат католического колледжа в Бузонвиле, и начал свою трудовую биографию в качестве ученика фотографа. Его наставник оказался неплохим художником, именно он дал парню первые уроки композиции, научил передавать на холсте свет, цвет, пространство, объем. Маре упорно шел к своей цели – актерству, но для этого нужны были немалые деньги. Он зарабатывал их, как мог – написанием картин, участием в фотосессиях для различных изданий. Три раза молодой человек пытался стать студентом Парижской консерватории, рассылал на все киностудии свои фото, но ему не удавалось устроиться хотя бы статистом.
Творчество
Первый шаг на пути к мечте Жану удалось сделать только в 1933-м. Симпатичного двадцатилетнего юношу приняли на актерские курсы. Он старался попасть во все учебные постановки. Долгожданное сотрудничество с кинематографом началось спустя год. В 1934-м Жан засветился в незначительной роли в картине «Скандал», режиссера Марселя Л’Эрбье, который был его любовником.
В 1937-м состоялось судьбоносное для Жана Маре событие. Он встретил режиссера и литератора Жана Кокто, с помощью которого стал настоящим профессионалом, востребованным актером и суперзвездой кинематографа. С Кокто Маре тоже связывали любовные отношения. Без Маре не обходился ни один фильм или пьеса Кокто, творческий союз этих двух талантливых людей подарил миру несколько постановок и картин, завоевавших признание зрителей. Маре участвовал в постановке спектакля Кокто «Царь Эдип», в 1938 году засветился в «Рыцарях круглого стола», в 1942 году участвовал в съемках фильма «Кармен», созданного по одноименной опере. Лента появилась в широком прокате спустя три года, и получила невероятную популярность во Франции. Посмотреть ленту пришло четыре миллиона человек.
В 1943-м фильмография Жана Маре пополнилась картиной «Вечное возвращение», сценарий к которой написал его возлюбленный Кокто. Это был своеобразный ремикс на классических героев — Тристана и Изольду. Сюжет этого фильма полон драматизма, о богатом вдовце Марке проживающем в замке вместе с семьей сестры его покойной супруги, в которой подрастает сын-карлик. Маре сыграл племянника Марка, спасшего девушку от нападения бандитов. Он хотел найти дяде невесту, но сам влюбился в эту девушку, и она ответила ему взаимностью. За всем этим наблюдает злобный карлик, заставляя влюбленных страдать. История любви заканчивается разлукой и смертью.
После того, как Париж освободили от фашистов, Маре ушел воевать. Его смелость и мужество, проявленное во время выполнения военных задач, получили достойную оценку, актер был награжден Военным крестом.
После войны Маре вернулся к своей профессии. В 1946-м режиссер Кокто снова задействовал своего любовника в собственном фильме. Картина называлась «Красавица и чудовище», Жан воплотил на экране три образа – друга Людовика Авелана, принца, Чудовища. Критики восторженно восприняли эту ленту, называли ее «волшебное произведение искусства» и «кинематографическое чудо». Роль красавицы досталась популярной в те годы актрисе Жозетт Дэй. Именно этот фильм принес Жану Маре первую премию «Бэмби» в 1948-м, а Кокто получил награду имени Деллюка. В 2005-м рукописный вариант сценария этой картины был продан на аукционе «Сотбис». За него выручили 120 тысяч евро.
В 1947 году на экраны вышла драма «Двуглавый орел», в которой Маре сыграл центральную роль. Режиссером этой ленты стал все тот же, бессменный Кокто, партнершей Жана – актриса Эдвиж Фейер. Через год Маре снова встретился на съемочной площадке с красавицей Жозетт Дэй, на этот раз в картине «Ужасные родители». Потом актер появился в фильме «Рюи Блас», в котором сыграл возлюбленного королевы, в исполнении Даниэль Дарье. Маре не любил работать с дублерами, сам выполнял все трюки. Так вот на съемках последней картины он чуть не погиб, застрял в расщелине между двумя скалами вниз головой.
Через два года копилка работ артиста пополнилась ролью Орфея в фантастическом одноименном проекте. Критики признали, что тот образ стал лучшим из всего, что воплотил на экране Жан Маре. Эту ленту номинировали на получение премии Британской киноакадемии BAFTA.
В 50-е годы 20-го века артист начал сниматься в новом жанре, который условно назвали картинами «плаща и шпаги». Он играл людей, следующих кодексу чести, поборников справедливости и защитников слабых. Среди самых запомнившихся лент того периода можно назвать «Капитана Фракасса», «Графа Монте-Кристо», «Горбуна».
Многие режиссеры считали за честь снимать в своих проектах прославленного актера. Андре Юнебель пригласил Маре в свои «Парижские тайны», Абель Ганс дал Жану роль в своем фильме «Битва при Аустерлице», Висконти позвал его на съемочную площадку ленты «Белые ночи». В 60-е зрители впервые увидели трилогию о Фантомасе, где Жан Маре сыграл сразу двух главных героев. Образ комиссара Жюва исполнил неподражаемый комик Луи де Фюнес.
