Ирина Антонова — известный искусствовед, специализируется на итальянской живописи эпохи Возрождения. Доктор искусствоведения, награждена двумя Государственными премиями РФ. Ветеран ВОВ.
Ее называли «Железной леди» Пушкинского музея, ведь Ирина Антонова 52 года занимала кресло директора этого культурного центра, и очень много сделала для его развития и процветания. Она довольна своей жизнью, так как считает, что прожила ее не зря, что все свои силы отдала любимому делу. Ведь для человека очень важно не просто приносить пользу людям, но и при этом испытывать удовольствие от того, что делаешь.
Родилась Ирина Антонова в Москве 20 марта 1922 года. Ее родители были страстными любителями искусства. Отца звали Александр Антонов, в прошлом революционер, работал в качестве простого электрика на корабле, но всеми силами души стремился к миру искусства, в частности, к театру. Мама — Ида Антонова (в девичестве Хейфиц), играла на фортепиано, и именно она передала дочери любовь к музыке. Отец не просто любил театр, его приглашали в любительские постановки. Кроме этого ему нравилось стеклопроизводство, и в последующем это хобби стало делом всей его жизни — Александр дослужился до должности директора Института экспериментального стекла.
Благодаря новой работе отца семейство перебралось в Германию в 1929 году, где они прожили до 1933 года. Ирина овладела немецким языком настолько, что свободно читала произведения классиков немецкой литературы в оригинале. После того, как власть в Германии перешла в руки нацистов, Антоновы вернулись в СССР.
Училась Ирина хорошо, с легкостью постигая все предметы. Она мечтала стать студенткой мехмата МГУ, но любовь к миру искусства пересилила, и девушка поступила в ИФЛИ (Институт истории, философии и литературы). Это учебное заведение работало семь лет, в самом начале войны его закрыли, а студентов присоединили к МГУ. Антонова успела окончить только первый курс, потом поступила на медицинские курсы и до самой победы трудилась в госпитале.
После окончания войны Ирина восстановилась в вузе, окончила его, теперь уже в качестве студентки МГУ. После получения начала свою трудовую биографию в Пушкинском музее, поступила в аспирантуру, находившуюся при нем. Антонова стала специалистом по итальянскому искусству эпохи Возрождения.
В 1961-м старший научный сотрудник музея им.Пушкина Ирина Антонова была назначена на должность директора этого музея, и проработала в этом качестве 52 года. 10 июля 2013 года она уволилась, и ее кресло заняла искусствовед Марина Лошак.
Практически все время директора музея было посвящено работе, хотя в годы застоя она сталкивалась с массой трудностей. В те годы от искусства требовалось одно — прославлять идеи КПСС. Поэтому ей приходилось прикладывать много усилий не только при управлении музеем, но и в организации выставок. Цензуру, к сожалению, никто не отменял.
В 60-е годы прошлого века нужна была определенная смелость и новаторские качества, чтобы продвигать современное западное искусство, которое власти страны Советов не только не приветствовали, а откровенно отвергали. Антонова осмелилась ослушаться саму Екатерину Фурцеву, Министра культуры СССР, пошла в разрез с политикой КПСС и сумела организовать выставки искусств современных художников — Матисса, Тышлера. Именно она содействовала проведению музыкальных вечеров в музее, на которых звучали произведения композиторов Шнитке, Стравинского, Рахманинова, творчество которых отвергало руководство Советского Союза.
В 60-е годы Ирина придумала такое культурное мероприятие, как Випперовские чтения, таким образом она почтила память своего учителя и по совместительству бывшего директора Пушкинского музея Виппера Б.Р.
В 70-е годы Антонова принялась полностью реорганизовывать залы и экспозиции своего детища.
Ее старания закончились тем, что в одном зале музея расположились картины и советских художников и их зарубежных коллег. Посетителям музея выпала уникальная возможность сравнить творчество разных художественных школ и сделать свои выводы.
