Игорь Эммануилович Грабарь

Игорь Грабарь — биография


Игорь Грабарь – русский и советский живописец, которого часто называют «художником русской зимы». Вел активную общественную деятельность по популяризации искусства, внес большой вклад в реставрацию и сохранение культурного наследия страны.

В 2021 году исполнилось 150 лет со дня рождения российского и советского художника Игоря Грабаря. Вся жизнь этого удивительного человека была связана с творчеством: он создавал великолепные пейзажи, реставрировал старинные полотна, вел научную деятельность.

Даже далекие от искусства люди знают его картину «Февральская лазурь», репродукцию которой включали в советские учебники и хрестоматии. Мастер заставил мир по-новому взглянуть на импрессионизм, добавив в него ни с чем не сравнимую индивидуальную трактовку.

Детство и юность

Живописец родился 21 марта 1871 года в столице Венгрии. Отец мальчика, Эммануил Грабарь, в те годы строил успешную политическую карьеру: в конце 1860-х он был избран в депутаты венгерского парламента. Его супруга Ольга вела общественно-просветительскую работу, за что позднее оказалась в числе ключевых обвиняемых по политическому делу, возбужденному австрийскими властями. Преследование русских в Галиции теперь принято называть «процессом Ольги Грабарь».

Будучи депутатом, Эммануил Иванович активно выступал против мадьяризации славянского населения. Разумеется, это очень не нравилось венгерским властям, которые подвергали гонениям инакомыслящих. Когда угроза тюремного заключения стала более чем реальной, парламентарий был вынужден покинуть Венгрию. Приютом для Эммануила Грабаря и его семьи стала историческая родина – Россия.

Оказавшись в Рязанской губернии, Игорь поступил в школу Егорьевска. К тому времени стало ясно, что мальчик необычайно талантлив в рисовании. Впервые вдохнув запах масляных красок, юноша почувствовал, что счастье переполняет его: более сладостного аромата он не ощущал всю свою дальнейшую жизнь. Грабарь сблизился с учителем рисования, в мастерской которого проводил часы, «изводя тонны бумаги».

Игорь Эммануилович Грабарь
Игорь Грабарь

Получив начальное образование, будущий художник стал студентом лицея цесаревича Николая. Это был непростой период в биографии молодого человека: он оказался среди детей состоятельных родителей, которые то и дело насмехались над его бедностью. Студенческие годы не были для Грабаря счастливыми – окончив лицей, он смог наконец вздохнуть с облегчением.

Единственное, что радовало юношу – появившаяся возможность прикоснуться к искусству. В те годы в Москве часто проходили различные выставки, куда со всех ног устремлялся молодой живописец. Он мог часами бродить по галереям, наслаждаясь полотнами великих мастеров: Репина, Перова, Куинджи и Крамского. Игорь буквально растворялся в каждом холсте, пытаясь проникнуть как можно глубже и понять замысел автора в мельчайших деталях.

На выходных лицеист неизменно отправлялся в Третьяковскую галерею, где знакомился с людьми из мира искусства. В Московском обществе любителей художеств тогда были рисовальные классы, куда записался начинающий творец.

Несмотря на нелюбовь к лицею, учебу Игорь закончил на отлично, и даже получил золотую медаль. После перебрался в Северную столицу, где поступил на юридическое отделение Петербургского университета. «Город белых ночей» пленил молодого человека на всю оставшуюся жизнь.

В отличие от лет, проведенных в лицее, об университетских годах Грабарь отзывался с теплотой и ностальгией. Параллельно с юриспруденцией студент изучал историю и филологию, составлял биографии художников, писал рецензии и обзоры на работы живописцев. Петербург словно окрылил юношу, дал силы двигаться в нескольких направлениях: изобразительном искусстве, литературе, науке. В этот же период творчество Игоря начало приносить первые плоды.

Раннее творчество

Первая получившая признание работа Грабаря — картина «Крыша под снегом», созданная им в 1889 году. По совету учителей начинающий художник поступил на обучение к прославленному преподавателю Павлу Чистякову, под чьим крылом когда-то выросли Врубель, Серов и Репин. Окончив университет в 1894 году, молодой человек стал студентом Академии художеств.

Игорь Эммануилович Грабарь
Художник Игорь Грабарь

После года обучения Игорю выпала возможность отправиться в заграничную поездку. Побывав в Германии, Франции и Италии, восторженный художник воочию увидел шедевры великих мастеров прошлых столетий. Его восхищала венецианская живопись и все, что связано с итальянской культурой.

Но главным, что захватило сознание путешественника, стал парижский импрессионизм. Побывав в лавке известного арт-дилера Амбруаза Воллара, Грабарь открыл для себя творчество Ван Гога, Сезанна, Гогена.

Вернувшись в Россию, художник усомнился в необходимости продолжать образование в Академии. Теперь он смотрел на живопись совершенно другими глазами. Какое-то время Игорь посещал популярную тогда художественную студию Репина, но вскоре покинул и ее. Талантливый парень осознавал, что академическое обучение уничтожает в нем свежесть мысли и естественность исполнения. Искать иной преподавательский подход молодой человек вновь отправился в Европу.

