Михаил Шемякин – советский художник и скульптор, эмигрировавший сначала во Францию, а затем в Соединенные Штаты. Творчество автора на родине признали лишь в конце 1980 годов.
Художник и скульптор родился 4 мая 1943 года в Москве. По национальности живописец является кабардинцем, а русская фамилия Шемякин досталась ему от отчима отца. Настоящий родитель Михаила происходил из старинного кабардинского рода Кардановых, а мать росла в состоятельной дворянской семье. Дед мальчика по материнской линии обучался в военно-морском училище Кронштадта. По словам художника, его дедов расстреляли во время революции 17-го года прямо в военных мундирах.
Мама будущего творца, Юлия Предтеченская, служила в театре на Таганке. Овдовев, женщина стала встречаться с полковником, от которого родила сына Михаила. После рождения мальчика Юлия Николаевна переселилась ко второму супругу, получившему на тот момент звание коменданта городов Восточной Германии. До подросткового возраста Миша жил в ГДР.
В конце 50-х мать с сыном и мужем переехали в Россию и поселились в коммунальной квартире из 38 комнат. Переселенцы обосновались в одной из комнатушек, где вместе с ними поселилась тетя со стороны отчима. Супруг матери видел в сыне будущего военного, однако сам юноша тяготел к искусству. Мать молодого человека поддерживала устремления сына и снабжала его литературой с картинами Поля Гогена, Ван Гога и Иеронима Босха.
Через некоторое время полковник отправился служить в Краснодарский край, а юный Миша получил возможность свободно заниматься творчеством. Всего за одну ночь он проиллюстрировал пушкинскую сказку о царе Салтане и был принят на второй курс института живописи имени Ильи Репина.
В вузе молодой человек проучился всего четыре года, после чего его отчислили за негативное влияние на умы студентов. Шемякин с удовольствием знакомил одноклассников с творчеством западных авторов, что в СССР, мягко говоря, не приветствовалось. Образование юноши прекратилось в начале 60-х, после докладной «доброжелателя» в КГБ.
В биографии молодого человека наступили непростые времена. Чтобы не умереть с голоду, он брался за любую грязную работу. По ночам студент-недоучка занимался любимым делом – копировал полотна знаменитых европейских мастеров и ставил художественные эксперименты.
Бывшего однокурсника часто посещали институтские друзья, чему противились соседи по коммуналке. В органы вновь поступил анонимный донос, сделавший дальнейшую жизнь Шемякина невыносимой. На допросе следователь задавал вопросы о религии, боге и дьяволе, что в итоге привело к отправке парня в психиатрическую лечебницу. Диагноз в медицинской карте звучал так: «Вялотекущая шизофрения».
В течении шести месяцев Михаила пичкали сильнодействующими препаратами, что едва не привело к его инвалидности. Лечащий доктор позволил пациенту провести в клинике выставку работ, посвященную иллюстрациям книг писателя Мориса Дрюона. Эти рисунки доктор показывал своим практикантам, пытаясь наглядно показать ход развития шизофрении.
Из клиники сына вызволила мать¸ однако последствия принятия сильных лекарств оказались плачевными. В течение двух лет молодого человека мучили аллергия на краски и ночные кошмары. Чтобы избавиться от всего этого, художник отправился восстанавливаться в горы Абхазии.
Жизни без искусства Михаил уже не представлял, поэтому решил устроиться в Эрмитаж простым разнорабочим. В бригаде Шемякина трудились такие же талантливые, но непризнанные властями художники.
В 62 году была организована дебютная выставка молодого творца. Провести ее помог журнал «Звезда», благодаря чему о работах гения узнали Мстислав Ростропович, Юрий Любимов и Альфред Шнитке и многие представители творческой интеллигенции. Через два года выставку художника рискнул провести Эрмитаж, что обернулось неприятностями как для руководства, так и для рядовых сотрудников.
Начавшая налаживаться жизнь автора вновь окрасилась черными красками: у него было проведено несколько обысков, в ходе которых были изъяты его лучшие произведения на религиозную тематику. Помимо этого, автор лишился своих любимых книг и писем матери. Художнику грозила высылка из города и обвинение в тунеядстве.
В конце 60-х художник основал творческое объединение «Петербург». В сотрудничестве с мыслителем Владимиром Ивановым Шемякин занялся поиском новых методов иконописи, для чего он решил стать послушником мужского Псково-Печерского монастыря. Создатель активно проводил выставки своих работ, которые вызывали раздражение у представителей власти.
Труды Михаила были высоко оценены за границей. Благодаря русской эмигрантке и галеристке Дине Верни семья художника покинула СССР, но без возможности взять с собой даже необходимые вещи.
Во Франции русского гения встретили родственники Дины. В Париже Шемякин начал новый этап творческой жизни – пусть его жизнь была очень небогатой, зато свободной. У творца появилась возможность изучать запрещенную на родине литературу и создавать полотна любой тематики.
Славу эмигранту принесли циклы картин «Чрево Парижа», «Метафизические головы» и «Карнавалы Санкт-Петербурга». Работы Михаила Михайловича стали широко известны после экспозиции, проведенной парижским дизайнером Жаном-Клодом Гобером. С 1970-х годов автор картин стал получать огромное количество заказов, а на его готовые творения выстраивались большие очереди.
Настал момент, когда культурное содержание французской столицы показалось художнику скучным и однообразным. Несмотря на это, русский гений продолжал упорно трудиться, ваяя скульптуры и создавая новые полотна. На Западе большую популярность обрел альманах «Аполлон», в котором основатель знакомил читателей с советскими импрессионистами и авангардистами. Франция продолжала давить на художника мелкобуржуазными устоями и сытостью, о которых в СССР не приходилось и мечтать.
Побывав в Соединенных Штатах, Михаил наконец ощутил дыхание настоящей жизни, полной творческих событий. Здесь художник принял решение о переезде в Америку и получении гражданства этой удивительной страны.
В США мастер перебрался в начале 80-х, однако его супруга с дочерью предпочли поселиться в теплой и спокойной Греции. Поначалу Шемякин обосновался в районе Сохо, который вскоре стал считаться местом паломничества творческих личностей.
Спустя несколько лет художник смог приобрести заброшенный замок всего в паре часов езды от оживленного мегаполиса. В нем он создал просторную мастерскую для создания скульптурных композиций и художественных полотен. Вскоре русского мастера приняли в Нью-Йоркскую академию наук и в европейскую академию искусств. О творчестве соотечественника на родине узнали лишь под конец 1980-х, практически перед самым распадом СССР.
Первой женой Шемякина стала художница и скульптор Ревекка Молдина, уроженка Ленинграда. В 1964-м у пары родилась дочь Доротея, последовавшая примеру родителей и ставшую художницей-иллюстратором.
Второй супругой мастера была переводчица Сара де Кей, которая появилась в жизни Михаила благодаря Владимиру Высоцкому. Брак Сары и Михаила продлился долгих двадцать лет.
На лице и теле создателя есть шрамы от ожогов, которые Шемякин объясняет травмой на сталелитейном предприятии. По некоторым данным, отметины появились на лице автора после огромно количества выпитого алкоголя.