В 1974-м по настоянию директора музея проинспектировали все запасники музея, достали оттуда все полотна зарубежных художников, которые раньше находились в частных коллекциях Ивана Морозова и Щукина. На протяжении десятков лет они находились в запасниках, и только благодаря Антоновой переместились в отреставрированные помещения второго этажа музея.
К концу 70-х годов музей им.Пушкина начал достаточно плотно сотрудничать с западными выставками и музеями. Антонова провела колоссальную работу для того, чтобы самые большие музеи мира, такие, как нью-йоркский «Метрополитен», смогли продемонстрировать полотна выдающихся художников советским посетителям.
В 80-90-х годах прошлого века музей им.Пушкина вышел на совершенно новый уровень. Теперь в нем проводились выставки, по масштабу приравненные к мировым. Выставка под названием «Москва-Париж» получила статус события 20-го века, потому что впервые в ней участвовали картины художников Кандинского и Малевича, уже давно запрещенных в Союзе.
Ирина Антонова часто сопровождала экспонаты своего музея, которые отправлялись в разные страны. Эти поездки расширяли ее кругозор, сопутствовали знакомствам с известными людьми. Много выдающихся людей приезжало и к ней в музей, Антонова организовывала экскурсии по Пушкинскому музею для Рокфеллера, Миттерана, Хуана Карлоса, Ширака, Оппенгеймера, короля и королевы Нидерландов.
Антонова старалась привлечь в музей как можно больше посетителей, поэтому постоянно придумывала новые мероприятия, способные заинтересовать публику. Именно она придумала сочетание музыки и изобразительного искусства, которое впоследствии вылилось в проведение «Декабрьских вечеров» на пару с пианистом Рихтером.
Антонова и Рихтер играли в Пушкинском музее, и вскоре его уже воспринимали не только как музей, а настоящий островок музыки и искусства. Мировая общественность высоко оценила этот прогресс, понравилась новинка и жителям СССР.
Самой скандальной выставкой за всю историю Пушкинского музея стала экспозиция, получившая название «Золото Трои». По мнению многих западных и российских искусствоведов, Антонова этой выставкой запятнала свою биографию. Ее обвиняли в том, что она замалчивала правду о золоте Трои, которое в 1945 году вывезли из побежденной Германии. До этого СССР уверял все мировое сообщество, что не имеет к этим событиям вообще никакого отношения.
В Советском Союзе и так много о чем умалчивалось, но до этого все, что имело историческую ценность, возвращалось туда, откуда его привезли. Яркий пример этого — Дрезденская галерея.
Тот факт, что золото достали из запасного фонда и представили публике, лишний раз подтверждал, что новое правительство России более открыто, чем руководство СССР.
В 1998-м отпраздновали столетний юбилей закладки первого камня при строительстве музея им.Пушкина. Тогда, в 1898 году, эту церемонию посетил император Николай II. По случаю празднования юбилея Большой театр дал грандиозный концерт, на котором присутствовали лучшие исполнители страны.
Исключительно стараниями Антоновой музей им.Пушкина вскоре занял свое достойное место в ряду с Эрмитажем, Лувром, Прадо, Метрополитен, Британским музеем.
Новый век принес и значительные перемены в жизни театра. Он стал заметно больше, теперь на его территории открылись музеи частных коллекций, импрессионистов, Детского центра. Однако Антонова считает, что этого ничтожно мало. Особенно, если учесть тот факт, что коллекция музея состоит из свыше 600 тысяч самых различных произведений, при этом в залах есть возможность разместить только 1,5 % от общего количества экспонатов. Директор музея считает, чтобы обеспечить ему полноценную работу, нужно отстроить настоящий музейный городок.
Правительство выделило средства на расширение музея, поэтому стоит надеяться на то, что в ближайшем будущем он превратится в настоящий городок культуры и искусства.
