Константин Юон – русский и советский живописец, портретист, театральный декоратор, писатель. Член кружка «Мир искусства» и один из основателей общества «Союз русских художников».
Главными направлениями в творчестве Константина Юона были архитектурные пейзажи и театральные декорации. Его произведения отражали шедевры старинного зодчества и красоту древних русских городов, а главным образом, Москвы.
Художник родился 12 октября 1875 года в Москве, в районе Садового кольца. Его отец, имевший швейцарское происхождение, работал в сфере страхования. Семья мальчика была огромной даже по тем временам: помимо Кости, родители произвели на свет еще 10 наследников. Дом Юонов всегда был полон гостей, здесь звучала музыка и ставились любительские спектакли. Декорации и костюмы для представлений разрабатывал Константин, а сюжеты придумывали все члены семьи. Эти счастливые годы своей биографии автор описал в книге «Москва в моем творчестве».
Живописью мальчик начал заниматься в восьмилетнем возрасте. С малых лет будущий художник восхищался архитектурными видами старой Москвы и любил посещать различные музеи, в том числе знаменитую Третьяковку.
В начале 1890-х юноша стал студентом Московского училища живописи, зодчества и ваяния, где сначала обучался на архитектурном факультете, а через год перевелся на живописный. Наставников начинающего художника были Константин Савицкий, Николай Касаткин и Абрам Архипов. Технике живописи Юон оттачивал под руководством мэтра Валентина Серова.
Свои работы Константин начал продавать еще в студенческие годы. Заработанные деньги художник тратил на путешествия по городам России и Европы. В начале 20-го века молодой автор представил свою картину «У Новодевичьего монастыря весной» на передвижнической выставке. Работа вызвала у публики положительные отзывы, позже ее выкупила Третьяковская галерея.
В 1900 году Юон посетил подмосковное село Лигачев, где познакомился с будущей супругой Клавдией. Девушка принадлежала крестьянскому сословию, поэтому их брак отец жениха посчитал мезальянсом. На долгие годы родитель прекратил с сыном всякое общение.
Окончив художественное училище, молодой человек вместе с коллегой Иваном Дудиным основал частную студию-мастерскую «Классы рисования и живописи». Эта школа просуществовала до революции, в ней отучилось около трех тысяч талантливых художников. Студия дала творческий старт монументалисту Вере Мухиной, графику Владимиру Фаворскому, пейзажисту Александру Куприну и другим известным личностям.
Одновременно с этим Юон сотрудничал с парижским театром, где планировались спектакли цикла «Русские сезоны». В 1913-м декоратор создал оформление для оперы «Борис Годунов» композитора Модеста Мусоргского. В роли главного героя выступал Федор Шаляпин, который после спектаклей выкупил особенно понравившиеся эскизы.
Карьера Константина в театре стремительно росла. Несмотря на плотный график работы, художник старался уделять как можно больше времени своему любимому жанру – пейзажам. Очарование русской стариной не покидало мастера всю его жизнь: он обожал красочную природу родного края, древние храмы, деревенскую архитектуру и колоритные народные костюмы.
«Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах».
В начале века Константин Федорович много путешествовал по старинным русским городам, раскинувшимся на берегах Волги. Самым посещаемым местом стал Нижний Новгород, который художник считал чудесным историческим городом. В одном из живописных уголков Поволжья автор создал свое знаменитое полотно «Над Волгой».
В 1915-м мастер представил холст «Мартовское солнце», ставший одной из ключевых работ дореволюционного периода. Картина была написана в Лигачеве, где Юон провел большую часть жизни, наблюдая за изменениями в природе.
Особый трепет в душе живописца вызывали провинциальные пейзажи России. Героями произведений автора становились Углич, Торжок, Ростов и другие русские города. Побывав в Троице-Сергиевой лавре, мастер создал полотна «Троицкая лавра зимой» и «К Троице».
Старинную русскую архитектуру пейзажист отображал в сочетании с современной действительностью. Городские памятники зодчества на картинах Юона соседствуют с историями из жизни обывателей. Константин Федорович писал с высокой панорамной точки зрения, что позволяло максимально близко отображать простор и красочность пейзажа.
При содействии Абрама Архипова и Игоря Грабаря живописец основал «Союз русских художников», ставший центром притяжения для московских пейзажистов.