Оказавшись в Мюнхенской мастерской Антона Ашбе, Грабарь наконец ощутил себя «в своей тарелке». В первые же месяцы он завоевал доверие директора, который вскоре назначил его старостой класса и поручил заниматься с новичками. Впоследствии Игорь Эммануилович стал руководителем одного из филиалов мастерской.

В Мюнхене живописец прожил около пяти лет – с 1896-го по 1901-й год. Здесь он создавал полотна, учил студентов, изучал работы скульпторов, архитекторов, живописцев. После поездки в Париж вдохновленный творец окончательно осознал, что будет развиваться только в сторону импрессионизма.

Художник, искусствовед и архитектор

После посещения парижской художественной выставки в 1900 году Грабарь многое переосмыслил. Он понял, что истинный художник должен переносить на холст родные ему реалии. В своих мемуарах Игорь Эммануилович писал, что, увидев на выставке полотна Мане, Курбе и Милле он укрепился в желании изображать близкую сердцу жизнь.

Игорь Эммануилович Грабарь
«Луч солнца»

Вернувшись из поездки, живописец вступил в творческий союз «Мир искусства». С его основателями он начал сотрудничать еще в мюнхенский период, а теперь стал полноправным членом объединения. Грабарь писал критические обзоры и рецензии выставок, которые пользовались авторитетом в мире творческих людей. Поначалу Игорь переживал, что в сознании общественности он представляется лишь критиком, и в качестве художника его вряд ли воспримут. Эти тревоги оказались совершенно беспочвенными: на очередной выставке «Мира искусства» в 1902 году он выставил десять полотен, каждое из которых публика приняла благосклонно. Успех закрепила покупка картины «Луч солнца» Третьяковской галереей.

Основой работы «Мире искусства» была популяризация изучения собственных корней каждым его членом. Увлеченный этой идеей, Грабарь стал все глубже изучать искусствоведение. Главным ориентиром художника стал Александр Бенуа, создавший труд «История русской живописи в ХIХ веке». Работа же Игоря Эммануиловича называлась «История русского искусства», изначально опубликованная издательством Иосифа Кнебеля. Этот труд стал главнейшим достижением в искусствоведческой деятельности автора. После выхода книги Грабарь был признан крупным российским искусствоведом и сильным специалистом по русской живописи.

Игорь Эммануилович Грабарь

Разумеется, творческая биография художника не была идеально гладкой. Занимаясь научной работой, он ловил себя на мысли, что упускает себя, как живописца. Он даже писал, что с радостью скинул бы груз архивов, исторических справок и прочих исследований, чтобы заняться любимым делом. Но совмещать искусство и науку об искусстве все же пришлось.

После проведения масштабной экспозиции собственных работ в 1909 году Игорь Эммануилович полностью отдался научной и архитекторской работе, поэтому почти пять лет не прикасался к палитре. Его знакомая, вдова врача Г. Захарьина искусствовед спроектировал мемориальный больничный комплекс, посвященный памяти умершего наследника семьи Захарьиных. В результате получилось здание, в котором четко прослеживалась увлеченность автора стилем итальянского архитектора Андреа Палладио.

Архитектура не стала основным видом деятельности Игоря: вскоре он вновь погрузился в «Историю русского искусства». К 1914 году было выпущено уже пять частей научного цикла. Помимо этого, писатель трудился над монографиями о знаковых русских живописцах.

Во время революции издание «Истории» прекратилось, но автор о своем детище не забыл. Много лет спустя, уже в советские годы, Грабарь вернулся к этому масштабному труду. В середине 1950-х выпуск многотомной научной работы возобновился.

В 1913 году Игорь Эммануилович возглавил попечительский совет Третьяковской галереи. На этой высокой должности живописец проработал до 1925 года.

Игорь Эммануилович Грабарь

Мало кто знает, что именно Грабарь способствовал тому, что частная галерея Третьяковка преобразовалась в огромный музей всесоюзного значения. Руководитель провел реформы, касающиеся размещения полотен, что вызвало неоднозначную реакцию в творческом сообществе. Войдя в обновленные залы Третьяковки, Суриков увидел свою «Боярыню Морозову» и обомлел. Теперь картина располагалась так, что каждую ее деталь можно было увидеть издалека, сквозь анфиладу музейных залов. Восторженный автор поклонился Игорю Эммануиловичу до земли.

Однако не все поддержали нововведения. Противники реформ, в частности, бывший руководитель Илья Остроухов, настаивали на возвращении прежних порядков. Спор в итоге выиграл Грабарь, но это стоило ему огромных моральных сил.

Позже новый попечитель провел полную инвентаризацию и начал работу над составлением каталога. Это была кропотливая, затратная по времени работа, но Грабарь принялся за нее с огромным энтузиазмом. Являясь невероятно увлекающимся человеком, он полностью погрузился в атрибуцию полотен, происхождение которых до сих пор вызывало вопросы.

Снег и иней

Со временем деятельность «Мира искусства» сошла на нет и объединение распалось. Художник решил перебраться в теткино имение Титово под Тулой. Именно в этот период Грабарь нашел тему, ставшую символом всего его творчества – снег и иней. Картины с «бриллиантовыми кружевами» являются своего рода визитной карточкой мастера.