Личная жизнь
Глядя на этого мужественного и сильного актера, любимчика миллионов женщин, трудно представить, что он имел нетрадиционную ориентацию. Он вступил в связь с мужчиной в юном возрасте, первый опыт подобных отношений состоялся у Маре с картежником Жаком де Баланси, любовником его собственной матери. Спустя некоторое время Жан скажет, что никакого страха не испытывал, было просто любопытно.
На протяжении 26 лет Жана Маре и Жана Кокто связывали не только творческие, но и любовные отношения. Когда Кокто признался, что любит Маре, он тоже сказал, что влюблен, хотя особых чувств к режиссеру не испытывал. Но вскоре их чувства стали взаимными. Эта связь длилась вплоть до 1963 года, пока режиссер не умер.
В 1942 году Маре расписался с актрисой Милой Парели, с которой вместе снимался в фильме «Кровать с балдахином». Их брак длился до 1944 года. Инициатором оформления отношений был Жан, ему хотелось получить 4 дня отпуска, чтобы хоть немного отдохнуть от военных действий. Появились слухи о том, что Жана Маре и Марлен Дитрих тоже связывают романтические отношения, но на самом деле они были всего лишь друзьями. После того, как умер Кокто, любовником Маре стал танцовщик Жорж Райх.
В 1962-м Жан Маре решился на усыновление. Он остановил свой выбор на девятнадцатилетнем Серже, цыгане по национальности. Актер хотел достойно воспитать парня, дать ему приличное образование. Однако молодой человек больше интересовался девушками и деньгами своего усыновителя. Серж очень быстро ретировался от своего названного отца, а сам Маре понял, что напрасно затеял это усыновление.
Жана Маре всегда отличала скромность и деликатность. Он сам не любил бестактность, и не позволял подобного отношения к себе. Артист не афишировал свою личную жизнь, но и особо не скрывал нетрадиционную ориентацию, что в те годы было большой редкостью.
Последние годы и смерть
К концу жизни Маре все чаще играл в театре. Он засветился в таких мировых шедеврах, как «Король Лир», «Сид», «Тартюф».
В 60-е годы актер решил расстаться с шумным мегаполисом, уехал из Парижа, поселился на собственной вилле в Валларисе на Лазурном берегу. Он много рисовал, создавал скульптуры. Рядом с ним жила семья гончаров по фамилии Паскали, он сумел найти с ними общий язык, и перенять у них это ремесло. Однажды скульптуры Маре попались на глаза известному художнику Пикассо, и он в сердцах сказал, что Жан не имеет права тратить время на актерское ремесло, ведь у него есть все шансы стать настоящим зодчим.
В 1970-1995-м годах фильмография Маре пополнилась картинами «Отверженные» и «Ускользающая красота». В первой ленте партнером Жана стал известный французский актер Жан-Поль Бельмондо.
В 70-е годы Маре выпустил книгу под названием «Сказки Жана Маре», которую украсил своими иллюстрациями. Жан всегда любил Кокто, поэтому в память о нем выпустил книгу, а в 1983-м на сцене Theatre de VAtelier поставил спектакль «Кокто-Маре».
В 1988-м доктора обнаружили у актера онкологию. Он даже не подозревал, что живет с заболеванием костного мозга, а друзья не стали говорить ему об этом. В 1996-м, перед самой премьерой спектакля «Буря» по Шекспиру, Маре сильно простудился, но все равно вышел на сцену. Он тогда шутил, что зрители его не поймут, если он умрет в момент, когда на каждом углу в городе пестрят афиши с его именем. В 1998-м Маре уже почти не мог передвигаться, но все же побывал на художественной выставке в Каннах, где демонстрировались его полотна. Он умер 8 ноября того же года, причиной смерти стал отек легких.
Похоронили Жана Маре на кладбище в Валларисе. Его могилу «стерегут» львы, с глазами человека. Эти скульптуры принадлежат самому артисту. Все состояние Маре оставил по завещанию семейству Паскали, но тут откуда-то взялся его приемный сын, и оспорил это завещание. Молодой человек не соглашался ни на какие компромиссные варианты, поэтому суд был вынужден наложить арест на имущество выдающегося артиста.
Избранная фильмография
- 1933 На улицах
- 1941 Сгоревший павильон
- 1942 Кармен
- 1943 Вечное возвращение
- 1943 Безнадёжное путешествие
- 1946 Красавица и чудовище
- 1946 Шуаны
- 1947 Двуглавый орёл
- 1948 Ужасные родители
- 1949 Орфей
- 1950 Стеклянный замок
- 1950 Чудеса случаются однажды
- 1953 Жюльетта
- 1954 Граф Монте-Кристо
- 1954 Тайны Версаля
- 1955 Наполеон: путь к вершине
- 1957 Жизнь вдвоём
- 1957 Белые ночи
- 1957 Тайфун над Нагасаки
- 1959 Завещание Орфея
- 1960 Битва при Аустерлице
- 1960 Капитан
- 1961 Тайны Бургундского двора
- 1961 Понтий Пилат
- 1962 Парижские тайны
- 1964 Фантомас
- 1965 Фантомас разбушевался
- 1965 Джентльмен из Кокоди
- 1966 Семь парней и девушка
- 1966 Фантомас против Скотланд-Ярда
- 1968 Пария
- 1973—1974 Жозеф Бальзамо
- 1996 Ускользающая красота