Ирина вышла замуж за искусствоведа Евсея Ротенберга, доктора наук, сотрудника Института истории искусствоведения. В 1954 году у них родился сын Борис, который стал одновременно гордостью и самой большой печалью супругов. Он рос очень талантливым мальчуганом, радовал родных своими успехами, развивался гармоничной личностью. Его все считали поздним, так как Ирина родила его в 32 года.
Борис заболел, когда ему исполнилось семь лет. Это омрачило личную жизнь Ирины и ее мужа, с тех самых пор женщина поняла, что нет ничего более важного, чем здоровый ребенок, а все остальное не идет ни в какое сравнение с этим несчастьем. Антонова находила для сына самых лучших специалистов, но это не помогало, Борис навсегда остался в инвалидном кресле. Ирина волнуется только об одном — кто возьмет на себя заботы о сыне после ее смерти. В этом году ей исполнилось 98 лет, но она по-прежнему остается такой же активной и целеустремленной. К слову сказать, ее мама прожила 100 лет и 5 месяцев.
В июле 2013 года она уволилась из музея по собственному желанию. Теперь она занимает должность президента этого музея, и также активно, как и раньше, участвует в его жизни. Ирина Антонова одна из советников президента РФ.
Ирина Антонова стала автором свыше сотни публикаций, внесла огромный вклад в развитие культурного наследия России. Эти заслуги не остались незамеченными. Антонова награждена орденами Октябрьской революции, «За заслуги перед Отечеством» всей степеней, Трудового Красного Знамени. Помимо этого кавалер итальянского ордена «За заслуги» и французского ордена Командора искусства и литературы. Является действительным членом Мадридской и Российской академий.
Параллельно с работой в музее, Антонова преподавала в Париже, в институте восточных языков, читала лекции по искусствоведению в МГУ и Институте кинематографии.
На протяжении двенадцати лет занимала должность вице-премьера совета музеев при ЮНЕСКО, теперь ей присвоено звание почетного члена.
Несмотря на достаточно преклонный возраст, Антонова часто посещает концерты, спектакли и цирковые представления. Два раза в неделю бывать на культурных мероприятиях — именно такую привычку привили ей родители с раннего детства. А еще она с удовольствием водит машину, которую называет не иначе, как крепость.
Комментарии
Очень интересная статья.
Очень интересная статья.Amazing story.
Мне очень нравится этот удивительный человек - Ирина Александровна Антонова. За ее ум, отшлифованный прекрасным образованием, за мужество, честность и верность людям и идеям. Мне довелось с ней общаться и выразить свое безмерное уважение. Всегда с интересом слушала ее выступления и рассказы в той области, которой она посвятила свою жизнь. И всегда удивлялась, как она находит самые нужные слова о том и тех, о чем рассказывает. Как она рассказывала о спасенных шедеврах Дрезденской галереи! Особенно о Сикстинской Мадонне Рафаэля. Мне показалось, что это я сама так думаю, ведь девочкой мне удалось побывать на той,знаменитой выставке перед отправкой в ГДР спасенных шедевров. И думала об этом она так же, как и я. Как и думает Ирина Александровна о том, что надо было бы воссоздать коллекцию музея импрессионистов. Но даже ей это не по силам оказалось. И еще. Ее сын Борис все-таки не остался в коляске. Мне довелось с ним общаться на отдыхе. Слава Богу за эту милость в отношении его и мамы.
Великолепная женщина и,безусловно,выдающийся человек. Эрудиция,интеллект и порядочность. Нам повезло жить в одно время с Ириной Антоновой
Считаю, что таких людей как Ирина Алексаксандровна нельзя отпускать в другой мир, хоть он и райский. Там Всевышний разберется со своими делами и без нее, великой подвижницы. Она нужна здесь, нужна, как солнце, как глоток свежей воды!
Но уходят колоссы, почему-то уходят, зачем-то уходят, оставляя по себе лишь рыдающую память и глубокое отчаяние!..