Игорь Эммануилович Грабарь

В глубинке автор завел знакомство с состоятельным и гостеприимным живописцем Николаем Мещериным. В течение пятнадцати лет Грабарь ездил в гости к своему другу в его имение Дугино, где особенно хорошо писались картины на снежные темы. Здесь же художник устроил свою личную жизнь, женившись на племяннице Мещерина Валентине. Супруга подарила мастеру двоих детей – Ольгу и Мстислава.

В советский период

Отгремела Октябрьская революция, нанесшая разрушительный удар по самым разным сферам – от экономики до искусства. С новой властью Игорь Эммануилович смирился, и даже начал сотрудничать. Главной своей задачей искусствовед считал спасение и реставрацию пострадавших картин. При участии живописца был создан государственный музейный фонд и проведена национализация художественных собраний с их дальнейшим распределением по музеям. С последним Грабарь согласился, так как это был единственный шанс сохранить культурное наследие.

Параллельно деятель работал в Академии истории, возглавлял художественно-постановочный отдел Малого театра, преподавал в Московском университете. Продолжая руководить Третьяковской галереей, Игорь Эммануилович проводил в ее залах уникальные выставки и экспозиции. К тому времени мастера считали высочайшим профессионалом не только на родине, но и в европейских странах. Его часто приглашали в качестве эксперта на всевозможные мероприятия, проводимые по всему миру. В конце 1920-х Грабарь стал первым лауреатом только что учрежденного звания заслуженного деятеля искусств.

Игорь Эммануилович Грабарь
Игорь Грабарь пишет картину

С годами искусствоведу становилось все сложнее заниматься сразу несколькими направлениями. Тогда он сосредоточился на реставрационной деятельности, благо, работы в этой сфере в те годы было предостаточно. Ради этого занятия художнику пришлось оставить руководство Третьяковкой и преподавание в Московском Государственном университете.

В 1930-м году Игорь Грабарь достиг пенсионного возраста, после чего смог наконец вернуться к написанию картин. Полностью отдаться любимому делу все же не вышло: искусствоведческую и общественную деятельность живописец вел до последних дней.

До выхода на заслуженный отдых мастер посетил Соединенные Штаты, где презентовал свою экспозицию из двадцати полотен. На творческом пути Грабаря были и ангажированные работы, за которые его нередко критиковали. В 1920-30 году художник увлекся созданием портретов – этот период стал значимой частью его биографии.

На протяжении жизни автор создавал монографии своих предшественников, и вот, пришло время написания автомонографии. Произведение «Моя жизнь» увидело свет в 1937 году. В этот же период создатель закончил работу над монографиями Серова и Репина. Позже стал руководителем Московского государственного художественного института.

Во время Великой Отечественной войны Игорь Эммануилович находился в эвакуации на территории Грузии. В 1942-м был назначен на должность руководителя комиссии по учету и охране исторических памятников.

В 1943-м Грабарю было уже за семьдесят, но о спокойной стариковской жизни он и не помышлял. Живописец стал руководителем Института живописи, архитектуры и скульптуры, позже попал в члены Академии наук СССР. После войны был назначен на пост директора НИИ истории искусств при АН СССР, в создании которого принимал непосредственное участие.

В 1947 году при содействии эксперта Грабаря были инициированы реставрационные работы на территории Андроникова монастыря. Позже здесь был открыт Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

Игорь Грабарь возглавил Государственные центральные реставрационные мастерские, оставаясь на этом посту до последних дней жизни.

Личная жизнь

Женившись на «тициановской барышне» Валентине, Грабарь обрел истинное счастье. Супруга подарила живописцу дочь Ольгу и сына Мстислава. Оба наследника выбрали далекие от творчества специальности математика и биохимика.

Герои многих картин Грабаря – его любимая жена и дети. Самыми известными полотнами стали «За самоваром», «Портрет жены художника», «За чтением», «Зимой». Судя по тому, с какой любовью автор изображал домочадцев, его личная жизнь тогда была счастливой.

Игорь Эммануилович Грабарь
Игорь Грабарь с детьми

Однако беда не заставила себя ждать. Вследствие гормонального заболевания Валентина начала терять рассудок. Несколько раз ее отправляли на лечение, но положительных результатов не было. Вернувшись в очередной раз из клиники для партработников, женщина вела себя странно, была сама не своя. В конце концов супруга творца попросту исчезла, не оставив семье ни единого шанса найти ее.

Игорь Эммануилович Грабарь
Игорь Грабарь с семьей

После ухода супруги Грабарь попросил ее сестру Марию помочь с воспитанием детей. Впоследствии женщина стала второй женой живописца.

Смерть

Игорь Грабарь прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Он скончался в 1960 году, не дожив до 90-летнего юбилея всего год. Последнее пристанище художник обрел на Новодевичьем кладбище.

Игорь Эммануилович Грабарь
Мемориал Игоря Грабаря

Супруга Мария пережила мужа всего на четыре года и была похоронена рядом с ним.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Игорь Эммануилович Грабарь?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя