Никита Богословский — биография
Никита Богословский — советский и российский композитор, дирижёр, пианист, литератор-публицист и прозаик, народный артист СССР.
Детство
Будущий композитор, Никита Владимирович Богословский, появился на свет 9 мая 1913 года в Санкт-Петербурге, еще в дореволюционной России. Его семья принадлежала к аристократии: мать происходила из помещичьего рода, а отец занимал должность надворного советника. Родственные корни Богословского тянулись к императорским министерствам, где его предки служили и имели чины. Отец Никиты также пошел по этой дороге, устроившись на работу в Главное управление почт и телеграфов.
Родовое поместье матери находилось в селе Карповка Тамбовского уезда. Это место, с его просторными барскими усадьбами, конными и овчарными заводами и обширными земельными владениями, было для Никиты миром летних каникул в детстве, пока Россия не изменилась. К тому моменту, когда он проводил свои летние дни в этом семейном имении, его родители уже развелись, а мать вновь вышла замуж. Новый супруг стал для Никиты отцом, заменив в его жизни биологического отца, который больше не проявлялся в судьбе сына.
Интерес к музыке в Никите пробудился благодаря матери, исполнявшей произведения Фредерика Шопена. До этого занятия музыкой были для мальчика скучной обязанностью, навязанной родителями. Однако после встречи с музыкой Шопена Никита не только начал серьезнее подходить к занятиям, но и стал пробовать себя в сочинительстве. Первое музыкальное произведение он показал семье, когда ему было всего 8 лет.
Однако революция и Гражданская война оставили глубокий след на судьбе семьи Богословского. Их аристократическое имение было уничтожено, а один из братьев матери погиб в ссылке, другой — в лагерях.
В 1920 году Никита стал учеником единой трудовой школы в Петрограде, продолжая занятия музыкой. По выходным он получал уроки у композитора Александра Глазунова, что, по словам самого Богословского, дало ему больше, чем дальнейшее обучение в консерватории. В те же годы, будучи еще школьником, он написал вальс «Дита», посвятив его 6-летней дочери Леонида Утесова, Эдит.
Путь к профессии был для Богословского предельно ясен с юных лет. Он знал, что станет композитором, и в 15 лет его первая оперетта была поставлена в Ленинградском театре музыкальной комедии. Любопытно, что автора на премьеру не пустили — он был слишком молод.
Завершив обучение в консерватории в 1934 году, Богословский оказался под угрозой высылки из Ленинграда из-за дворянского происхождения. Однако он решил остаться в городе, надеясь, что о нем забудут, и в итоге избежал репрессий.
В годы студенчества Богословский сочинял музыку для театральных постановок, заводил знакомства в мире театра и кино, знакомился с режиссерами, драматургами, артистами эстрады. С молодости его связывали дружеские отношения с такими выдающимися композиторами, как Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян.
Творческая деятельность
Широкую известность Никита Владимирович Богословский получил благодаря своей работе в киноиндустрии. Вклад композитора охватывает музыку для примерно 200 фильмов и спектаклей, включая как документальные, так и мультипликационные ленты. Впервые о нем заговорили в 1937 году после премьеры фильма «Остров сокровищ», музыку к которому создал Богословский. Этот успех стал началом его многолетней работы в кинематографе, включающей фильмы «Всадник без головы», «Большая жизнь», «Два бойца» и множество других, закрепивших за ним репутацию талантливого кинокомпозитора.
В дальнейшем композитор перебрался в Москву, где его признали также как выдающегося автора песен. В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Ташкенте, Богословский продолжал творить, создавая песни, ставшие символом советской эпохи. Такие произведения, как «Темная ночь» на стихи Владимира Агатова, «Любимый город», «Шаланды, полные кефали» и «Три года ты мне снилась», исполнялись не только известным артистом Марком Бернесом, но и по всей стране, став народными хитами.
Наряду с песенной работой Богословский также создавал произведения классической музыки. Его творческий репертуар включал симфонии, оперы, концертные пьесы, которые исполнялись симфоническими оркестрами и камерными ансамблями. Часто сам композитор выступал в роли дирижера, что добавляло особую выразительность его произведениям.
