Тинторетто

Тинторетто — биография


Тинторетто — выдающийся живописец венецианской школы позднего итальянского Возрождения и маньеризма, известный своими масштабными и динамичными произведениями.

Детство

Художник Якопо Робусти, более известный как Тинторетто, родился в Венеции. По разным источникам его год рождения варьируется: одни указывают на период между концом сентября и началом октября 1518 года, другие на 1517 или 1519 годы. Семья Якопо была многодетной: помимо него, на свет появилось ещё двадцать детей, а по некоторым данным — 22.

Прозвище «Тинторетто» означает «маленький красильщик» или «сын красильщика» и связано с профессией его отца, который был красильщиком тканей. Настоящая фамилия семьи, возможно, была Комин. Энергия и стремительность художника принесли ему еще одно прозвище — «бешеный» или «ужасный», как отмечал Джорджо Вазари.

Тинторетто

Происхождение семьи Тинторетто вызывает споры. По одной версии, они были выходцами из Брешии, входившей в состав Венецианской республики, по другой — их предки эмигрировали из Лукки.

Дар к живописи у Якопо проявился рано. Отец, заметив талант сына, решил отдать его в ученики к знаменитому Тициану в 1530 году. Однако в мастерской великого мастера Тинторетто пробыл недолго — по одним сведениям, всего 10 дней, по другим — несколько недель. Предание гласит, что Тициан не захотел оставлять его у себя, предвидя в юноше потенциального конкурента. Однако существует версия, что Тициан осознал уникальность стиля Тинторетто, который не соответствовал его манере, и решил, что не сможет быть для него наставником.

После этого отношения между художниками оставались напряжёнными. Тинторетто продолжал восхищаться Тицианом, но последний неоднократно критиковал его за «поверхностный подход». Историки искусства до сих пор спорят, был ли Тинторетто учеником Тициана или же его формирование прошло без влияния наставников. Ранние работы Якопо больше напоминают стиль Франческо Пармиджанино и Андреа Скьявоне, что также ставит под сомнение его обучение у Тициана.

Становление художника

Тинторетто, несмотря на напряжённые отношения с Тицианом, продолжал восхищаться его искусством и стремился соединить в своих произведениях мощь тициановского колорита с динамичным рисунком, который, по его мнению, достигал совершенства в работах Микеланджело. На стене своей мастерской он разместил девиз, отражающий его творческую философию: «Рисунок как у Микеланджело, колорит как у Тициана» (Il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano). Помимо влияния Тициана и Микеланджело, на формирование стиля Тинторетто повлияли Рафаэль, Джулио Романо и архитектурные идеи Себастьяно Серлио, чьи трактаты он использовал для построения пространственных композиций.

Тинторетто углублял своё мастерство через изучение скульптур Микеланджело, таких как «Ночь», «Утро», «День» и «Вечер». Как и многие художники его времени, он занимался лепкой из глины и воска, что помогало ему создавать трёхмерные модели для разработки композиций и освещения. Он делал небольшие макеты интерьеров, заполняя их фигурками, чтобы тщательно проработать перспективу и светотень. Некоторые исследователи считают, что эти макеты были особенно важны для архитектурных элементов его работ. Внимание Тинторетто к анатомической точности привело его к изучению человеческого тела, включая занятия в анатомических кабинетах, что было редкостью для художников его эпохи.

Тинторетто
«Святой Георгий»

Хотя раннее творчество Тинторетто было близко к флорентийскому маньеризму, он активно искал собственный стиль. Его произведения выделялись драматизмом композиций, смелыми линиями, живописностью светотеневых решений и теплотой цвета. Использование широких мазков и эффектов света придавало его работам динамичность, что особенно заметно в таких произведениях, как «Святой Георгий», «Обращение Савла» и «Христос омывает ноги ученикам».

Необыкновенная трудоспособность и альтруизм Тинторетто позволили ему зарабатывать широкую известность. Он часто выполнял заказы бесплатно, компенсируя себе лишь расходы на материалы, чем снискал уважение современников. Однако такая поспешность иногда приводила к небрежности, и некоторые его работы критиковались за недостаток глубины и проработки. Со временем Тинторетто начал подходить к работе более внимательно, и его произведения становились всё более основательными.

Крупнейшие заказы Тинторетто связаны с религиозными братствами — скуолами. Особенно значимым стал цикл картин для Скуолы Гранде-ди-Сан-Рокко в Венеции. Из-за влажного климата он писал маслом вместо фресок. Важную роль в его карьере сыграли заказы для Дворца дожей, восстановленного после пожаров 1574–1577 годов. Здесь он создал полотна на мифологические сюжеты, такие как «Происхождение Млечного пути» и «Венера, Марс и Вулкан».

Тинторетто
Происхождение Млечного пути»

Тинторетто также проявил себя как выдающийся портретист. Его кисти принадлежат портреты дожа Николо да Понте (ныне в венском Музее истории искусств), адмирала Н. Капелло (собрание герцога Девонширского, Англия), дожей Альвизе Мочениго и Маркантонио Гримани, медика Андреаса Везалия (Старая пинакотека, Мюнхен) и автопортрет самого художника.

