Иосиф Волоцкий — биография
Иосиф Волоцкий – православный святой XV-XVI века, прославлен в чине преподобного. Наиболее известен как автор богословских сочинений, игумен и основатель монастыря.
Ранние годы и происхождение
Под именем Иосиф святой известен уже после принятия монашеского сана. До этого времени его звали Иоанном Саниным. Мальчик родился 31 октября (по старому стилю) 1439 года, неподалеку от Волока Ламского, в селе Язвище, принадлежавшем его семье. Род Саниных был дворянским, вотчинным, имел литовское происхождение. В семье было еще 2 сына, Акакий и Вассиан.
Семья вела набожную жизнь. Дед мальчика, Григорий, в зрелом возрасте вместе с супругой удалился в монастырь, приняв иночество. Отец и мать Иоанна тоже были людьми глубоко верующими. Мальчик в положенный срок был крещен в честь Иоанна Милостивого.
В семилетнем возрасте Иоанн Санин был отправлен в Волоколамскую обитель, на воспитание и наставление к старцу Арсению. Здесь юного послушника обучали письму и чтению, послушанию, богословию. К 9 годам мальчик уже хорошо знал Библию и другие тексты писания.
Монашеская жизнь
С ранних лет Иоанн Санин стремился посвятить свою жизнь Богу. К 20 годам он вполне осознанно сделал выбор в пользу принятия монашества. Юноша стал послушником Тверской Саввиной обители, но местные порядки показались праведнику слишком свободными. Он попросил настоятеля, старца Варсонофия Неумоя, о переводе в другое место. И вскоре отправился в Боровскую обитель, где принял постриг под именем Иосифа.
Монастырем в Боровске руководил опытный настоятель, преподобный Пафнутий, который и стал наставником молодого человека. В монастырском послушании Иосиф был кроток. Безропотно месил и пек хлеб, работал на кухне и в больнице, пел во время служб в храме.
В этот период Иосифу сообщили, что его мирской отец болен, прикован к постели. По личному разрешению настоятеля, мужчина перевез родителя в Боровскую обитель, в свою келью, и следующие 15 лет ухаживал за ним. За это время отец Иосифа также вошел в число братии, изъявив желание принять постриг. Мать его, после переезда главы семьи в монастырь, также стала инокиней, во Власьевском монастыре.
В возрасте около 40 лет Иосиф был назначен игуменом Боровской обители. Так завещал перед смертью прежний настоятель. Инок принял иерейское достоинство от святителя Геронтия. Но братия, поначалу принявшая его доброжелательно, вскоре взбунтовалась против строгого общежительного устава, к которому тяготел новый игумен. Были у Иосифа разногласия и с великим князем Иоанном III. В 1479 году его попросили покинуть обитель.
Что Иосиф и сделал, вместе со старцем Герасимом Черным. Они отправились странствовать, причем о своем сане игумена молодой монах не сообщал. Он старался выглядеть учеником более мудрого старца, и в большинстве случаев это удавалось. О том периоде биографии преподобного известно лишь, что некоторое время он провел у Нила Сорского в Кирилло-Белозерской обители. Затем Иосиф ненадолго вернулся в Боровский монастырь, но затем снова его покинул. Душа монаха просила уединения и строгой аскезы, недостижимой в стенах обители.
Пустыня
В 1479 году, в июне, Иосиф и несколько старцев, поддержавших его идеи, отправились в окрестности Рузы, рядом с бывшими владениями дворян Саниных. Для создания здесь пустыни требовалось согласие местного князя. И Борис Волоцкий дал разрешение, помог выбрать место на берегу реки Струза. Здесь старцы с Иосифом заложили основание храма. Биографы утверждают, что князь при этом присутствовал, а затем даже пожаловал новой обители 3 деревни и село, часто отравлял инокам продукты. Вскоре пустынь приросла имуществом. Супруга князя Бориса пожаловала ей село Успенское. А после его смерти, благотворительную деятельность продолжил Федор, сын прежнего владельца земель.
Братия для монастыря тоже нашлась. В нее пришли бывшие насельники из расположенной неподалеку Пафнутиевой обители. Не отказывал Иосиф в приеме и тем, кто мало походил на праведников. К нему шли вотчинники и холопы, беглые люди и бывшие преступники. В начале XVI века слава обители была так велика, что в нее стали поступать иноками и представители знатных родов, в том числе из дружины князя.
В своем монастыре Иосиф Волоцкий установил строгие порядки, принятые в то время на Афоне. Здесь практиковали аскезу и строгое послушание. Не было послаблений, все трудились на благо обители. Известно, что много внимания в монастыре уделяли работе с текстами – переписке святоотеческой литературы, богослужебных трудов. Иосифо-Волоколамская обитель приобрела славу места с особым духовным статусом. Сюда шли те, кто действительно готов был посвятить жизнь прославлению Господа.
Борьба с ересью
Иосиф Волоцкий много времени посвящал и написанию собственных размышлений о Боге. Самым известным его трудом является «Просветитель», рукописный образец которого дошел до наших дней. В тексте Иосиф обличает тех, кто поддавался ереси иудаизма вопреки канонам православной веры того времени. Он указывает на то, что многие начинают под видом христианства проповедовать совсем иную религию. Тех, кто жил по законам Моисея, преподобный Иосиф считал еретиками.
Строгий к себе и другим в вопросах веры, он даже призывал казнить отступников. Обращался с этой идеей к светским властям. Вступал в ожесточенный богословский диспут с Нилом Сорским, который отстаивал иную точку зрения. При этом сам Иосиф был не против богатого украшения храмов или наличия у обителей земельных владений. Противостояние породило новое течение в богословии. «Иосифляне» следовали заветам Волоцкого преподобного, но постепенно все стороны этого конфликта пришли к примирению.
Личная жизнь
Иоанн Санин (Иосиф Волоцкий), принял монашество, а с ним и обет безбрачия. Поэтому личная жизнь святого была обращена исключительно к Богу.
Смерть
До конца своих дней Иосиф Волоцкий трудился на благо обители. Преподобный страдал от возрастных недугов, почти потерял зрение, мучился головными болями. Ощущая скорый уход из жизни, он передал управление монастырем своему сподвижнику Даниилу. А сам принял великую схиму, проводил дни в молитве, причастии и других таинствах. Даже когда преподобный слег, ученики приносили его в храм. И там, на ложе, он присутствовал на службе. Умер Иосиф Волоцкий 9 сентября 1515 года по новому стилю (22 по старому). В этот день совершают особые службы в память о нем. Канонизирован настоятель в Соборе 1579 года.
Мощи преподобного Иосифа Волоцкого, вместе с веригами, которые он носил при жизни, нашли упокоение на территории основанной им обители. Сегодня эти святыни доступны паломникам в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря, а рядом в 2009 году появился памятник в его честь. Более 13 лет преподобный в русском православии считается покровителем предпринимательской и хозяйственной деятельности.