Несмотря на всенародное признание, Богословский не избежал критики. В 1940-е годы его упрекали в излишней «приблатненности» мелодий и отдаленности от советского духа. Однако, с честью выдержав этот непростой период, композитор сумел вернуть расположение слушателей и авторитет в музыкальных кругах. Впоследствии он стал членом всех значимых творческих объединений СССР, включая союзы композиторов, кинематографистов, журналистов и театральных деятелей.
Помимо музыки, Богословский проявил себя и в других направлениях. Он занимался литературным трудом, писал книги, создавал телерадиопередачи и, кроме того, увлекался организацией розыгрышей, ставших особой формой его самовыражения.
Юмор и жизнелюбие
Никита Владимирович Богословский был известен своим жизнерадостным нравом, тонким юмором и мастерством провоцировать друзей на острые и увлекательные споры. Одним из его известных розыгрышей стало пари, связанное с одной картиной из его коллекции. Композитор уверял своих друзей, что это произведение принадлежит кисти Исаака Левитана, однако те, взглянув на полотно, категорически отказались верить в это, посчитав его слишком примитивным для знаменитого художника-передвижника. В результате Никита Владимирович выиграл спор, ведь автором картины оказался Юрий Левитан, диктор всесоюзного радио, а не великий художник.
Склонность к шуткам Богословский направлял только на тех, кто обладал хорошим чувством юмора, считая, что в противном случае розыгрыши превращаются в хулиганство или даже месть. Его друзья и коллеги уже привыкли к этому характерному для композитора веселью и неугомонному духу. Он любил веселить окружающих своими озорными стихами и острыми афоризмами, которые, словно искры, сыпались в его разговорах.
Иногда его забавы имели неожиданный исход. В один из таких случаев Никита Владимирович решил разыграть певца Марка Бернеса, позвонив в номер люкс киевской гостиницы, где тот остановился. Сымитировав женский голос, Богословский произнес страстную и воодушевленную речь. Как оказалось позже, вместо Бернеса в этом номере жил тогдашний министр внутренних дел СССР Иван Серов.
Личная жизнь
Личная жизнь Никиты Богословского отличалась бурными поворотами и трагическими событиями. За свою жизнь он сменил четырех жен и пережил утрату двоих детей. Первый брак композитора оказался недолгим, и его сын Кирилл, родившийся в этом союзе, пережил печальную судьбу. Кирилл пристрастился к алкоголю и умер в возрасте 46 лет. Богословский настолько был разочарован образом жизни сына, что даже не пришел на его похороны.
Похожий путь постиг и младшего сына, Андрея, рожденного в браке с третьей супругой композитора, Натальей. Несмотря на успешное начало музыкальной карьеры, финансовую обеспеченность и внимание со стороны женщин, Андрей, как и его старший брат, отдал предпочтение алкоголю, что привело его к полному упадку. Никита Владимирович долго пытался поддержать сына, однако все попытки оказались тщетными, и в конечном итоге он решил прекратить с ним всякие связи.
Четвертый брак композитор заключил через три года после смерти своей третьей жены, Натальи, с которой он прожил долгие 37 лет. Последней супругой Богословского стала Алла Сивашова, с которой он оставался до конца своих дней.
Смерть
Последние годы своей жизни Никита Владимирович Богословский провел в доме на Котельнической набережной, сохраняя свой образ элегантного и живого пожилого джентльмена. Несмотря на преклонный возраст, он не жаловался на здоровье и вплоть до 90 лет не обращался к врачам — первый визит к доктору был вызван лишь зубной болью.
Весной 2004 года Богословский оказался в больнице с высокой температурой и на несколько дней потерял сознание. Придя в себя, он не утратил привычного остроумия, продолжая шутить с супругой Аллой Сивашовой. Однако болезнь оказалась серьезной и вскоре снова дала о себе знать. Никита Владимирович скончался 4 апреля 2004 года.
Место упокоения композитора находится на Новодевичьем кладбище в Москве, где установлен памятник с гравюрой, изображающей Богословского, в память о его значительном вкладе в музыку и культуре страны.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.