Москве Юон посвятил несколько десятков работ. Все они были посвящены памятникам архитектуры, церквям, деревянным домам, сараям и заборам, и конечно же, местным жителям в ярких национальных нарядах. Особенно любил автор народные праздники и гулянья, которые наиболее красочно раскрывали самую суть русской души.
Большое влияние на творчество художника оказали французские импрессионисты. О европейских коллегах Юон писал так:
«Мной было принято то, что, казалось, поможет лучше увидеть красоту родного живого мира; моя палитра, бывшая до того несколько серой, после знакомства с этими мастерами стала просветляться и зазвучала звонче».
Любовь мэтра к импрессионизму наиболее ярко выразилась в цикле пейзажных работ с изображением ночного и вечернего города, подсвеченного искусственным освещением.
Революция 1917 года вдохновила мастера на создание серии акварельных картин, передавших события того периода. Константин Федорович, как свидетель исторических перемен, запечатлел моменты последних и решающих боев на улицах Москвы.
Самая известная работа того периода — акварель «Перед вступлением в Кремль у Никольских ворот». На ней изображены рабочие и солдаты на грузовиках, прорывающиеся к Кремлю сквозь баррикады.
В 1921 году автор представил холст «Новая планета». Это было время, когда Константин Федорович был погружен в декораторскую работу. Сюжет картины родился благодаря созданному им эскизу для занавеса Большого театра, поэтому на полотне можно заметить преобладание сценической условности. Ценители искусства много дискутировали по поводу содержания картины: по мнению одних, это был образ новой жизни после революции, другие же сочли работу предупреждением о грядущих потрясениях двадцатого столетия.
Особый интерес художника вызывали новые праздники, введенные советским правительством. Они напоминали ему народные гулянья, которые он так любил изображать в своих произведениях. Юон посетил парад 1922 года, посвященный годовщине Октябрьской революции. Увиденные события вдохновили автора на создание холста «Парад Красной армии», завершенного в 1923 году. Картина написана в необычном для Юона стиле: вместо ярких красок здесь преобладали защитные тона военной формы изображенных солдат.
Будучи уже прославленным художником, Константин Федорович занялся преподавательской деятельностью. Он выступал с кафедры Ленинградского института живописи, архитектуры и скульптуры, вел лекции в Московском государственном художественном институте имени Сурикова, писал статьи и эссе, посвященные изобразительному искусству.
Перед Великой Отечественной войной живописец работал над мозаиками для Дворца Советов, проект которого так и не завершили. Продолжал трудиться над театральными декорациями и рисовать пейзажи родного города, даже с наступлением военного времени.
Картина Юона «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» изображает стройные ряды солдат, марширующих в ненастную, почти зимнюю погоду. О своей работе автор писал так:
«На картине мной изображены заснеженные войска Красной армии 7 ноября 1941 года — в тот памятный день, когда война была объявлена «священной Отечественной войной». Суровый день начинающейся зимы; свинцовые тучи, покрывая небо, удаляются вместе с маршем войсковых частей вглубь пространства».
Чем бы ни занимался Константин Федорович, главным дело его жизни оставались пейзажи. После войны он написал полотно «Утро индустриальной Москвы», где запечатлен вид на возрождающуюся столицу из окон художника. Мнение об этой работе Юон выразил словами:
«Сквозь старые высокие деревья на фоне зимнего восходящего солнца открывается вид на сложный индустриальный пейзаж со множеством дымящих фабричных и заводских труб. Разноцветные дымы смешались со снежным пейзажем и образовали на картине перламутровый колорит».
О Константине Юоне часто говорят, как о человеке, всю жизнь любившем один город и одну женщину. Женившись на крестьянке Клавдии Никитиной, пейзажист обрек себя на немилость со стороны отца, однако взамен получил невероятно счастливую личную жизнь. Со временем душевная красота и доброта Клавдии растопила сердце строгого родителя, который впоследствии стал называть ее любимой невесткой.
Семейные отношения супругов долгие годы были безоблачными, пока в дом не пришла беда – трагически скончался их 17-летний сын. Это было страшным ударом для обоих, но вместе они смогли это преодолеть и вернуться к жизни.
Константин Федорович Юон умер 11 апреля 1958 года в родной столице. На момент смерти художнику было 82 года.
Картины талантливого русского пейзажиста бережно хранят крупнейшие музеи России. Помимо живописного наследия, автор оставил потомкам десятки научных работ в области педагогики, теории живописи и истории изобразительного искусства.