Творчество

Б. Р. Виппер охарактеризовал Тинторетто как «последнего из выдающихся венецианских живописцев чинквеченто», в чьих произведениях социальный протест приобретал всё более выраженный спиритуалистический оттенок. Как последователь Тициана, Тинторетто впитал влияние Микеланджело и Паоло Веронезе, однако он пошёл дальше, создав уникальный художественный стиль. Его работы отличались выразительными контрастами светотени, драматичными ракурсами и стремительными движениями фигур вдоль диагональных линий, что придавало композициям исключительную динамику и экспрессию.

Тинторетто усвоил уроки перспективы и анатомии эпохи Возрождения, что позволяло ему с лёгкостью обращаться к эффектным ракурсам и работать с пространством, где реальность сливалась с воображаемым. Б. Беренсон отмечал, что Тинторетто «глубоко ощущал влияние искусства Микеланджело», используя свет таким образом, будто способен «затемнять или прояснять небеса, подчиняя их своей воле».

Крупнейшие произведения

Апофеозом творчества Тинторетто стал грандиозный цикл картин для Скуолы Гранде ди Сан-Рокко, который стал вершиной венецианской живописи. Одним из самых выдающихся произведений этого цикла является «Распятие», занимающее стену зала Альберго. Полотно размером 536 на 1224 см поражает сложной композицией, которую М. Дворжак описывал как «борьбу между светом и тьмой», возвышающуюся над человеческими страстями и создающую воображаемую сферу, недоступную для земных действий.

Тинторетто

Ещё одной выдающейся работой Тинторетто является «Рай», написанный для Зала Большого Совета Дворца дожей в Венеции. Созданная в возрасте 70 лет, эта картина считается крупнейшим маслом на холсте (22 х 9 м). Композиция представляет собой многослойное видение небесной иерархии, размещённой в сферическом пространстве, полностью созданном воображением художника.

Тинторетто
«Рай»

А. Г. Габричевский называл Тинторетто «ключевым моментом» в истории искусства благодаря его революционному подходу к свету и пространству. Для Габричевского центральным героем искусства Тинторетто было «единое, органическое и словно одушевлённое пространство», которое объединяло все элементы его произведений.

Влияние Тинторетто простиралось далеко за пределы Венеции. Оно отразилось в творчестве Эль Греко, чьи работы часто сравнивают с экспрессивным стилем венецианского мастера, а также Ганса Роттенхаммера и Леонардо Короны. Благодаря своему новаторству Тинторетто не только завершил эпоху венецианского Ренессанса, но и предвосхитил многие тенденции искусства последующих столетий.

Личная жизнь

Тинторетто был женат на Фаустине Эпископи, с которой прожил долгую жизнь, посвящённую не только искусству, но и семейным ценностям. Несмотря на свою полную преданность живописи, он уделял большое внимание воспитанию детей, прививая им любовь к искусству.

Его дочь Мариетта Робусти (1560—1590) и старший сын Доменико Робусти (1560—1635) пошли по стопам отца и стали известными художниками, особенно в жанре портрета. Мариетта, талантливая портретистка, привлекла внимание европейских монархов: император Максимилиан и король Филипп II Испанский приглашали её ко двору. Однако Мариетта отказалась от блестящих предложений, предпочтя остаться в Венеции рядом с отцом, чья поддержка и наставления были для неё важнее почестей.

Доменико, продолжая дело отца, также достиг значительных успехов в живописи, став одним из наиболее известных венецианских портретистов своего времени. Таким образом, семейная традиция искусства, заложенная Тинторетто, продолжила развиваться через его потомков.

Смерть

Тинторетто скончался 31 мая 1594 года, прожив долгую жизнь по меркам XVI века. Причины его смерти были естественными, что, учитывая интенсивность его трудов, можно считать редкостью. До последних дней он не прекращал работать, посвящая себя искусству. Похороны художника прошли с большими почестями, свидетельствуя о высоком признании его таланта. На церемонии присутствовали не только друзья и последователи, но и вельможи из числа его заказчиков, а также художники, вдохновлённые его творчеством.

Тинторетто

Наследие Тинторетто доступно современному зрителю в музеях и храмах Венеции, где можно увидеть его масштабные полотна в их оригинальном великолепии. Репродукции его работ также представлены в крупнейших музеях мира, что делает его творчество доступным широкой аудитории.

В XXI веке биография и творчество Тинторетто продолжают вдохновлять. В 2019 году вышел документальный фильм «Тинторетто: Бунтарь в Венеции» итальянского режиссёра Джузеппе Доминго Романо. Лента, созданная в формате музейного шоу, рассказывает о жизни художника, его взглядах и влиянии на искусство. Этот фильм стал не только данью памяти великому мастеру, но и средством популяризации его творчества для новых поколений.

Избранные картины

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Тинторетто?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя